Содержание лекции
План лекции
Законность и правопорядок в гражданском обществе. Механизм правового воздействия на общественные отношения
Тема лекции № 13.
Обязанности человека и гражданина в Казахстане
Граждане Республики в силу самого своего гражданства имеют права и несут обязанности.
Обязанности человека, закрепленные в Конституции. 1) Соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. 2) Уважать государственные символы Республики. 3) Уплачивать законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи.
Обязанности гражданина, закрепленные в Конституции. 1) Защищать Республику Казахстан в порядке и видах, установленных законодательством о воинской службе. 2) Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. 3) Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
|
|
1.Правовое регулирование, его пределы, способы и типы
2.Механизм правового регулирования, его элементы и средства
3.Стадии процесса правового регулирования
4.Законность: понятие и основные принципы
5.Понятие правопорядка и общественного порядка, их соотношение
Правовое регулирование (правовое воздействие) — это результативное, нормативно-организованное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).
Правовому регулированию подлежат общественные отношения, обладающие следующими признаками:
1) Отношения, сочетающие индивидуальные интересы и общесоциальные интересы.
2) Отношения, в которых возможен разумный компромисс интересов их участников, в которых каждый соглашается с определенным ограничением своих интересов ради социального согласия, безопасности и спокойствия.
3) Отношения, которые строятся на основе согласия людей с определёнными правилами и признания их обязательности для себя.
4) Отношения, которые могут быть защищены и подкреплены внешним, в том числе государственным принуждением.
Пределы правового регулирования обусловлены потребностями конкретного общества. Современному обществу свойственна юридизация социальных отношений, которые ранее исключались из сферы правового регулирования (например, предпринимательская деятельность).
|
|
В правовом регулировании используется большой арсенал способов (приемов) правового регулирования:
1) дозволения (состоят в предоставлении субъектам прав на совершение определённых позитивных действий);
2) обязывания (заключаются в возложении обязанности совершать определённые позитивные действия);
3) запреты (сводятся к возложению обязанности воздерживаться от запрещённых действий);
4) поощрения (выражаются в награждении субъектов за определённое положительное поведение);
5) рекомендации (состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения).
В практике правового регулирования в различных сферах общественной жизни в определённом соотношении используются два типа регулирования:
1) Общедозволительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено всё, что прямо не запрещено законом». Значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запретов. Этот тип правового регулирования распространяется на граждан и негосударственные юридические лица.
2) Разрешительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Запрещено всё, что прямо не разрешено законом». Следовательно, субъект вправе избрать только такие формы поведения, которые прямо предписаны правом. Такой тип регулирования свойственен деятельности государственных органов и государственных служащих. Должностное лицо, государственный орган вправе действовать только так, как прямо предписано законом, должностной инструкцией, нормативным приказом.