Раскрытие информации в бух. отчетности
В соответствии с ПБУ 10/99 в составе информации об учетной политике организации в бух. отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.
В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на Сс проданных товаров, пр., р., у., коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.
При выделении в отчете о Пр. и У видов доходов, кадый из которых в отдельности составляет 5 % и более от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.
Операционные и внереализационные расходы могут не показываться в отчете о Пр. и У развернуто по отношению к доходам на следующих условиях:
- соответствующие правила БУ предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;
- расходы и связанные с ними доходы, возникающие в результате 1 и того же аналогичного по хар-ру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансовой положения организации.
В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум след. информация:
- расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;
- изменения величины расходов, не имеющих отношения к исчислению Сс проданной пр., товаров, р., у. в отчетном году;
- расходы, равные величине отчислений в связи с образованием резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов).
Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами БУ не зачисляются в отчетном году на счет Пр.-Уб., подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.
ТЕМА 5. Методы учета затрат и способы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
1. Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью.
2. Себестоимость продукции, ее состав и виды
3. Понятие объекты и метод учета затрат и калькулирования продукции
4. Способы исчисления отдельных видов продукции
5. Попроцессный метод калькулирования
6. Попередельный метод калькулирования
7. Позаказный метод калькулирования
8. Нормативный метод учета затрат и калькулирования продукции
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и продажу. Исчисление себестоимости необходимо для оценки выполнения плана, определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрипроизводственных расчетов, выявления резервов снижения Сс продукции, определения цен на продукцию, исчисления национального дохода в масштабах страны, расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия из производства устаревших.
Основными элементами системы управления Сс продукции являются: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет, калькулирование, анализ и контроль за Сс.
Задачи учета затрат на производство и калькулирования продукции: учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению, калькулирование продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости, выявление результатов деятельности структурных подразделений и других центров затрат по снижению себестоимости продукции, выявление резервов снижения Сс продукции.
2. Себестоимость продукции: ее состав и виды
Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование продукции. Себестоимость продукции – это выражение в денежной форме затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (р., у.) организации складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (р., у.) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и продажу.
Себестоимость продукции – это качественный показатель, в котором отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются ОФ, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится организации.
В зависимости от того, какие затраты включают в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе выделяют след. ее виды:
- цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы, она характеризует цеха на изготовление продукции;
- производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; она свидетельствует о затратах организации, связанных с выпуском продукции;
- полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых затрат. Этот показатель интегрирует общие затраты организации, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.
В соответствии с м/нар стандартами Бух отч-ти:
- в производственную Сс д. включаться только производственные издержки: прямые трудовые затраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы;
полная Сс состоит из производственной Сс, коммерческих и административных (общехозяйственных) расходов.
Также различают индивидуальную и среднеотраслевую СС.
Индивидуальная свидетельствует о затратах конкретной организации по выпуску продукции;
Среднеотраслевая – характеризует средние по отрасли показатели затрат на производство данного изделия.
Также существует плановая и нормативная Сс.
В расчеты плановой Сс включаются МАХ допустимые затраты организации на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период.
Фактическая Сс характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.