ЛЕКЦИЯ №13
Таким образом, усиление неравенства магнитных и индуктивных сопротивлений по осям d и q способствует увеличению основной составляющей момента Мр [см. формулу (2.35)], но может вызвать ухудшение энергетических и пусковых характеристик двигателя. На практике у синхронных реактивных микродвигателей отношение ширины полюсной дуги ротора к полюсному делению выполняют примерно равным 0,5 – 0,6, а максимального воздушного зазора к минимальному – 10 – 12.
Рис. 2.33
Синхронные реактивные микродвигатели имеют невысокие энергетические показатели. Причиной низкого значения коэффициента мощности cos φ является то, что магнитный поток реактивного микродвигателя создается исключительно намагничивающим током статора, который имеет индуктивный характер. Увеличению намагничивающего тока способствует повышенное сопротивление магнитной цепи из-за наличия впадин на роторе (RMq > RMd). Соответственно низок и к.п.д. реактивных двигателей из-за значительных электрических потерь мощности в обмотке статора.
|
|
Синхронным гистерезисным называют микродвигатель, вращающий момент которого возникает за счет гистерезиса при перемагничивании ротора. На рис. 2.33 показан гистерезисный микродвигатель Г-201: 1 – статор с двухфазной обмоткой; 2 – ротор; 3 – подшипниковый щит.
Ротор гистерезисного двигателя делают сборным (рис. 2.34): 1 – кольцо из магнитотвердого материала; 2 – немагнитная или магнитомягкая втулка; 3 – вал. Для изготовления кольца 1 используют материалы типа викаллоя и альни с широкой петлей гистерезиса. Потери мощности на гистерезис в кольце 1 определяют, как будет показано далее, значение гистерезисного вращающего момента. При ограниченной мощности возбуждения оптимальное по намагничиванию использование магнитотвердого материала кольца и наилучшие энергетические показатели достигаются при определенном соотношении между толщиной кольца и диаметра ротора. Излишнее увеличение толщины кольца, сопровождающееся уменьшением индукции, приводит к уменьшению потерь мощности на гистерезис и момента, а также перерасходу дорогостоящего магнитотвердого материала.
Для выяснения природы гистерезисного момента рассмотрим физические процессы, происходящие в роторе описанной конструкции при асинхронном вращении, т.е. когда материал ротора непрерывно перемагничивается (рис. 2.35). Будем считать, что оси м.д.с. F1 и потока Φ1 статора совпадают. В момент времени, когда вектор вращающегося магнитного потока статора Φ1 занимает положение А (рис. 2.35, а), элементарные магнитики ротора ориентируются вдоль этого потока.