Исполнительная власть
Исполнительная власть — это совокупность полномочий по непосредственному управлению обществом. Исполнительная власть имеет производный, подзаконныйхарактер. Содержание деятельности исполнительной власти — государственное управление, включающее: исполнительную деятельность — осуществление решений, которые приняты органами законодательной власти; распорядительную деятельность — осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий; контрольную деятельность — проверки, ревизии, инспекции с целью проконтролировать деятельность нижестоящих органов и учреждений.
Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются Конституцией и Конституционным законом Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г с изменениями и дополнениями. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом.
Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; 2) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; 3) осуществляет иные функции предусмотренные конституцией и законодательством. Свою деятельность правительство осуществляет через государственные органы — министерства, агентства, комитеты.
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. с изменениями и дополнениями.
Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.
Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.
При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами: 1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда; 2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение; 3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом; 4) в суде каждый имеет право быть выслушанным; 5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон; 6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди; 8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; 9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом; 10) применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный совет с представлением о признании этого акта неконституционным.