Содержание системы управления качеством
Функции системы управления качеством
Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории управления: объект, цели, факторы, субъект, методы, функции, средства, принцип, вид, тип критериев и др.
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное её использование
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1) Функции стратегического, тактического и оперативного управления;
2) Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учёта, информационно-контрольные;
3) Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;
4) Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
Стратегические функции включают:
|
|
- прогнозирование и анализ базовых показателей качества;
- определение направлений проектных и конструкторских работ;
- анализ достигнутых результатов качества производства;
- анализ информации о рекламациях;
- анализ информации о потребительском спросе.
Тактические функции:
- управление сферой производства;
- поддержание на уровне заданных показателей качества;
- взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
В 1987 г.Техническим комитетом ИСО были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000по системам качества, в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к её эксплуатации, хранению и транспортированию.
Согласно стандартам по системам качества, любая из систем управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к:
- системе контроля и испытаний продукции, сертификации надёжности;
- системе организации производства;
- системе управления качеством от проектирования доэксплуатации.
Система управления качеством включает:
1) Задачи руководства - политика в области качества, организация;
2) Система документации и планирования;
3) Качество во время разработки - планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения;
|
|
4) Качество во время закупок - документация, контроль;
5) Обозначение изделий и возможность их контроля;
6) Качество во время производства – планирование, инструкции, квалификация, контроль;
7) Проверка качества - межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний;
8) Корректирующие мероприятия;
9) Качество при хранении (перемещении, упаковке, отправке);
10) Документирование качества;
11) Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества;
12) Обучение;
13) Применение статистических методов;
14) Анализ качества и систем принимаемых мер.
Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции (качество машин, качество труда, качество продукции, качество проекта, качество технологии).
Направления политики в области качества можно сформулировать так:
• улучшение экономического положения предприятия;
• расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение высокого технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию и развитие сервиса.
Понятие «Петли качества»
В соответствии со стандартом ИСО, жизненный цикл продукции включает 11 этапов (Рисунок 13):
1) Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2) Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.
3) Материально-техническое снабжение.
4) Подготовка и разработка Рисунок 13 – Петля качества производственных процессов.
5) Производство.
6) Контроль, проведение испытаний и обследований.
7) Упаковка и хранение.
8) Реализация и распределение продукции.
9) Монтаж и эксплуатация.
10) Техническая помощь и обслуживание.
11) Утилизация после испытания.
Перечисленные этапы представляют собой «Петлю качества».
Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «Петли качества», чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
Управление качеством включает принятие решений, чему предшествуют контроль, учёт и анализ.
Механизм управления качеством продукции
можно представить в сконцентрированном
виде (Рисунок 14):
1) Политика предприятия в области качества, которая формируется высшим руководством.
2) Собственно система качества, которая создаётся руководством предприятия как средство реализации политики предприятия и включает обеспечение, управление и улучшение качества.
3) Отношения поставщик-потребитель, в развёрнутом виде характеризуемые «Петлёй качества».
Рисунок 14 – Механизм управления качеством