Функция цены на медицинскую услугу
Методика ценообразования
а) воспроизводственную;
б) доведение финансовых средств до медицинских учреждений;
в) учётную;
г) стимулирующую;
д) регулирующую;
е) контролирующую;
ж) оценочную.
Воспроизводственная функция призвана обеспечить возмещение затрат, понесённых в процессе оказания медицинской помощи, и обеспечение условий для развития медицинского учреждения. На сегодня эта роль ограничена при бюджетном и частично-бюджетном финансировании, а наиболее полно реализуется при предпринимательской деятельности.
Доведение финансовых средств до медицинских учреждений проявляется при бюджетном финансировании и при финансировании в системе ОМС. Здесь не ставится задача полного возмещения затрат, так как в тарифы по ОМС включаются только заработная плата, медикаменты и продукты питания.
Учетная служит целям статистического учёта и планирования (определение динамики объёма в медицинской помощи, исчисление индексов инфляции, определение работы при расчёте территориальных программ ОМС).
|
|
Стимулирующая призвана поощрять или сдерживать различные направления медицинской деятельности.
Регулирующая базируется на директивном регулировании вопросов ценообразования (состав затрат, порядок их включения в цену).
Контролирующая осуществляет контроль за определёнными сторонами деятельности, то есть установление нормативов на медикаменты, питание и прочее.
Оценочная служит целям оценки путём сопоставления затрат с уровнем утверждённых или рыночных цен.
Перечень видов цен представляет собой систему цен, которая имеет свою классификацию:
1. по источникам финансирования;
2. по форме;
3. по степени регламентации;
4. по способу реализации;
5. по форме документального оформления;
6. по отношению к оказанию медицинской помощи;
7. по видам оказываемых услуг;
8. по комплексности;
9. по субъектам, устанавливающим цены;
10. по способу установления;
11. по срочности оказания услуг;
12. по способу расчёта;
13. по степени дифференциации;
14. по плательщикам;
15. по периоду действия.
По источникам финансирования различают:
а) в системе бюджетного финансирования (определяются исходя из возможности бюджета).
б) на платные услуги (для населения, для расчётов в системе ДМС, для предприятий и организации по договору).
в) тарифы в системе ОМС (для определения уровня возмещения расходов на одном уровне объёма деятельности).
По форме:
а) цена, как стоимостное выражение затрат на единицу оказанных услуг;
б) тариф – установленная государством система плат и сборов (чаще для ОМС);
|
|
в) бюджетные оценки (расчётная стоимость медицинских услуг, исходя из объёмов бюджетного финансирования и плановых показателей).
По степени регламентации:
а) директивные (установленные собственниками, вышестоящими органами);
б) свободные (самостоятельно установленные медицинскими учреждениями – свободные, рыночные, договорные).
По способу реализации:
а) розничные (установленные для населения);
б) оптовые (для страховых медицинских организаций, для реализации услуг через посредников).
По форме документального оформления:
а) прейскурантные (зафиксированные в прейскуранте – официальный документ);
б) непрейскурантные (нет в прейскуранте, оформляются договором).
По видам, оказываемых услуг:
а) на медицинские услуги (связанные с непосредственным оказанием медицинской помощи);
б) на немедицинские услуги (сервис, транспортные услуги).
По комплексности:
а) на поликлинические услуги;
б) на стационарные;
в) на лечебно-диагностические.
По способу установления:
в) на комплексные;
г) на составные.
Субъектами, устанавливающими цены, могут быть:
а) собственник;
б) учредитель;
в) вышестоящий орган;
г) коллегиальный орган (для ОМС);
По способу установления:
а) расчётный (калькулирование затрат);
б) ценностное ценообразование (за счёт оптимального соотношения: цена = ценность);
в) среднерыночный (принимаются средние цены на рынке на соответствующий вид услуг);
г) лидерная (ориентируясь на ценовую политику лидеров на рынке медицинских услуг).
По срочности:
а) обычные (на плановые сроки);
б) срочные (они выше, т.к. связаны более высокой интенсивностью труда, используется специальное оборудование).
По способу расчета:
а) суммарный (общие затраты делятся на объём оказанных услуг);
б) поэлементный (определяются значения каждой из статей затрат на оказание единицы услуги, которые в последствие суммируются).
По степени дифференциации:
а) индивидуальные (цена для каждой услуги);
б) групповые (для группы медицинских услуг, сгруппированных по определённому признаку);
в) единые (для всех медицинских услуг определённой территории, ведомственной принадлежности).
По плательщикам:
а) бюджет (бюджетные оценки);
б) страховые организации (ОМС и ДМС);
в) фонды (если в регионе реализуется ОМС без участия страховой организации);
г) предприятия (при заключении прямых договоров с медицинскими учреждениями);
д) население (оказание платных медицинских услуг).
По периоду действия:
а) текущие (уровень цен в конкретный период времени);
б) сопоставимые (цены, приведённые к единой базе с целью измерения объёмов реально оказываемых услуг через их стоимостные показатели).
В целом, цена представляет собой денежное выражение стоимости, рыночный параметр которой характеризует экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи услуг.
В настоящее время в здравоохранении существует несколько групп цен на медицинские услуги населению:
2. Государственные цены на платные медицинские услуги населению (или прейскурантные цены). включают типичные фактические затраты, рассчитанные на основе произведённых трудовых и материальных норм, а также прибыль.
3. Договорные цены на медицинские сопутствующие услуги по заказам организаций и предприятий. Эти цены устанавливаются на основе прямого договора между медицинским учреждением и организацией – заказчиком услуг. Договорные цены проявляют себя как наиболее свободные в сегодняшней практике медицинского учреждения.
4. Тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию. Эти тарифы отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских организаций по выполнению территориальных программ ОМС.
|
|
При ценообразовании необходимо учитывать факторы, влияющие на порядок расчета цен. Основными среди них являются: специфика лечебного учреждения, организация учета, система финансирования, географическое расположение, экономические процессы
Расходование финансовых средств организациями здравоохранения производится на ос-новании бюджетных смет.
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией рас-ходов бюджета соответствующего уровня лимиты бюджетных обязательств в бюджетных уч-реждениях. Существуют общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, которая утверждается главным распорядителем средств бюджета (Министром здравоохранения и социального развития РФ, руководителем ор-гана управления здравоохранением субъекта РФ, главным врачом учреждения здравоохране-ния).
Смета бюджетополучателя (подведомственного учреждения) составляется на основании разработанных и установленных главным распорядителем средств бюджета на соответствую-щий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и до-веденных лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилага-ются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формирова-нии сметы.
На основе представленных смет учреждений здравоохранения, главным распорядителем бюджетных средств составляется сводная бюджетная роспись в разрезе распорядителей и полу-чателей. На основании бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств формируется кассовый план по расходам бюджета, под которым понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Он представляется как документ с поквартальной детализацией.
В бюджетных учреждениях здравоохранения предусматриваются следующие виды расхо-дов:
заработная плата;
командировочные расходы;
расходы на материальное обеспечение учреждений;
|
|
расходы на медикаменты и расходные материалы;
расходы на питание пациентов;
расходы на приобретение оборудования;
затраты на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений;
расходы на содержание имущества;
оплата коммунальных услуг, электроэнергии и др.
Ранее в бюджетной классификации финансирование и расходы учреждений осуществля-лись по одному разделу «Здравоохранение». С 1 января 2008 г. расходы осуществляются по подразделам: «Стационарная медицинская помощь», «Амбулаторная помощь», «Скорая меди-цинская помощь» и т.д.