double arrow

Ассортимент-перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется способом наименьшего процента или среднего процента:

(6.3)

где -выполнение плана по ассортименту, %;

- фактически выпущено изделий каждого вида, но не более, чем предусмотрено по плану;

- плановый выпуск изделий.

Изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет оценки выполнения плана по ассортименту не принимаются. План считается выполненным по ассортименту при условии выполнения задания по всем изделиям.

При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используют машинограммы.

Структура продукции представляет собой соотношение удельного веса отдельных изделий в общем выпуске изделий.

План по структуре продукции считается выполненным, если в фактическом выпуске продукции сохранено запланированное соотношение отдельных ее видов.

Для расчета влияния структурных сдвигов можно использовать метод прямого счета по всем изделиям и метод средних цен.

Расчет влияния структурных сдвигов методом прямого счета осуществляется по формуле:

(6.4)

где – изменение фактического объема продукции от изменения структуры;

– фактический выпуск продукции при фактической структуре;

– фактический выпуск продукции при плановой структуре.

При использовании метода средних цен расчет влияния структурных сдвигов производится по формуле:

(6.5)

где – изменение фактического объема продукции за счет изменения структуры;

и – средняя цена группы изделий – фактическая и плановая (базовая) соответственно;

– фактическое количество изделий в отчетном периоде (шт., метры и др.)

Под ритмичным выпуском продукции понимают равномерный её выпуск (поставку, реализацию) по календарному графику в размере и ассортименте, предусмотренных плановым заданием.

Наиболее распространенным является определение показателя ритмичности выпуска продукции по следующей формуле:

, (6.6)

где – коэффициент ритмичности;

– плановый выпуск продукции за i-й период;

– невыполнение плана по выпуску продукции за i-й период.

С переходом на рыночные условия хозяйствования соблюдение ритмичности приобрело особую значимость. Поэтому анализ ритмичности следует проводить как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям, отдельным видам продукции, срокам её поставки. Упущенная возможность в связи с неритмичной работой можно определить умножением разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском (поставки) продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. Выявляются причины неритмичной работы.

Анализ качества продукции, ее товарных характеристик и потребительских свойств.
Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.

При анализе показателей работы предприятия должны быть учтены качественные характеристики выпускаемой продукции.

В зависимости от особенностей продукции и предъявляемых к ней требований показатели качества могут быть объединены в несколько групп. Возможна также группировка: показатели технического уровня, надежности и долговечности, эстетические, экономические.

К экономически показателям качества относятся удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, мировому, допустимому и т.д.), экспортируемой продукции, забракованной продукции, зарекламированной продукции и другие.

В процессе анализа качества продукции необходимо: оценить технический уровень продукции, выявить отклонение технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем; проанализировать структуру выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество её изготовления и подготовки; выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции, обосновать возможности повышения качества.

В отношении каждого изделия целесообразно по возможности проанализировать соблюдение установленных этими показателями параметров. Показатели качества должны быть приведены в стандартах или технических условиях на соответствующее изделие. Эти показатели различны, ибо их содержание определяется потребительскими свойствами продукции.

При изыскании резервов совершенствования продукции необходимо проанализировать в первую очередь уровень (количественные значения) показателей качества продукции.

Для оценки выполнения плана по качеству целесообразно определить средневзвешенный балл качества продукции и посредством сравнения фактического и планового его уровня находить процент выполнения плана по качеству (балльный прием).

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, (отношение количества продукции первого сорта к общему количеству или отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта), средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества сравнивают с данными предыдущего периода.

Анализ выполнения плана по качеству продукции производится также по показателям удельного веса сертифицированных изделий, удельного веса забракованной продукции, удельного веса зарекламированной продукции в общем объеме выпуска продукции.

Качество продукции следует анализировать в тесной связи с показателями её себестоимости, поскольку между ростом издержек производства и улучшением изделий существует определенная зависимость. При этом необходимо исходить из того, что экономия от повышения качества продукции должна увеличиваться в большей степени в сравнении с ростом её себестоимости, а снижение себестоимости только тогда будет экономически целесообразно, когда оно достигается без ухудшения качества.

Особое внимание должно быть уделено анализу брака. Брак следует анализировать по следующим основным направлениям в зависимости от того, является ли он окончательным или исправимым: по отдельным бракованным изделиям; по цехам и операциям, где допущен брак; по причинам его происхождения; по характерным признакам брака; по размерам нанесенного ущерба; по виновникам (поставщик, рабочий, предприятие).

В процессе анализа необходимо определить удельные значения брака в себестоимости продукции.

На предприятиях обычно ограничиваются сопоставлением величины допущенного брака (в денежном выражении) с себестоимостью продукции. Наряду с этим необходимо также определять соотношение суммы убытков от брака с удержаниями из зарплаты бракоделов. При прочих равных условиях, чем больше удержаний и выше материальная ответственность, тем меньше убытков от брака.

Нельзя признать правильным то, что под величиной потерь от брака понимается только сумма денежных затрат, связанных с изготовлением бракованной продукции. Иногда считают, что если стоимость возмещается виновником, то предприятие вообще не понесло никаких потерь. В действительности к потерям от брака должно быть отнесено непроизводительно использованное рабочее время и время эксплуатации оборудования при изготовлении изделий, оказавшихся браком.

Анализируя качество продукции, целесообразно изучить соблюдение так называемых гарантийных сроков. Когда для продукции данного предприятия устанавливаются гарантийные сроки, то предполагается, что в течение оговоренного периода изделие будет служить исправно. В действительности же гарантия зачастую сводится лишь к обязательству предприятия-изготовителя перед потребителем бесплатно ремонтировать изделие в течение определенного срока. Поэтому, проводя анализ соответствия фактических сроков службы изделий гарантийным срокам, одновременно следует проверять качество самих гарантий.

Под конкурентоспособностью понимают такую характеристику товара, которая показывает её отличие от товара-конку-
рента, как по степени соответствия общественным потребностям (требованиям рынка), так и по затратам на её удовлетворение.

При оценке конкурентоспособности продукции рассчитывают и анализируют единичные и интегральные показатели.

Для расчета интегральных показателей используют, прежде всего, технические (свойства товара, область его применения и назначения) и экономические (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности) параметры. Другие параметры – эстетические (внешний вид товара), норматичные (соответствие товара действующим нормам и стандартам) используют в качестве дополнительных для всесторонней оценки уровня конкурентоспособности.

Единичные показатели представляют собой соотношение (выраженное в долях единицы или процента) уровней какого-либо технического или экономического параметра продукции анализируемого предприятия.

Данные параметров (показателей) анализируемой продукции по исследуемому предприятию сопоставляются с уровнем параметров (показателей) продукции предприятия-конкурента. В качестве эталона сравнения могут быть использованы также средние (высшие) рыночные или отраслевые параметры.

На основе выявленных причин снижения конкурентоспособности продукции направления работы по их устранению должны быть отражены в плане экономически эффективной ликвидации отмеченных недостатков с целью повышения конкурентоспособности продукции на рынках сбыта.

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

- эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

- эстетическим (внешний вид товара);

- нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Задачи анализа:

- оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;

- изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

- разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:

,

где q – единичный параметрический показатель;

Р – уровень параметра исследуемого изделия;

P100 – уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100%.

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определенных экспертным путем:

Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (GЭ):

,

Если J < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если J > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие-конкурента по своим параметрам.

В данном примере (табл. 2.7) по техническим параметрам оцениваемый холодильник уступает базовому образцу, но превосходит его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: J = 0,962 / 0,911 = 1,056.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.

Таблица 2.7

Единичные и групповые показатели конкурентоспособности холодильников

Показатель Оцениваемый STINOL qi ai G
Технические параметры          
Общий объем, дм3     0,97 0,15 0,1455
Полезный объем ХК, дм3     0,94 0,25 0,235
Полезный объем МК, дм3     1,0 0,20 0,20
Замораживающая способность, кг/сут 4,3 4,5 0,95 0,22 0,209
Средний срок службы, лет     1,06 0,10 0,106
Температура в морозильной камере, °С -15 -18 0,83 0,08 0,0664
          0,962
Экономические параметры          
Цена, у. е.     0,875 0,6 0,525
Расход электроэнергии в сутки, кВт-ч 1,40 1,45 0,965 0,4 0,386
          0,911

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.

Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.

Для изучения влияния данных факторов на объем продаж и сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.

ТЕМА 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия:
роль финансовой информации в процессе принятия решений

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, финансов, инвестиций, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации. Основной целью диагностики финансового состояния компании является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия. При этом руководителя предприятия, финансового менеджера может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и ожидаемые параметры в ближайшей или отдаленной перспективе.

Финансовое состояние предприятия – это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающая обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия и рисками с этим связанными, целесообразностью их использования, платежеспособностью, финансовой устойчивостью, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования.

Анализ результатов финансовой деятельности и финансового состояния является первичными, с помощью которых улавливаются негативные тенденции с прибылью и ликвидностью, и привлекается к ним внимание руководства. На их базе разрабатывается система планирования и прогнозирования финансовых потоков, и принимаются решения финансового характера, а они настолько будут точны, насколько глубоко и объективно выполнен анализ. Такая информация, в которой содержатся ответы на вопросы о движении финансовых и денежных потоков, запасе платежных и финансовых средств, текущем и ожидаемом финансовом состоянии предприятия, позволяет им принять необходимые и грамотные производственно-хозяйственные и финансово-экономические решения. Иначе говоря, им постоянно нужна информация, характеризующая изменчивостью финансовых потоков, финансовой устойчивости и платежеспособности. Своевременный анализ финансовой устойчивости и платежеспособности позволяет выявить основные проблемы, связанные с ликвидностью и является предпосылкой грамотного управления финансами предприятия. Проведение анализа необходимо как в случае, когда предприятие характеризуется низкой ликвидностью, так и в случаи, когда потоки платежей и потоки поступлений находятся в равновесии, наблюдается стабильная платежеспособность, нормальная финансовая устойчивость и такое состояние необходимо сохранить.

В настоящее время на многих предприятиях существует система упрощенного анализа платежеспособности и финансовой устойчивости на основе систематического расчета набора определенных коэффициентов, включенных в программное обеспечение бухгалтерского учета. Оценка этих коэффициентов осуществляется только по факту за определенный период через сравнение их с нормативами. При таком анализе невозможно проследить взаимосвязи, выявить влияние факторов, соотнести с достижением заранее поставленных целей и руководители не могут использовать данные сведения достаточно эффективно в управлении финансами предприятия. Объясняется это в первую очередь тем, что целевым управлением ликвидностью на предприятиях практически не занимаются. Финансовые потоки отражают движение стоимостей или капитала, который с точки зрения предприятия представляет собой определенную сумму финансовых средств в денежной форме, инвестируемую собственником или кредитором в производство с целью получения дохода. Последнее является важным моментом при организации анализа, так как понимание капитала как обязательств перед собственником или кредитором существенно меняет задачи и подходы к управлению финансовыми потоками по результатам анализа. Хорошая организация в управлении финансовыми процессами проявляется в умении сохранять финансовое равновесие, то есть поддерживать текущую и перспективную ликвидность и зарабатывать планируемый доход. Подобный подход основывается на непрерывном, в краткосрочном и долгосрочном периодах, согласования, всех потоков платежей по установленным правилам. Соблюдение этих правил обеспечивает согласование между собой потоков денежных средств таким образом, чтобы сохранялась ликвидность предприятия при достаточной рентабельности.

С этих позиций анализ платежеспособности и финансовой устойчивости представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера включающий следующие этапы:

1. формулировка целей и задач;

2. выбор системы показателей количественно характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость;

3. выбор методик: подготовки бухгалтерских и других финансовых данных для расчета показателей; анализа финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия; оценки экономических тенденций в развитии предприятия; финансового прогнозирования и планирования;

4. проведение аналитических расчетов и оценки полученных результатов.


формы финансовой отчетности и информационная база

Стандартный баланс предприятиясостоит из двух частей (табл. 17.1). В первой части показываются активы, во второй – пассивы предприятия. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Эта сумма называется валютой баланса. По каждой строке баланса предприятия заполняются две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало отчетного года (вступительный баланс), а во вторую графу – на конец года (окончательный баланс).

Таблица 17.1.

Структура баланса предприятия

АКТИВ ПАССИВ
І. Внеоборотные активы ІІІ. Источники собственных средств ІV. Доходы и расходы V. Расчеты
ІІ. Оборотные активы  
БАЛАНС БАЛАНС

Выделяются 5 основных элементов финансовой отчётности: активы; обязательства; собственный капитал; доходы; расходы. Элементами, непосредственно связанными с определением финансового состояния в балансе, являются активы, обязательства и собственный капитал. Элементами, которые непосредственно связаны с оценкой деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и затраты.

СПРАВКА. Активы – это ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод.

Обязательства – это существующая на отчётную дату задолженность, погашение которой приведёт к оттоку ресурсов предприятия.

Собственный капитал – это оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств. Собственный капитал представляет собой вложения собственников и накопленную прибыль.

Доходы – это увеличение экономических выгод предприятия за отчётный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала (исключая вклады собственников в уставной капитал). Доход включает выручку, полученную в результате основной (уставной) и не основной деятельности предприятия.

Расходы – это сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (исключая изъятия собственников из уставного капитала). При отражении расходов действует правило соответствия (matching concept) – расходы признаются в отчётном периоде, только если они привели к доходам данного периода.

Отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год. Однако для вновь образованного предприятия отчетный период может быть меньше 12 месяцев, но не может быть больше 15 месяцев, а для ликвидированного предприятия он будет меньше года (с начала года до даты ликвидации).

Активы и обязательства, в свою очередь, разделены на внеоборотные и оборотные (долгосрочные и текущие) в соответствии с периодом, в течение которого активы будут реализованы или использованы, а обязательства – погашены. Соблюдение этого правила необходимо для осуществления анализа показателей баланса.

Средства считаются оборотными активами, если нет никаких ограничений относительно их использования предприятием. Другие активы и обязательства сначала разделяются относительно операционного цикла предприятия, а потом руководителем предприятия для них выбирается признак классификации, в соответствии с которым они будут отнесены к оборотным или внеоборотным (долгосрочным или текущим).

Внеоборотные активы – все активы, которые не являются оборотными. Активы считаются внеоборотными, если срок их использования превышает:

· 12 месяцев с даты баланса (под датой баланса понимают последний рабочий день года – 31 декабря);

· операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Между статьями активов и пассивов баланса предприятия существует определенная взаимосвязь, основанная на том, что каждой статье активов соответствует статья пассивов как источника финансирования. Так источниками финансирования оборотных активов является собственный капитал и краткосрочные обязательства. Финансирования внеоборотных активов, как правило, должно осуществляться за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств. В практике работы правильное соблюдение соотношений между активами и пассивами позволяет иметь ликвидный баланс. В зависимости от источников формирования общую сумму оборотных активов (оборотных средств) разделяют на дне части:

1) переменную, которая создана за счет краткосрочных обязательств предприятия.

2) постоянный минимум текущих активов (запасов и затрат), который образуется за счет собственного капитала.

Различают следующие методы анализа баланса:

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ сравнение каждой позиции отчетности с рядом предыдущих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

анализ прибыльности и показатели рентабельности;

Одно и то же значение прибыли в зависимости от используемых в производ­стве средств (капитала) может быть оценено по-разному. Для акционерного общества и, в первую очередь, для инвесторов значение будет иметь степень возрастания или доходность собственного и всего капитала. Поэтому только соотношение прибыли к применяемому ка­питалу показывает, насколько успешно был использован в производстве полу­ченный предприятием капитал, т.е., какое количество прибыли было получено на единицу капитала. Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитала, ресурсов, являющийся мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаше всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к другим активам предприятия. Показатели рентабельности могут быть рассчитаны как коэффициенты и тогда представлены в виде десятичной дроби или в виде показателей рентабельности и тогда представлены в виде процентов.

Показатели рентабельности рассчитываются на основании Баланса ф.1 и Отчета о финансовых результатах предприятия ф.2. В основу расчета показателей рентабельности могут быть положены различные величины прибыли предприятия: маржинальная прибыль, операционная прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT), прибыль до выплаты налога на прибыль (EBT), чистая прибыль. Чаще всего для расчета коэффициентов рентабельности используется чистая прибыль или прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль.

Фактора­ми, влияющими на рентабельность, являются, с одной стороны, используемый капитал, обеспечивающий возможность производительной деятельности и получение прибыли, с другой — выручка от реализации произведенной продукции, имущества и т. п. (оборот), как источник поступления средств на предприятиеи формирования прибыли. Исходя из целей анализа используют различные сочетания прибыли по отношению к показателям, для которых исследуется их отдача (эффективность использования), что позволяет сконструиро­вать множество различных показателей (табл. 15.1): 1) рентабельность экономическая (активов), рентабельность со­бственного капитала, рентабельность при­меняемого в производстве капитала, рентабельность оборотных активов, рентабельность чистых активов и т.п. (ресурсный подход); 2) рентабельность оборота (продаж); 3) рентабельность реализованной продукции, рентабельность отдельных видов или групп продукции, рентабельность инвестиций и т.д. (затратный подход).


Показатели рентабельности

Группа Показатели рентабельности Формулы расчета Назначение
  рентабельность экономическая (активов) , где- чистая прибыль после налогообложения; А – активы предприятия. Характеризует экономическую рентабельность всего используемого на предприятии капитала, т.е. суммы собственных и заемных средств, отдачу, которая приходится на гривнахактивов
Рентабельность со­бственного капитала , где СК – величина собственного капитала предприятия. Характеризует эффективность собственного капитала предприятия, насколько успеш­но он используется. Увеличение этого показателя соответствует цели роста прибыли предприятия. На него опираются при сравнении и оценке пре­имуществ альтернативных инвестиций и при принятии решений об инвестициях и дезинвестициях на предприятии
Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов , где - оборотные активы. Показатели характеризую отдачу, которая приходится на гривна соответ­ствующих активов
  Рентабельность реализации (оборота) , где Воб – выручка от обычных видов деятельности; , где В – выручка от обычных видов деятельности+ операционные и внереализационные доходы и расходы Характеризует прибыль, которую получает предприятие с каждого гривны реализации
  Рентабельность продукции , где С – себестоимость продукции Характеризует прибыльность затрат, используется при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) производства продукции
Рентабельность отдельных видов продукции , где- прибыль по изделию i; - себестоимость по изделию i; Характеризует прибыльность различных видов продукции. Используется к качестве базы расчета прибыли при определении цен и в аналитических целях при контроле за прибыльностью (убыточностью) изделий, решений по неэффективным изделиям
Рентабельность инвестиций (Return On Investment – ROI) или расчетной(средней) нормы прибыли (accounting rate of return – ARR method). где – величина прибыли после налогообложения; - учетная стоимость активов на начало периода; - учетная стоимость активов на конец периода; , где - среднегодовой чистый доход (прибыль после вычитания налогов + амортизации); – первоначальные капиталовложения. Применяется при выборе наилучшего варианта инвестирования. Инвестиции осуществляются в тот проект, у которого рентабельность выше. Показывает степень возрастания капитала в результате основной производственной и внепроизводственной деятельности.


платежеспособность и кредитоспособность предприятия;
анализ финансовой состоятельности

Основные формы отчетности бухгалтерского учета неудобны для использования в аналитических целях. Их целесообразно перевести в более наглядный вид. Для этого используется группировка показателей в агрегированном балансе и горизонтальный анализ структуры и динамики стаей баланса осуществляется на основе такого агрегированного баланса. Необходимость построения агрегированного баланса вызвана:

· частой сменой самих форм отчетности и в силу этого невозможностью без агрегирования сравнения различных периодов деятельности предприятия;

· неудобной для прямого анализа формой группировки статей в стандартном балансе, в том числе и в последней его форме;

· необходимостью привести их к виду более близкому к международным стандартам;

· аналитическими целями исследования.

Формы агрегированного баланса для анализа ликвидности и платежеспособности представлена в табл. 17.2, а для анализа финансовой устойчивости в табл. 17.3.

Таблица 17.2.

Агрегированный баланс для анализа ликвидности и платежеспособности

Актив Пассив
1.Наиболее ликвидные активы (А1) 1.Наиболее срочные обязательства (П1)
2.Быстрореализуемые активы (А2) 2.Краткосрочные кредиты (П2)
3.Медленно реализуемые активы (А3) 3.Долгосрочные кредиты (П3)
4.Труднореализуемые активы (А4) 4.Постоянные пассивы (П4)
5.Неликвидные активы (А5) 5. Доходы будущих периодов (П5)
Баланс Баланс

Оценка платежеспособности базируется на коэффициентах, рассчитываемых в виде отношения оборотных активов или отдельных их элементов к кредиторской задолженности, и показывают в какой мере оборотные активы предприятия, а если их не достает, то и внеоборотные способны покрыть его долги. Поэтому при составлении агрегированного балансе для анализа ликвидности и платежеспособности сопоставляются сгруппированные по степени ликвидности активы с сгруппированными по степени срочности обязательствами.

Для этого:

1. Активы баланса группируются на:

· наиболее ликвидные активы, куда входят денежные средства предприятия и финансовые вложения (А1);

· быстрореализуемые активы – готовая продукция, товары отгруженные, дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев, НДС по приобретенным ценностям и прочие быстрореализуемые оборотные активы (А2);

· медленно реализуемые активы – производственные запасы (сырье и материалы), незавершенное производство, готовя продукция (А3).

· труднореализуемые активы – основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев и статьи раздела 1 актива баланса, за исключением статей этого раздела включенных в предыдущую группу (А4);

· неликвидные активы – сырье и материалы, которые очень сложно продать, безнадежную дебиторскую задолженность, расходы будущих периодов (А5).

2. Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

· наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, срок оплаты которой уже наступил, а также ссуды, не погашенные в срок (П1);

· краткосрочные пассивы – среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (П2);

· долгосрочные пассивы – долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты и заемные средства) (П3);

· постоянные пассивы – собственный капитал предприятия (П4);

· доходы будущих периодов – доходы полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (П5).

3. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения:

А1 ³ П1

А2 ³ П2

А3 ³ П3

А4 £ П4

А5 £ П5

В случае, когда одно или несколько неравенств имеют знак, противоположный зафиксированному соотношению, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстрореализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выяснить текущую ликвидность. Сравнение медленореализуемых активов с долгосрочными и среднесрочными пассивами отражает перспективную ликвидность. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (или неплатежеспособности) предприятия на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени.

Приведенные соотношения между активами и пассивами показывают желательные источники финансирования активов и позволяют составить прогнозный баланс, который будет отражать те ожидаемые значения показателей, при котором баланс будет считаться абсолютно ликвидным. Источниками финансирования оборотных активов могут быть:

· собственный капитал;

· долгосрочный заимствованный капитал;

· краткосрочный заимствованный капитал;

· товарный кредит;

· текущая кредиторская задолженность.

· Соотношение активов и источников их финансирования позволяет получить оценку финансовой устойчивости. В этом случае агрегирование баланса осуществляется несколько иначе, чем при анализе ликвидности и платежеспособности (табл. 17.3).

· Таблица 17.3.

· Агрегированный баланс для анализа финансовой устойчивости

Актив Усл. обозн. Пассив Усл. обозн.
1.Внеоборотные активы ВА 1.Источники собственных средств ИС
2.Запасы и затраты ЗЗ 2.Доходы и расходы ДР
3.Денежные средства, расчеты и прочие активы, в том числе: ДР 3.Расчеты, в том числе ЗС
денежные средства и финансовые вложения Д краткосрочные кредиты и заемные средства КК
готовая продукция, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы Р долгосрочные кредиты и заемные средства ДК
    ссуды непогашенные в срок ПК
Баланс Б Баланс Б

· Оценка финансовой устойчивости предприятия возможна на основе соотношения запасов источниками финансирования (17.1) или из степени покрытия основных средств и иных внеоборотных активов источниками средств (17.2)[10]

· ЗЗ £ (ИС + ДК) – ВА. (17.1)

· ВА £ (ИС + ДК) – ЗЗ, (17.2)

· где (ИС + ДК) представляет собой величину капитала предприятия.

· ВА – основные средства и вложения;

· ЗЗ – запасы и затраты;

· ИС – источники собственных средств;

· ДК – долгосрочные кредиты и заемные средства;

· Анализ капитала предприятия предусматривает проведение анализа состава капитала и его структуры, изменения составляющих капитала и источников его формирования. Анализ такжеосуществляется на основеагрегированного баланса.

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости начинается с определения объекта, цели задач и предмета анализа. Объектоманализа платежеспособности и финансовой устойчивости является финансовое равновесие предприятия, под которым подразумевается идентичность потоков поступлений и выплат как по величине, так и по срокам, гарантирующих выполнение предприятием своих финансовых обязательств в краткосрочном и долгосрочном периодах при достижении планируемой рентабельности (прибыльности). Задача исследования - понять, сформулировать и количественно выразить влияние внешних и внутренних факторов на финансовые процессы на предприятия.

Следовательно, цель анализа - определив сложившиеся тенденции воздействия различных факторов на финансовое равновесие, при положительной направленности найти пути ее закрепления и сохранения, при отрицательной – разработать меры для устранения воздействия негативных явлений и достижения желаемого результата.

Поэтому предметом анализа являются экономические явления и процессы, приводящие к такой изменчивости совокупности денежных потоков предприятия, при котором предприятие становится неликвидным. Среди них можно выделить следующие: финансовые потоки, влияющие на формирование и состояние оборотных средств, структуру краткосрочных обязательств, рентабельность собственного капитала, структуру постоянных пассивов, балансовые пропорции между пассивами и активами и т.п.

Важнейшим показателем, в котором проявляется финансовое равновесие, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворить платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет и т.д., то есть своевременно оплачивать свои обязательства.

Для внешних пользователей оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности предприятия. Ликвидность - термин, который характеризует способность отдельных видов имущественных ценностей быстро и без значительных потерь своей стоимости превращаться в денежные средства.

Считается, что предприятие ликвидно, если имеющееся покрытие в виде оборотных и внеоборотных активов, превышает потребность в платежных средствах либо, по меньшей мере, совпадает с ней (то есть, имеется возможность платить по своим обязательствам). Уточняя понятие ликвидности следует отметить, что оно характеризует такое финансовое состояние, при достижении которого предприятие не только сможет выполнить свои финансовые обязательства, но ему гарантировано продолжение производственно–хозяйственной деятельности в определенном периоде времени в будущем. Если же потребность в платежных средствах неоднократно превышает их поступление, возникают разрыв ликвидности, что может привести к неплатежеспособности предприятия. Рассмотрим, как понимать ликвидность предприятия подробнее.

Ликвидность проявляется как:

· ликвидность имущества, то есть возможность быстрой продажи собственного капитала и дебиторской задолженности, превращения их в деньги;

· ликвидность в смысле наличия такой возможности у предприятия, при которой оно может удовлетворить обязательства не только за счет внутренних, но и реального привлечения внешних источников.

Исходя из этого, следует различать ликвидность предприятия и ликвидность баланса.

Понятие ликвидности предприятия включает в себя не только ликвидность баланса, понимаемую как возможность предприятия превратить свои учтенные в балансе активы в наличность, с учетом того, что срок превращения соответствует сроку погашения долговых обязательств (наличность - денежные средства на расчетных счетах и в кассе), но и возможность предприятия при необходимости занять средства на сторонеи погасить в срокобязательные платежи. Для внешних пользователей в краткосрочном периоде важна ликвидность предприятия, которая характеризует возможность текущих расчетов, а в долгосрочном периоде для достижения финансового равновесия основой становится ликвидность баланса. При анализе платежеспособности и финансовой устойчивости с целью управления исследуется ликвидность баланса.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения. Достижение финансового равновесия подразумевает соблюдение идентичности потоков поступлений и выплат как по величине, так и по срокам. Оценка ликвидности баланса позволяет характеризовать возможности субъекта хозяйствования обратить активы в наличность для погашения своих обязательств, а степень этой возможности, то есть какими активами (наиболее ликвидными, быстро или медленно реализуемыми) характеризует ту или иную платежеспособность.

Платежеспособность предприятия принято измерять показателями проявляющихся в виде тех или иных коэффициентов, характеризующих отношение оборотных активов (общей суммы или ее части) к краткосрочным обязательствам. Эти отношения отражают долю оборотных активов, которую можно использовать для покрытия краткосрочных обязательств. Чем выше эта величина, тем больше уверенность в оплатах, если финансирование инвестиций осуществляется за счет банковского кредитования, то величина IRR проекта сопоставляется со ставкой банковского процента по кредитам, и IRR показывает верхний предел этой ставки, при которой проект не будет убыточен, и даже если произошла ошибка в расчетах, например, в нашем примере ошибочно подсчитана величина IRR = 57,2%, а в действительности IRR = 43,5%, то при той же ставке по кредиту проект все равно не будет убыточен. е краткосрочных обязательств из имеющихся оборотных средств. Также они указывают на временной период, в котором предприятие характеризуется определенной платежеспособностью. Чем больше это соотношение в пользу активов, тем лучше для кредиторов. Таким образом, коэффициенты, характеризующие платежеспособность, позволяют измерить покрытие обязательств предприятия оборотными активами, показывают резерв ликвидности предприятия, период в который этот резерв сохраняется, как гарантия безопасности против неопределенности и любого рода риска, которому подвержены денежные потоки предприятия.

СПРАВКА. Есть два основной подхода к оценке финансовых показателей (коэффициентов):

· на основании нормативных значений показателей;

· на основании общеотраслевых значений показателей.

Общепринятый подход к оценке финансовых показателей (коэффициентов) на основании нормативных значений показателей приведена
табл. 18.1.

Таблица 18.1.

Правила оценки финансовых показателей на основании нормативных значений показателей

Качественная оценка Правила оценивания
Высокий Значение коэффициента выше признанного стандарта
Норма Значение коэффициента в пределах признанного стандарта (отклонение + 5%)
Низкий Значение коэффициента ниже признанного стандарта

Оценка финансовых показателей (коэффициентов) на основании общеотраслевых значений показателей приведены в табл. 18.2.

Таблица 18.2.

Правила оценки финансовых показателей на основании общеотраслевых значений показателей

Качественная оценка Правила оценивания
Выше общеотраслевого значения Значение коэффициента выше среднего уровня по отрасли на 10% и больше
Отвечает общеотраслевому уровню Значение коэффициента в границах + 10% от среднего уровня по отрасли
Ниже общеотраслевого значения Значение коэффициента ниже среднего уровня по отрасли на 10% и больше

На уровне группы коэффициентов может быть произведена качественная оценка отдельных аспектов финансового состояния предприятия по градациям:

высокий - норма - низкий;

достаточный - недостаточный - критический.

Существуют определенные недостатки в использовании коэффициентов для анализа платежеспособности. Среди них можно выделить следующие:

– статичность – расчеты делаются на определенную дату и не отражают как будущих поступлений средств от хозяйственной деятельности, так и заемных средств для покрытия обязательств, а ликвидность предприятия лишь в некоторой степени зависит от имеющихся денежных средств, отраженных в балансе и в гораздо большей – от будущих поступлений;

– формальность – расчеты коэффициентов осуществляются по данным за прошедший период и не учитывают текущие и перспективные действия субъекта хозяйствования, направленные на совершенствование управлением финансовыми процессами на предприятии с целью обеспечения ликвидности.

В конкретных расчетах для оценки платежеспособности предприятия используются следующие показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициента критической ликвидности, коэффициент текущей ликвидности (иногда дополнительно рассчитывается коэффициент, характеризующий соотношение кредиторской и дебиторской задолженности).

Коэффициент абсолютной ликвидности () равен отношению величины наиболее ликвидных активов А1 (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов П1 + П2. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное ограничение данного показателя следующее: ³ 0,2 ¸ 0,5. Значение коэффициента равное, например, 0,2 показывает, что в кратчайшие сроки предприятие может покрыть за счет имеющихся у него денежных средств 20% краткосрочных долгов. Но следует помнить, что коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.

Для вычисления коэффициента критической (быстрой) ликвидности () (другое название – промежуточный коэффициент покрытия) в состав ликвидных средств в числитель показателя, помимо наиболее ликвидных средств, включаются дебиторская задолженность со сроком погашения в течение 12 месяцев, готовая продукция, товары отгруженные (А1 + А2), а знаменатель составляет тот же П1 + П2. Коэффициент ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Нижней нормальной границей коэффициента критической ликвидности считается ³ 1. Коэффициент критической ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.

Наконец, если рассчитать отношение всей суммы оборотных активов, (в числитель, кроме статей учтенных при расчете двух предыдущих показателей, добавить производственные запасы и незавершенное производство) А1 + А2 + А3, к общей сумме краткосрочных обязательств П1 + П2, то получается коэффициент текущей ликвидности (), или коэффициент покрытия. Коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии своевременных расчетов с дебиторами, ожидается реализации всей готовой продукции, и в случае необходимости будут проданы запасы материальных оборотных средств и незавершенное производство.

Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженностирассчитывается как отношение кредиторской задолженности к дебиторской задолженности. Значение коэффициента должно быть меньше 1,0. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность, необходимо выяснить причины такого состояния (что может быть связанно с трудностью при реализации продукции и т.п.).

Устойчивое финансовое состояние, то есть умение сохранять финансовое равновесие в долгосрочном периоде, формируется в процессе всей экономической деятельности предприятия и определение его на ту или иную дату помогает ответить на вопрос: на сколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате; как оно использовало имущество, какова структура этого имущества, насколько рационально оно сочетало собственные и заемные источники, насколько эффективно использовало собственный капитал; какова отдача производственного потенциала; нормальны ли взаимоотношения с дебиторами, кредиторами, бюджетом, акционерами и как долго будет сохраняться это устойчивое финансовое состояние?

Показатели финансовой устойчивости, отражая изменчивость в движении денежных потоков, должны быть таковыми, чтобы все кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли бы получить ответ на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер в этих отношениях. У каждого партнера (а под ними понимаются все субъекты хозяйствования, связанные с предприятием договорными отношениями, банки, налоговые органы, акционеры) есть свои критерии экономической целесообразности от результатов этих отношений и поэтому показатели финансовой устойчивости должны быть разнообразными и их количество зависит от целей и задач анализа. Состав такого набора показателей должен позволить получить оценку независимости предприятия от сложностей, связанными не только с условиями окружающей среды (внешних факторов), но и обычными срывами договоров, неплатежами которые могут происходить из–за внутренних причин.

Рассмотрим наиболее распространенную методику оценки финансовой устойчивости, которая развивается в работах
А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина [19].

В основе изучения финансовой устойчивости лежит исследование баланса предприятия, имеющего следующий вид (18.4):

ВА + ЗЗ + ДР = ИС + КК + ДК + ПК + КЗ, (18.4)

где ДР – денежные средства, финансовые вложения, расчеты (дебиторская задолженность) и прочие активы;

КК – краткосрочные кредиты и заемные средства;

ПК – ссуды, не погашенные в срок;

КЗ – расчеты (кредиторская задолженность) и прочие пассивы.

Возможны четыре типа финансовой устойчивости:

1). абсолютная устойчивость финансового состояния. Она задается условиями (18.5):

ЗЗ < СО + КК, (18.5)

2) нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, при которой гарантируется его платежеспособность (18.6):

ЗЗ = СО + КК, (18.6)

3) неустойчивое финансовое состояние, когда нарушается платежеспособность, но тем не менее сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств (18.7):

ЗЗ = СО + КК + ПО, (18.7)

где ПО – источники пополнения собственных оборотных средств.

Финансовое состояние, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия считается таким, когда величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости производственных запасов и готовой продукции (наиболее ликвидной части запасов).

4) кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации запасы превышают сумму собственных средств, краткосрочных кредитов и дополнительных источников и эти источники средств не покрывает даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд. В запасах и затратах заморожены и не могут быть высвобождены использованные оборотные средства, кредиты банков и дополнительные источники (прибыль и другие фонды) и начать новый производственный цикл невозможно (18.8):

ЗЗ > СО + КК + ПО, (18.8)

5) оценка финансовой устойчивости предприятия исходя из степени покрытия запасов и затрат источниками средств, то есть из условия (18.9):

ЗЗ £ (ИС + ДК) – ВА, (18.9)

6) оценка финансовой устойчивости предприятия исходя из степени покрытия основных средств и иных внеоборотных активов источниками средств, то есть из условия (18.10):

ВА £ (ИС + ДК) – ЗЗ, ( 18.10 )

где (ИС + ДК) представляет собой величину капитала предприятия. Собственный капитал и долгосрочные кредиты и займы являются стабильными источниками финансирования деятельности предприятия.

Оба направления оценки финансовой устойчивости исходят из общей формулы финансовой устойчивости, то есть из условия (18.11):

ВА + ЗЗ £ ИС + ДК, ( 18.11 )

которое означает, что вложения капитала в основные средства и материальные запасы не должны превышать величину собственного и приравненного к нему капитала.

Одним из важнейших финансовых коэффициентов является коэффициент автономии (). Он характеризует зависимость или независимость предприятия от заемных источников средств. Рассчитывается коэффициент автономии как отношение величины всех источников собственных средств к общему итогу баланса.

Нормативное минимальное значение коэффициента автономии принимается на уровне 0,5. Ограничение ³ 0,5 означает, что в валюте баланса доля собственных средств 50 или более процентов и все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Выполнение ограничения важно не только для самого предприятия, но и для его кредиторов, которые получают подтверждение его финансовой устойчивости. Если коэффициента автономии растет в течение нескольких периодов, то это свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижение риска финансовых затруднений в будущем.

Коэффициент автономии обычно дополняется коэффициентом, характеризующим соотношение заемных и собственных средств (), который равен отношению величины обязательств предприятия к величине его собственных средств.

Взаимосвязь коэффициентов и (18.12):

, (18.12)

Нормальное ограничение для коэффициента соотношения заемных и собственных средств: £ 1, то есть заемных средств в составе источников средств предприятия не должно быть более чем собственных.

При сохранении минимальной финансовой стабильности предприятия коэффициент соотношения заемных и собственных средств должен быть ограничен сверху значением отношения стоимости мобильных (оборотных) средств предприятия к стоимости его иммобилизованных (внеоборотных) средств. Этот показатель называется коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств () и вычисляется делением оборотных активов (раздел II баланса) на иммобилизованные активы (раздел I баланса). Суть этого показателя в характеристике использования источников средств. Для поддержания финансовой устойчивости внеоборотные активы рациональнее всего финансировать из собственных средств, а для этого предприятия должно иметь приличные оборотные ресурсы, используемые с высокой рентабельностью и позволяющие формировать из получаемых доходов необходимые собственные средства. Если же предприятие активно использует заемные средства как на финансирование внеоборотных (долгосрочное связывание капитала), так и оборотных средств, то получаемого притока средств (доходы) не будет хватать на формирование собственных источников. Отток будет очень значителен - покрытие и обслуживание долга по заемным средствам. В этом случае затруднено формирование собственных оборотных средств, что не создает запаса финансовой устойчивос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: