Направления деятельности в области качества

Содержание системы управления качеством

Функции системы управления качеством

Система управления качеством продукции опирается на сле­дующие взаимосвязанные категории управления: объект, цели, факторы, субъект, методы, функции, средства, принцип, вид, тип критериев и др.

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции опти­мального качества и полноценное её использование

Система управления качеством продукции включает следую­щие функции:

1) Функции стратегического, тактического и оперативного управления;

2) Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учёта, информационно-контрольные;

3) Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;

4) Функции управления по научно-техническим, производст­венным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегические функции включают:

- прогнозирование и анализ базовых показателей качества;

- определение направлений проектных и конструкторских работ;

- анализ достигнутых результатов качества производства;

- анализ информации о рекламациях;

- анализ информации о потребительском спросе.

Тактические функции:

- управление сферой производства;

- поддержание на уровне заданных показателей качества;

- взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, меро­приятий, методов и средств, направленных на установление, обес­печение и поддержание высокого уровня качества продукции.

В 1987 г.Техническим комитетом ИСО были разработаны и утверждены пять международных стандартов се­рии 9000по системам качества, в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к её эксплуатации, хранению и транспортированию.

Согласно стандартам по системам качества, любая из систем управления качеством продукции должна удовле­творять требованиям к:

- системе контроля и испытаний продукции, сертификации надёжности;

- системе организации производства;

- системе управления качеством от проектирования доэксплуатации.

Система управления качеством включает:

1) Задачи руководства - политика в области качества, организация;

2) Система документации и планирования;

3) Качество во время разработки - планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения;

4) Качество во время закупок - документация, контроль;

5) Обозначение изделий и возможность их контроля;

6) Качество во время производства – планирование, инструк­ции, квалификация, контроль;

7) Проверка качества - межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний;

8) Корректирующие мероприятия;

9) Качество при хранении (перемещении, упаковке, отправке);

10) Документирование качества;

11) Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества;

12) Обучение;

13) Применение статистических методов;

14) Анализ качества и систем принимаемых мер.

Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции (качество машин, качество труда, качество продукции, качество проекта, качество технологии).

Направления политики в области качества можно сформулировать так:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение или завоевание новых рынков сбыта;

достижение высокого технического уровня продукции, превышаю­щего уровень ведущих фирм;

ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;

улучшение важнейших показателей качества продукции;

снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

увеличение сроков гарантии на продукцию и развитие сервиса.

Понятие «Петли качества»

В соответствии со стандартом ИСО, жизненный цикл про­дукции включает 11 этапов (Рисунок 13):

1) Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2) Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.

3) Материально-техническое снабжение.

4) Подготовка и разработка Рисунок 13 – Петля качества производственных процессов.

5) Производство.

6) Контроль, проведение испытаний и обследований.

7) Упаковка и хранение.

8) Реализация и распределение продукции.

9) Монтаж и эксплуатация.

10) Техническая помощь и обслуживание.

11) Утилизация после испытания.

Перечисленные этапы представляют собой «Петлю качества».

Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых меро­приятий, создающих необходимые условия для выполнения ка­ждого этапа «Петли качества», чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Управление качеством включает принятие решений, чему предшествуют контроль, учёт и анализ.

Механизм управления качеством продукции

можно представить в сконцентрированном

виде (Рисунок 14):

1) Политика предприятия в области качества, которая формируется высшим руководством.

2) Собственно система качества, которая создаётся руководством предприятия как средство реализации политики предприятия и включает обеспечение, управление и улучшение качества.

3) Отношения поставщик-потребитель, в развёрнутом виде характеризуемые «Петлёй качества».

Рисунок 14 – Механизм управления качеством


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: