double arrow

Законодательная власть. Теория разделения властей — результат многовекового раз­вития государственности, поиска действенных механизмов

Разделение властей

Теория разделения властей — результат многовекового раз­вития государственности, поиска действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Она была создана несколькими поколениями исследователей государства и политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически обоснована Джоном Локком, в классическом виде разработана Шарлем Луи Монтескье, Иммануилом Кантом, Бенжаменом Констаном, Александром Гамильто­ном, Джеймсом Мэдисоном. Впервые и наиболее последо­вательно принцип разделения властей был воплощен в Конституции США 1787 г.

Основные положения этой теории: разделение властей закрепляется конституцией. Законодательная, исполнительная и судебная влас­ти предоставляются различным людям и органам. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой властью. Никакая власть не может пользоваться правами, пре­доставленными конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политичес­кого влияния, судьи обладают неприкосновенностью и пожизненными гарантиями. Судебная власть может объявить законнедействительным, если он противоречит кон­ституции.

Теория разделения властей в государстве призвана установить гарантии невозможности узурпации власти любым должностным лицом или органом государства. Первоначально она была направ­лена на ограничение власти монарха, а затем стала исполь­зоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры. Принцип разделения властей воспринят теорией и прак­тикой всех демократических государств. Современное государствоведение и конституционная практика наряду с классической триадой законодательной, исполнительной и судебной власти признают существование учредитель­ной, избирательной, муниципальной, контрольно-надзорной вла­стей, а также самостоятельного института власти главы государства.

4.Институт государства: понятие и виды

Понятие «институт государства» употребляется в двух значениях. В широком смысле институт государства — это один из социальных институтов, связанный с выделением публичной власти из общества. В узком смысле слова инс­титут государства — это относительно обособленная и са­мостоятельная часть государственной организации, имею­щая определенные функции.

Различают организационные и функциональные инсти­туты государства. К числу организационных институтов государства относятся институт президента, институт пар­ламента, институт правительства, институт местных орга­нов исполнительной власти. Среди функциональных инсти­тутов выделяют институт выборов и референдума, институт административного контроля, институт конституционного контроля.

Важное значение имеет классификация институтов го­сударства по принципу разделения властей, поскольку она сочетает и организационный, и функциональный мо­менты. В этом плане выделяют: институт законодательной власти; институт исполнительной власти; институт главы государства; институт судебной власти; институт контроль­ной власти.

Институты государства изменяются в ходе историческо­го развития. Некоторые институты исчезают (институт абсолютной монархии), другие возникают (институт контрольно-надзорной власти).

Понятие законодательная власть имеет несколько зна­чений. Законодательная власть — это: 1) полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегирован­ные народом своим представителям в парламенте; 2) носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа; 3) система органов государства, имеющих право при­нимать законы.

В современном государстве законодательная власть носит представительный характер. На основе вы­боров народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осущест­влять государственную власть, это подчеркивает первичность и верховенство представительных органов в механизме государственной власти. Функции законодательной власти: законодательная, представительская, учредительная, контрольная.

В Республике Казахстан высшим представитель­ным и законодательным органом является Парламент -собрание представителей народа — депутатов, которые принимают законодательные акты. Свои полномочия он осуществляет на основе Конституции и Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года с изменениями и дополнениями. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.

Парламенты могут иметь двухпалат­ную и однопалатную структуру. В федеративных государст­вах парламенты состоят из двух палат (одна из них пред­ставляет народ, а другая — субъектов федерации), которые, как правило, обладают одинаковыми полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стрем­лением к более устойчивому равновесию сил между испол­нительной и законодательной властями. В Республике Казахстан парламент состоит из двух палат: Сенат и Мажилис. Однопалатные парламенты существуют, главным обра­зом, в странах с однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). В палатах Парламента депутаты работают в комиссиях и комитетах, которые бывают смешанные, специальные, посто­янные и временные.


Сейчас читают про: