Тема лекции № 3

Функции общества и государства (критерии классификации их виды, новые подходы к функциям)

Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение в обществе.

Существуют различные критерии классификации функций государства. В зависимости от продолжительности действия: постоянные (присущие государству на всех этапах его деятельности) и временные (необходимы для решения определенной задачи); от роли и значения: основные и неосновные. В последние годы осуществляется классификация функций государства на основе принципа разделения властей: законодательные, управленческие и судебные. В зависимости от сферы осуществления: внутренние и внешние. В последнее время также используется классификация от сфер их приложения и осуществления: экономическая, политическая, социальная, идеологическая.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства в своих территориальных пределах. Это следующие функции: политическая (выработка концепций, программ по улучшению жизни общества), юридическая защита субъектов права (деятельность правоохранительных органов, суда, прокуратуры и др.), экономическая (налогообложение, тарифное регулирование и др.), социальная (пенсионное обеспечение и т.д.), культурно-воспитательная (обеспечение музеев, библиотек и т.д.), развитие науки и техники (финансирование научных исследований и т.д.), экологическая (защита окружающей среды и др.).

Внешние функции государства это внешнеполитическая деятельность государства, осуществляемая по следующим направлениям: международная экономика, международное право, международное сотрудничество с целью обороны, международная защита прав человека, международная охрана окружающей среды.

4.Типология государства: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему

Существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный. Первый из них основан на отнесении государства к определенной цивилизации. Выделяются виды цивилизаций и соответствующие им типы государств: 1) восточные, западные и смешанные; 2) древние, средневековые и современные; 3) крестьянские, промышленные и научно-технические; 4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; 5) локальные, особенные и современные.

В цивилизационном подходе к типологии, не раскрывается сущность властеотношений, недостаточно разработаны государственно-правовые критерии этой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделений самих цивилизаций и соответственно - типов государства. К достоинствам данной типологии можно отнести то, что выделяются факторы культуры как существенные в определенных условиях. По существу, это типология не столько государства, сколько общества.

В основе формационного подхода лежит понятие исторического типа государства. Главным критерием выступают социально-экономические признаки, общественно-экономическая формация. Тип государства связывается с принадлежностью государственной власти экономически господствующему классу, политически и экономически контролирующего средства производства и природные ресурсы. В зависимости от этого выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства. Эта типология показывает поэтапность и естественно-исторический процесс развития государства, указывает на зависимость политической власти от экономического базиса. Однако при этом не учитывается многовариантность истории, недооцениваются религиозный, культурный и географический факторы.

Обе типологии имеют свои сильные и слабые стороны. Однако формационный подход с юридической точки зрения является наиболее приемлемым, так как указывает на сущностные характеристики государства.

5.Исторические типы обществ и государств (формационный подход к типологии государств )

В основе формационного подхода к типологии государств находится способ производства, преобладающий в конкретно-историческом обществе. Первым типом государства является рабовладельческое государство, где производство в основном осуществлялось рабами, которые находились в прямой физической зависимости от воли рабовладельцев. Вторым типом государства является феодальное государство. При феодальном способе производства работники находились частично в физической и частично в экономической зависимости от феодала. Третьим историческим типом государства является буржуазное государство, где на смену физической зависимости приходит экономическая зависимость наемного работника от собственника средств производства. В качестве отдельного исторического типа государства выделяют социалистическое государство, где преобладал государственный капитализм, основанный на плановой экономике с широким спектром социальных гарантий трудящихся. Все названные типы государств можно отнести к традиционным типам государств. В отличие от них выделяется современный тип государства: конституционное, правовое, социальное. Современный тип государства можно охарактеризовать как государство, где преобладающим способом производства являются отношения наемного работника с собственником средств труда. Учитывая опыт социалистического типа государства, современное государство большое внимание уделяет социальной защите трудящихся, планированию основных направлений развития, распределению собственности среди различных слоев населения, признавая ее разнообразные формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: