Лекция 2. Рис. 5. Нарушение принципа единства воспитательного процесса

Рис. 5. Нарушение принципа единства воспитательного процесса.

Рис. 4. Принцип демократизации.

Рис. 3. Пирамида потребностей по А. Маслоу.

Рис. 2. Развитие личности как вытеснение биологических потребностей социальными.

Рис. 1. Факторы развития личности.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Понятие личности. – Факторы развития личности. – Подходы к развитию личности. – Сущность и стадии социализации. – Воспитание как педагогический процесс. – Закономерности и принципы гуманистического воспитания. – Методы воспитания. – Стили воспитания. – Цели и методы самовоспитания.

Понятие личности

Раскрывая вопрос о развитии и воспитании (то есть формировании) личности, необходимо прежде всего дать определение понятию «личность». А это одно из наиболее трудно определяемых понятий гуманитарных наук.

В повседневном общении мы прибегаем к слову «личность», когда хотим описать незаурядного, выдающегося человека. Часто можно услышать, что личность – это тот, кто выделяется из «серой массы» большинства людей. Что интересно, подавляющее большинство людей ни в коем случае не считает себя «серой массой». И наука с ними полностью согласна. Она считает личностью любого человека, выросшего в обществе. В мире очень немного взрослых людей, которые принадлежат к Homo sapiens, и при этом не являются личностями. Это уже знакомые нам «люди-маугли», или феральные люди.

Следовательно, жизнь в обществе побуждает человеческую психику формировать определенные качества, совокупность которых и является личностью. Одним из наиболее коротких определений личности является следующее: «Личностьэто социально-психологические характеристики человека», то есть имеющие значение в его общественной жизни: черты характера, ценности, которых человек придерживается – словом, все, что определяет его поведение в обществе. Советский психолог К.К. Платонов дал такое определение личности: «Личностьэто конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». Представим, что каждый человек воспринимает мир через некую призму. Эта призма у каждого своя, поэтому каждый по-своему реагирует на одни и те же события; у каждого свое представление о добре и зле, о красивом и безобразном, о важном и неважном; о том, как следует себя вести в определенных ситуациях; что человек может, а что находится за пределами его возможностей и т.д. Поскольку эта «призма» уникальна, поведение каждого человека так же уникально. В психологии эта «призма» называется сознание. Поэтому, пишет К.К. Платонов, мы можем сказать коротко: «Личностьэто человек как носитель сознания».

Подробнее о личности и сознании написано в соответствующих главах этого пособия. Нас же сейчас интересует: а как развивается сознание, то есть личность? Какие факторы на нее влияют, и какие из них являются наиболее важными? Есть ли (при всем многообразии личностных проявлений) норма развития личности?

Гениальный психолог Л. С. Выготский определял личность как «целостную психическую систему, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции». Другими словами, со дня рождения перед человеком встают задачи, для решения которых ему необходимо «отрастить» у себя личность. Какие могут быть задачи у трехдневного младенца? Ему необходимо обеспечить свое существование. Сам он не может ни добыть пищу, ни вылечить себя, ни даже принять удобную позу. Но он может побудить окружающих сделать все это для него. Для этого ему надо уметь привлечь к себе внимание (с чем младенцы отлично справляются) и объяснить, что именно надо сделать. Сначала взрослым приходится расшифровывать «язык» ребенка, но постепенно он усваивает языки окружающей культуры – устную и письменную речь, мимику, жесты, интонации.

Вторая важнейшая задача – это научиться взаимодействовать с миром предметов, необходимых для удовлетворения потребностей, а впоследствии – создавать новые продукты, востребованные обществом. Итак, личность формируется в общении и деятельности.

Отсюда Выготский определял основные функции личности:

1. творческое (индивидуальное) освоение общественного опыта и

2. включение в систему общественных отношений.

Первая функция означает освоение разнообразных видов человеческой деятельности: вождение транспорта и умение понимать произведения искусства, игра на музыкальных инструментах и навыки оказания медицинской помощи, и т.д.

Вторая функция подразумевает способность принимать на себя различные социальные роли – мужчина, женщина; ребенок, взрослый; друг, супруг, родитель; учитель, ученик; пешеход, водитель; гражданин и т.д.

Факторы развития личности

Выделяют три основных фактора, определяющих облик личности: наследственность (гены), среду (как сумму всех социальных влияний) и самовоспитание (Рис. 1).

Но от чего зависит, насколько успешно человек освоит социальные роли и виды деятельности? От врожденных качеств или от среды, в которую он попадет? В науке существуют различные ответы на этот вопрос, то есть подходы к развитию личности.

Подходы к развитию личности

Представители биологического (или биологизаторского) подхода полагают, что врожденные качества определяют жизненный путь личности. «Анатомия – это судьба», – считал Зигмунд Фрейд. В рамках этого подхода считается, что поведение человека обусловлено врожденными потребностями, влечениями и инстинктами. Какова же в этом случае роль воспитания? Воспитание может лишь подавить или замаскировать свои влечения, но животную природу человека изменить невозможно.

Безусловно, есть факты, свидетельствующие в пользу этой теории. Поведение человека значительно сильнее обусловлено потребностями организма, чем принято считать. Обратите внимание, как меняется манера речи человека в зависимости от пола его собеседника; как на наше отношение к людям и миру влияет, голодны мы или сыты, здоровы или больны. Вспомним, наконец, случаи дикой борьбы за жизнь (включая каннибализм) в ситуациях войны, катастрофы, голода. Однако принимать эту теорию полностью для педагога означает признать бессмысленность своей работы, низведение ее до уровня дрессировки. Считать, что натура человека с рождения неизменна для родителя и учителя (и в конце концов, для любого человека) означает снимать с себя всякую ответственность за свое поведение.

Социологический (социологизаторский) подход, напротив, считает среду основным фактором формирования личности человека. Считается, что врожденные биологические потребности при нормальном воспитании постепенно вытесняются приобретенными, социальными (Рис. 2). Если же при жизни человек не попал в благоприятные условия, если уровень культуры его среды низок, биологические мотивы его поведения будут проявляться ярче и резче.

И действительно, существуют свидетельства того, что люди способны превозмочь требования организма, природные инстинкты: это история коллекции семян академика Вавилова, которую сохранили в блокадном Ленинграде; это подвиг тех, кто жертвовал своей жизнью во имя других; это жизнь Ван Гога, который годами недоедал, так как большую часть своего скудного дохода тратил на краски; и т.д.

Однако и биологический, и социологический подходы сталкиваются с серьезной критикой. В настоящее время принят холистический[1] взгляд на человека как на систему и биологических и социальных характеристик. Кроме того, личность – это иерархическая система, то есть одни компоненты ее подчиняют себе другие и оказывают более мощное влияние на поведение человека. Поскольку источником активности личности являются разнообразные потребности, они и определяют ее стремления, род занятий, отношение к предметам окружающего мира. Замечательно кратко выразил эту мысль советский психолог А. Н. Леонтьев: «Личность – это иерархия потребностей».

Соответственно, разные способы организации потребностей порождают разные типы личности. Американский психолог русского происхождения Абрахам Маслоу описал иерархические отношения между потребностями и тем навсегда вписал свое имя в учебники гуманитарных наук. Согласно его теории, любая личность в своем развитии проходит ряд стадий, на каждой из которых главенствует та или иная потребность (иерархию потребностей см. на рис. 3). Чтобы личность могла перейти на следующую стадию, потребность предыдущей стадии должна быть полностью удовлетворена. Голодный человек не интересуется искусством, а угроза жизни заставляет мириться с унижением.

Очень важным является период детства: если в детстве низшие потребности ребенка удовлетворялись вовремя и полностью, став взрослым, он обладает некоторым «запасом прочности» к фрустрации этих потребностей. Иными словами, он может терпеть голод, не теряя «человеческое лицо» и способен продолжать занятия наукой и искусством, несмотря на насмешки окружающих и одиночество. Напротив, если человек испытал острейшую фрустрацию[2] какой-либо потребности, впоследствии он может надолго (даже пожизненно) «застрять» на стадии ее удовлетворения: бывший детдомовец строит для себя роскошные дворцы, жертва давнишнего нападения годами не выходит на улицу. Согласно теории Маслоу, личность человека развита настолько, насколько высоко находится его главная потребность.

По данным Маслоу, в американском обществе 1950-х гг. физиологические потребности граждан были удовлетворены на 90%, в то время как потребность в самореализации[3] – на 1%. Понаблюдайте за жизнью окружающих людей: во имя каких потребностей они действуют?

Однако анализ личности можно делать не только с точки зрения потребностей; в отечественной психологии принято выделять следующие крупнейшие компоненты (или свойства) личности: темперамент (система врожденных свойств ЦНС), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения). Подробно они рассмотрены в соответствующих главах этого пособия.

Сущность и стадии социализации

Итак, личность развивается в непрерывном взаимодействии с социальной средой. Нам уже известно, что этот процесс называется социализацией. Наиболее влиятельными агентами социализации являются семья, учреждения образования, трудовые коллективы, СМИ. Существует несколько точек зрения на социализацию, в зависимости от того, кто из субъектов социализации признается главенствующим.

Согласно первой (социологической) концепции, решающая роль принадлежит социальной среде: семья, коллективы, социум диктуют свои условия, которым индивид вынужден подчиняться, постепенно принимая требуемую форму. Итак, развитие личности полностью определяется теми реалиями, которые характерны для окружающего эту личность общества и той позицией, которую она занимает в этом обществе. В данном случае социализация понимается как адаптация индивида к обществу. Следовательно, суть развития личности состоит в овладении соответствующими социальными ролями на все более высоком уровне.

Согласно другой, гуманистической, концепции, социализация – это процесс развертывания возможностей и способностей личности, развитие ее представлений о себе, ее самореализация вопреки помехам и ограничениям со стороны социальной среды. Желая удовлетворить собственные потребности, индивид должен развивать свои возможности по преодолению препятствий, увеличивать свои физические, психические и социальные ресурсы. Здесь личность рассматривается как продукт самовоспитания, как автономная, саморазвивающаяся система.

Несоответствие личности правилам и нормам общества приводит к тому, что личность устанавливает новые правила и нормы, обогащая, таким образом, социальную жизнь. Конечно, это происходит в том случае, если личность востребована обществом. Например, в Японии, в конце XV века, после долгого периода междоусобиц, власть сосредоточилась в руках одного человека, достаточно авторитетного, умного и политически талантливого, чтобы быть правителем страны. Но он не обладал аристократическим происхождением, чтобы соответствовать этому статусу. Поэтому для него было введено специальное звание – «тайко». Других тайко в истории Японии не было. Также в искусстве много примеров, когда индивидуальное творчество одного человека дает начало целому направлению.

Какая же из концепций верна? Снова наиболее перспективна средняя точка зрения.

С одной стороны, как любая система, общество стремится к самосохранению. Для этого оно формирует и передает своим членам социальные стереотипы, нормы, ценности и стандарты. Оно предлагает образцы социального поведения, следуя которым, индивид получает возможность жить в этом обществе и удовлетворять свои потребности. Следование нормам и образцам поддерживается с помощью социального контроля.

Однако в силу жизненной активности, личность как система тоже стремится к самосохранению – то есть к индивидуальным целям, достигаемым индивидуальными способами; к реализации своих способностей. В каждом человеке заложена способность к творчеству. Так в ходе социализации происходит создание новых образцов социального поведения, новых ценностей и норм – от Иисуса Христа до Мэрилин Монро. Встраиваясь в общество, изменяясь в соответствии с его требованиями, личность, в свою очередь, изменяет общество. Итак, понятие социализации раскрывается на пересечении таких понятий, как адаптация, интеграция, самореализация, саморазвитие.

Независимо от индивидуальных условий, социализация каждого нормального индивида в современном обществе проходит ряд стадий:

1. Дотрудовая (0 – 25 лет)

2. Трудовая (~25 – 65 лет)

3. Послетрудовая (~>65 лет)

Дотрудовая стадия, в свою очередь, делится на три этапа.

Этап адаптации (0 – 11-12 лет) называется так потому, что ребенок «подстраивается» под среду, в которой живет, принимая ее как единственно возможную. Ребенок некритически воспринимает нормы и ценности окружающего мира. Он беззаветно верит родителям (и другим авторитетным для него людям), бессознательно подражая им в своих словах и поступках. В каждом возрасте у человека есть свои авторитеты – реальная или воображаемая группа людей, мнение которых для индивида важно, на чьи стандарты он равняется. Эта группа в социальных науках называется референтной. Референтной группой для ребенка являются его родители. Какое бы общественное положение они ни занимали, как бы ни относились к самому ребенку и друг к другу – их способ жизни для маленького человека является образцом. Почему это так?

Дело в том, что мы можем подвергнуть качества объекта сомнению и критике только в том случае, если сравниваем этот объект с другим, реальным или воображаемым. Например, у вас есть мобильный телефон, и вы им недовольны, потому что знаете: есть телефоны с более мощной камерой, с большим объемом памяти, другой расцветки и т.д. Для вас «телефон» – это целый класс объектов, обладающих определенными параметрами. Сравнивая варианты, вы чувствуете удовольствие или досаду. Мы способны сравнивать и «невидимые» характеристики: условия труда, уважение к нам и т.д. Но сам процесс сравнения требует определенного уровня развития мышления. Мышление ребенка данного возраста не может выполнять такие операции: для него каждый объект уникален. Он не может критиковать семью, как мы не можем критиковать Землю: никто из нас не жил на другой планете.

Полноценная способность к абстрактному мышлению появляется у человека с 12 лет, и у человека начинает формироваться собственная система ценностей. Кроме того, на этот возраст приходится начало полового созревания. Этап индивидуализации (12-18 лет) характеризуется: снижением авторитета родителей; критикой устоев окружающей среды; острой потребностью получить статус в компании ровесников, повышенным вниманием к их мнению. Возникшая способность к самоанализу порождает интерес к своему внутреннему миру; желание примкнуть к сверстникам соединяется с острым стремлением проявить свою уникальность, индивидуальность. На этом этапе сверстники становятся референтной группой подростка.

Этап интеграции в общество (19-25 лет) – последний этап дотрудовой стадии. Молодой человек постепенно осознает, что свои потребности он может удовлетворить только в сотрудничестве с обществом. Он вновь принимает нормы и ценности окружающего мира, но уже осознанно. Среди разнообразия моделей жизненного пути он выбирает те, что совпадают с его способностями, склонностями, возможностями. Теперь он понимает внутреннюю логику социального устройства и готов занять свое место в нем. Референтной группой в этом возрасте становится общество в целом.

Трудовая стадия социализации, как и следует из ее названия, охватывает период, когда индивид активно сотрудничает с обществом, реализуя свои способности, возмещая обществу затраченные на его развитие ресурсы. Он уже овладел профессией и работает в избранной сфере; он создает семью и воспитывает новых членов общества; он выполняет свои обязанности гражданина, своим примером укрепляя существующие социальные нормы, традиции, ценности.

Послетрудовая стадия наступает при прекращении трудовой деятельности. Эта стадия может не наступить по разным причинам: есть люди так называемых «свободных» профессий, не прекращающие свое профессиональную деятельность – ученые, писатели, композиторы и т.д. Или же человек умирает до наступления пенсионного возраста. Однако подавляющее большинство граждан проходит послетрудовую стадию. Для нашей страны характерно отсутствие социальных служб, которые помогают человеку адаптироваться к новому статусу. Не будучи подготовленными к резкой смене образа жизни, многие россияне впадают в депрессию. Между тем пенсионный возраст может оказаться самым приятным временем жизни, если заранее соблюдать некоторые правила: поддерживать здоровье на протяжении всей жизни; иметь любимое дело, которым можно заниматься в данных условиях; сохранять оптимистический настрой; быть внутренне независимым от других людей и окружающих условий.

На протяжении всей жизни человек осваивает новые социальные роли[4]; таким образом, уровень развития личности тем выше, чем больше количество усвоенных социальных ролей; чем больше социальных групп, в которых человек ведет себя уверенно и естественно.

Воспитание как педагогический процесс

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Это открытый процесс (то есть результаты его непредсказуемы), который носит общественный характер. Воспитание упорядочивает влияние на личность и создает условия для ускорения процессов социализации, гуманизирует ее.

Цели воспитания зависят от целей данного общества в данный период его развития. Целью воспитания может быть адаптация человека к жизни в обществе – в этом случае интересы личности не учитываются. Такой подход характерен для тоталитарных и примитивных обществ. Некоторые родители бессознательно стремятся сформировать личность ребенка наиболее удобным для себя образом. Советский психолог С.Л. Рубинштейн считал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции. Коллега Рубинштейна, П.В. Симонов, полагал основной задачей воспитания «точное и конкретное информирование воспитуемого о тех способах, средствах и путях удовлетворения своих потребностей, которые не ведут к нарушению общественно продуктивных норм и представляют ценность для прогрессивного развития общества и самореализации личности во всем богатстве ее потенциальных способностей и задатков». А как думаете вы?

В настоящее время постепенно становится общепринятой гуманистическая концепция воспитания, в которой целью провозглашается всесторонне и гармонично развитая личность. Задачей воспитания в таком случае является создание условий для развития и самореализации через построение идеального Я и движение к такому идеалу.

Для достижения указанной цели необходимо учитывать ряд закономерностей и следовать принципам гуманистического воспитания.

Закономерности и принципы гуманистического воспитания

Выделяют следующие закономерности воспитания, то есть причинно-следственные связи между особенностями процесса воспитания и его результатами.

1. Природосообразность: важнейшая ценность – жизнь и здоровье ребенка. Необходимо создавать социально-педагогические условия, способствующие развитию природных предпосылок индивидуальности ребенка.

2. Культуросообразность: воспитание должно воспроизводить культуру, в которой существует ребенок. Но так как воспитатель и воспитанник принадлежать к разным поколениям, то в центр воспитания надо ставить фундаментальные ценности культуры, которые не подвержены старению.

3. Определяющая роль деятельности в воспитании: только субъект деятельности может быть воспитан. Ребенок должен действовать сам, прилагать усилия, тогда как задача воспитателя – определить цель, содержание, организацию деятельности, помочь воспитаннику осмыслить и оценить результаты деятельности.

Указанные три закономерности должны пронизывать весь процесс воспитания. На более конкретном уровне воспитатель руководствуется принципами воспитания. Рассмотрим их.

Принцип демократизации: любое воспитательное усилие должно быть направлено не на ребенка, а на его отношения и отношения с ним (см. рис. 4). Воспитателю следует показывать, убеждать, размышлять вместе с ребенком, но не принуждать его. Принуждение к действию не дает пищи для сознания, а порождает агрессивность либо апатию, несамостоятельность.

Принцип гуманизации (Признание личности ребенка как ценности). Для развития личности наиболее благоприятна атмосфера безопасности и доверия, атмосферы, в которой царят гуманные отношения. Надо принимать ребенка таким, какой он есть и верить, что каждый воспитанник может стать достойным человеком. Воспитателю необходимо уметь принимать ребенка равным себе в духовном смысле, осознавать собственное несовершенство, не самоутверждаться за счет ребенка. Несоблюдение этого принципа приводит к разнообразным психологическим проблемам у ребенка – развитию агрессивности, пассивности и т.д.

Принцип педагогического оптимизма (или принцип опоры на положительные качества личности) заключается вдоверии к воспитаннику несмотря на его ошибки, проступки, дурные привычки. Педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его недостатки, чтобы методично от них избавляться, а искать достоинства. Настоящее воспитание – это культивирование достоинств, а не выкорчевывание недостатков. Нарушение этого принципа развивает у ребенка чрезмерное внимание к своим недостаткам, чувство вины, снижение самооценки.

Принцип единства и целостности воспитательного процесса. « Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается», – заметил А.С. Макаренко. Имеется в виду единство педагогических позиций учителей и родителей, единство поведения воспитателя в разных ситуациях общения с ребенком, единство основных направлений базовой культуры личности. Нарушение этого принципа порождает внутренние конфликты у ребенка, неуверенность, психическое напряжение (см. рис. 5).

Принцип стимулирования активности личности. Все, что ребенок может сделать сам, он должен делать сам. Когда этот принцип не нарушается, родители завязывают ребенку шнурки, потому что «это быстрее», делают за него домашние задания, потому что «нам нужны хорошие оценки», не приучают его к домашнему труду, потому что «он все испортит, разобьет» и т. д. В результате уже к подростковому возрасту развиваются такие черты характера, как пассивность, неуверенность в своих силах, иждивенческая установка: «кто-то придет и все сделает».

Принцип учета в воспитании индивидуальных, возрастных и половых различий детей. Сила воспитательного воздействия зависит в том числе от того, знает ли воспитатель особенности гендерной (половой) и возрастной психологии. Каждый этап возрастного развития отличается количеством и качеством психических возможностей ребенка. так, до 2,5-3 лет ребенок не осознает границы собственной личности, свои желания, поступки и их последствия, поэтому наказание не улучшает его поведение. Средний 7-летний ребенок не может управлять своим вниманием более 20 минут подряд, что необходимо учитывать при проведении уроков; и т.д.

Переходный этап от одного возрастного периода к другому называется возрастной кризис. Возрастные кризисы сопровождаются: депрессивными состояниями; выраженной неудовлетворенностью собой; трудноразрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера; резкими изменениями в поведении человека. В детском возрасте выделяют кризис 3 лет, 7 лет, 11-12.

Методы воспитания

Если принципы – это основополагающие идеи, которых придерживается в своей деятельности воспитатель, то методы – это способы управления деятельностью ребенка, в процессе которой происходит развитие личности. Методы воспитания также можно определить как конкретные пути воздействия на сознание, поведение, чувства воспитанника. Существуют различные классификации методов воспитания. Рассмотрим одну из них.

Методы убеждения – направлены на формирование мировоззрения воспитанников. К ним относятся внушение, повествование, инструктаж, обращение-призыв и т.д. Убеждение (независимо от формы) – это словесное воздействие, направленное на формирование нравственных понятий личности. Методы убеждений обращены к сознанию человека, поэтому применимы только тогда, когда ребенок уже осознает себя, и способен к осознанию в данный момент. Применение методов убеждения должно учитывать следующее:

ü только систематическое применение делает их эффективными;

ü содержание речи воспитателя должно быть научно обоснованным и одновременно доступным и ярким;

ü эффективность убеждения прямо связана с убежденностью самого воспитателя.

Методы упражнений (приучения) – имеют целью управление деятельностью воспитанников, формируют единство сознания и поведения. Само упражнение (приучение) – это многократное повторение способа действия, применяемое для формирования нужного качества. К этой группе методов относится требование, поручение, создание ситуации успеха, пример. Используя эти методы, необходимо учитывать, что:

ü их результат отсрочен во времени;

ü они эффективны в сочетании с методами убеждения, так как воспитаннику надо понимать смысл своих действий;

ü надо постепенно усложнять задания, чтобы у воспитанника постоянно сохранялось волевое напряжение.

ü необходимо определить степень личной ответственности воспитанника за выполнение задания;

ü выполнение поручения должно порождать положительные эмоции у воспитанника;

ü авторитетность воспитателя повышает стремление ученика хорошо выполнить поручение.

Методы поощрения и наказания направлены на развитие у воспитанников регуляции саморегуляции поведения, а также самооценки с учетом внешней оценки их поступков. Поощрение – выражение одобрения поступка воспитанника, тогда как наказание – это выражение отрицательной оценки с целью вызвать у воспитанника чувство стыда и неудовлетворенности и таким образом добиться изменения поведения. К методам этой группы относятся также замечание, создание ситуации контроля и самоконтроля, критики и самокритики. Поощрение более эффективный метод регуляции поведения воспитанника, так как он подкрепляет определенный способ действия. Наказание же предостерегает от неверного способа действия, но не показывает, чем можно его заменить. Метод наказания бессмысленно использовать в отношении детей до 3 лет, так как они еще не могут связать его со своим неправильным поведением и считают его проявлением натуры взрослого. В отношении остальных метод наказания следует применять с большой осторожностью, учитывая, что:

ü наказания провоцируют развитие враждебных чувств к родителю (учителю), и снижает его авторитет, что впоследствии приводит к конфликтам;

ü частые наказания препятствуют психическому развитию личности;

ü наказание неэффективно при обучении, так как напряженное ожидание наказания и боязнь сделать ошибки парализуют мышление человека. Вообще, часто испытываемое состояние тревоги снижает интеллект человека;

ü дети с проблемным поведением часто вырастают в семьях, где навлечь на себя наказание – единственный способ для ребенка привлечь внимание родителей. (Дети очень дорожат вниманием значимых взрослых.)

В целом наказание не относится к эффективным способам регуляции поведения. Результаты исследований мотивации заключенных привели к парадоксальному выводу: незначительное наказание способно предотвратить поступок с большей вероятностью, чем очень жестокое. Психолог М.Е. Литвак рекомендует сочетать поощрение и наказание в соотношении 6:1. Если наказание неизбежно, оно должно быть кратковременным и следовать незамедлительно за проступком.

Стили воспитания

Стиль семейного воспитания – это система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими. Существуют различные классификации стилей воспитания, основанные на таких параметрах, как дистанция между взрослыми и детьми, степень опеки воспитанников, мера уважения к личности ребенка и т.д. Одной из наиболее известных классификаций (она применяется также для характеристики отношения между руководителем и подчиненными) является выделение авторитарного, либерального и демократического стилей.

Авторитарный стиль – это строгость, жесткость, требовательность, ограничение свободного выбора, подавление личности ребенка. Наказания, угрозы, принуждения – основные методы. Дети с сильной нервной системой при таком отношении родителей часто конфликтуют со старшими и рано уходят из дома; черты их характера, как правило, включают лживость, грубость, лицемерие, повышенную агрессивность. Дети со слабой нервной системой могут быть полностью подавлены авторитарным родителем и оставаться в родительском доме всю жизнь, не создав своей семьи. Они пассивны, заторможены, равнодушны к миру и своей судьбе, несамостоятельны.

Либеральный (попустительский) стиль характеризуется самоустранением родителей из процесса воспитания по причине неразумной любви либо лени и равнодушии. Отсутствие требований приводит к полной свободе ребенка, всепрощению, неумению управлять своим поведением. Дети вырастают инфантильными, капризными, безответственными, неорганизованными и при этом с заниженной самооценкой.

Демократический стиль – наиболее благоприятный. Он сочетает разумную требовательность к ребенку с вниманием к его мнению. В таких семьях царят равноправные отношения, родители стремятся к искреннему общению с ребенком, быть честными с ним, объяснять свои решения и поступки. Дети в такой семье имеют чувство собственного достоинства и хороший самоконтроль, ответственны, рациональны, уравновешенны.

Цели и методы самовоспитания

Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда он понимает: ему не достичь желанной цели, будучи таким же как сейчас. Варианты изменений многочисленны. Так, психолог Н.А. Государев полагает, что по мере развития личности сменяют друг друга формы самосовершенствования. В период юности царит физическая форма. Для нее характерен культ силы воли: быть сильнее, выносливее, смелее. Это период разнообразных рекордов и экспериментов над собой. В молодости наиболее важна победа интеллекта, что выражается, как правило, в стремлении к профессиональному мастерству. Для обеих этих форм характерно стремление получить одобрение окружающих.

В зрелости же на первый план выходит стремление к внутренней гармонии, критерий самоодобрения собственных действий. Дошедший до этой стадии согласится с доводами афинского философа: «Но пожалуй, кто-нибудь скажет: Сократ, не стыдно ли тебе заниматься таким делом, от которого, может быть, тебе придется теперь умереть? А на это я по справедливости могу возразить: нехорошо ты это говоришь, мой милый, будто человеку, который приносит хотя бы малую пользу, следует принимать в расчет смерть, а не думать всегда лишь о том, делает ли он дела справедливые или несправедливые, дела доброго человека или злого.»

Итак, деятельность по самовоспитанию, самосовершенствованию многообразна в своих проявлениях, но по сути одинакова: самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Приступая к процессу самовоспитания, очень важно исходить из адекватной самооценки своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Адекватная самооценка складывается на фундаменте точного знания. Знание, в свою очередь, является результатом самонаблюдения и самоанализа. Самонаблюдение, отмечает психолог Л.П. Гримак, имеет две стороны. Первая – наблюдение за своей практической деятельностью как бы чужими глазами. Результаты деятельности соотносятся со своими целями и установками, а также с общественными интересами и целями. Второй аспект самонаблюдения – исследование своего внутреннего мира, своих мотивов и целей, переживаний и эмоций, черт характера и темперамента. Формы самонаблюдения разнообразны: можно вести дневник; делать аудио- и видеозаписи себя; спросить мнение человека, которому вы можете доверять. Формирующаяся в результате самонаблюдения самооценка позволяет человеку критически относиться к самому себе, вырабатывать реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, бесполезных или даже вредных поступков. Отсутствие способности реально оценивать себя рано или поздно приводит к выпадению личности из общества.

Деятельность по самовоспитанию подразумевает самоконтроль – наблюдение и направление собственных действий. Чем выше способность человека к самоконтролю, тем выше уровень его личностного развития. Способность к регуляции своей психической активности значительно возрастает, если человек использует метод аутогенной тренировки. Управление своими эмоциями, мыслями и психическими состояниями значительно упрощается для того, кто овладел навыками саногенного мышления. Знание принципов формирования динамического стереотипа (иначе говоря, привычки) позволяет эффективно вырабатывать полезные привычки и избавляться от вредных. Вот некоторые из этих принципов:

ü решение выработать в себе новую привычку или избавиться от старой должно быть абсолютно твердым, бесповоротным;

ü в первое время особенно важно избегать условий, в которых чаще проявляется вредная привычка, и стремиться создавать такие, которые предрасполагают к закреплению полезной;

ü в начале даже однократное нарушение режима «отбрасывает» процесс изменения поведения далеко назад.

Именно самовоспитание как формирование себя в соответствии с внутренними целями, независимость от внешних условий и создает уникальную личность; самовоспитание – это восхождение к индивидуальности.

Вопросы:

1. Если целое поколение людей недовольно определенным аспектом своей жизни, как Вы можете объяснить это, используя знания о процессе социализации и воспитания?

2. Григорий Перельман совершил открытие в математике и отказался от положенной премии в 1 000 000 долларов, хотя имеет довольно скромные доходы. Как Вы объясните этот поступок с точки зрения теории А. Маслоу?

3. Почему педагогически целесообразно доверять воспитаннику, несмотря на его ошибки, проступки, недостаток сознательности?

4. В своей книге «Нерепрессивная педагогика» К. Сельчёнок пишет: «Мы можем с кем угодно ассоциировать источник зла, но, как ни странно, он находится очень близко. Источник зла – это семья и школа». Согласны ли Вы с ним? Почему?

5. Какой стиль воспитания, по Вашему мнению, наиболее распространен в российских семьях? Каковы причины такого положения?

6. Прокомментируйте высказывание писателя М. Веллера: «Если тебе нечему служить, ты будешь служить тому, что должно было служить тебе».

Литература:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

2. Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. – М., 2009. – 336 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, «Питер», 2006. – 352 с.

4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

5. Платонов К. К. О системе психологии. М.: «Мысль», 1972.

6. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: «Речь», 2006 г. – 366 стр.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.


[1] От греческого «» - «целостный»

[2] Фрустрация – (от лат. Frustratio – обманутые ожидания) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Характеризуется различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

[3] Самореализация (самоактуализация) – процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его собственного личностного потенциала. С. способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно.

[4] Социальная роль – это комплекс прав и обязанностей, проявляющихся в поведении и деятельности. Через социальные роли личность имеет возможность проявлять и раскрыть себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow