Развитие отечественных систем управления качеством

Следует заметить, что этап развития системного, комплекс­ного управления качеством не прошел мимо Советского Союза. Здесь было рождено много отечественных систем.

1) Саратовская система бездефектного изготовления продукции – БИП. В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нёс ответствен­ность за качество изготовленной продукции.

2) Ярославская НОРМ - научная организация работ по увеличению моторесурса, созданная в Ярославском объединении «Автодизель». Система НОРМ предусматривала планомерный, системати­ческий контроль моторесурса двигателейи его циклическое уве­личение на основе повышения надёжности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции.

3) Рыбинская НОТПУ - научная организация труда, производства и управления, разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе. Для НОТПУ характерно комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с посто­янным совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого рабочего места и для предприятия в целом. Предусматривалась количественная оценка уровня орга­низации труда, производства и управления в рамках предпри­ятия, цехов, участков.

4) Горьковская система КАНАРСПИ - качество, надёжность, ресурс с первых изделий. Одна из лучших систем, заведомо опередившая свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск про­дукции высокого качества и надежности с первых промышлен­ных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:

- комплексность задач обеспечения качества продукции;

- поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских,технологических и испытательных служб предприятия;

- организация работ по получению объективной и своевре­менной информации о качестве выпускаемых изделий;

- интенсивное использование периода подготовки производст­ва для выявления и устранения причин, снижающих качест­во изделий;

- проведение конструкторско-технологической от­работки в процессе создания серийного образца;

- активное участие предприятия-изготовителя и эксплуати­рующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его экс­плуатации;

- универсальность системы, т.е. возможность применения в различ­ных отраслях промышленности.

Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Авто­ром системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т.Ф.Сейфи. Он одним из первых понял роль информа­ции и знаний в управлении качеством, перенёс акценты обеспе­чения качества с производства на проектирование, большое зна­чение придавал испытаниям.

Справедливо считать Т.Ф.Сейфи выдающимся специалистом в области управления качеством, и его имя должно стоять рядом с такими именами, как А.Фейгенбаум, Г.Тагути, Э.Шиллинг, X.Вадсвордт.

2.6 Характеристики и особенности четвёртой и пятой «Звезды качества»

Четвёртая «Звезда качества»

В 1970-1980 годы начался переход от тотального управления качеством TQCк тотальному менеджменту качества TQM.

В это время появилась серия новых междуна­родных стандартов на системы качества.

Стандарты ИСО серии 9000 (1987г.) оказали весьма сущест­венное влияние на менеджмент и обеспечение качества:

- МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;

- МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения ка­чества при проектировании и/или разработке, производ­стве, монтаже и обслуживании»;

- МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения ка­чества при производстве и монтаже»;

- МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения ка­чества при

окончательном контроле и испытаниях»;

- МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества.

Руководящие указания»;

- терминологический стандарт МС 8402.

В 1994 г. вышла новая версия стандартов ИСО серии 9000, которая расширила, в основном, стандарт МС 9004, большее внимание уделив в нём вопросам обеспечения качества про­граммных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - ещё и управление целями и самими требованиями.

В TQM включается, также, и обеспече­ние качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Проиллюст­рируем основные составляющие TQM (Рисунок 10).

Условные обозначения:

TQC - Всеобщее управление качеством;

QA - Обеспечение качества;

QPolicy - Политика качества;

QPlanning - Планирование качества;

QI - Улучшение качества.

Система TQM является комплексной системой, ориентиро­ванной на постоянное улучшение качества, минимизацию производ-ственных затрат и поставку точно в срок.

Основная идео­логияTQM базируется на

Рисунок 10 – Составляющие TQM принципе - улучшению нет предела.

Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к 0 дефектов, к 0 непроизводительных затрат, к по­ставкам - точно в срок.

При этом осознаётся, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах.

Эта идеология имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей систе­мы является использование коллективных форм и методов по­иска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улуч­шении качества всего коллектива.

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала (Рисунок11).

Мотивация достигает состояния, когда люди на­столько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома.

Появля­ется новый тип работников - трудоголики.

Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работни­ков в течение всей их трудовой деятельности.

Существенно из­меняются формы обучения, становясь всё более активными - используются деловые игры, специальные Рисунок 11 – Четвертая звезда качества тесты, компьютерные методы.

Обучение превращается в часть мотивации. Ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллек­тиве, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приёмы развития творческих способностей работников.

На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 - обеспечение качества про­дукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказа­тельств в способности предприятия сделать это.

Соответственно, механизм системы, применяемые методы и средства ориентиро­ваны на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000, целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.

Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необхо­димых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме.

Внешним же признаком того, име­ется ли на предприятии система качества в соответствии со стан­дартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

В результате, во многих случаях наличие у предприятия сер­тификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.

Ши­рокое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежно­сти предприятия, то предприятию часто предоставляются льгот­ные условия страхования.

О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям.

Так, по данным фирмы «Мобил», в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. Можно предположить, что в настоящее время сертифицированных систем около 150 тыс.

Для успешной работы предприятий на современном рынке, на­личие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на неё, является необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

Пятая «Звезда качества»

В 1990-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать ин­тересы общества.

Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции (Рисунок 12).

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000.

Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание ру­ководителей пред-приятий к удовлетворению потребностей сво­его персонала.

Так, Большая тройка американских Рисунок 12 – Пятая звезда качества автомобильных компаний разработала в

1990 г. стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». И, хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и ещё пяти крупнейших производителей грузовиков.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству - это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.

Выводы по темам раздела 2

· Качество определяется действием многих случайных местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.

· Для успешной работы на современном рынке наличие у предприятий системы качества, соответствующей стандар­там ИСО 9000, и сертификата на неё, является необходимым условием.

· В истории развития документированных систем качест­ва выделены пять этапов:

1) Качество продукции как соот­ветствие стандартам;

2) Качество продукции как соответст­вие стандартам и стабильность процессов;

3) Качество про­дукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;

4) Качество как удовлетворение тре­бований и потребностей потребителей и служащих;

5) Ка­чество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев, потребителей и служащих.

3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

3.1 Аспекты качества продукции

Основные этапы управления качеством

В современной теории и практике управления качеством вы­деляют следующие пять основных этапов:

1) Принятие решений «что производить?» и подготовка ТУ. Качество означает ту степень, в которой то­вары или услуги фирмы соответствуют её внутренним техниче­ским условиям. Этот аспект качества называют качеством соот­ветствия техническим условиям.

2) Проверка готовности производства и распределение орга­низационной ответственности.

Оценивается качество конструкции. Качест­во может отвечать

техническим требованиям фирмы на конст­рукцию изделия, однако сама

конструкция может быть как вы­сокого, так и низкого качества.

3) Процесс изготовления продукции или предоставления услуг. Качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовле­творяют реальные потребности потребителей.

Основой организации деятельности фирмы должна являться

ориентация на конечного пользова­теля и создание для него

максимально выгодных условий при покуп­ке, эксплуатации и ремонте

оборудования.

Рассмотренные три этапа в практике управления качеством одинаково важны, и малейшая недоработка в любом из них мо­жет создать проблемы.

Итак:

- товары фирмы могут соответствовать внутренним ТУ - этап первый;

- сама конструкция изделия может быть выдающейся - этап второй;

- услуга или изделие могут не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителя – этап третий.

4) Устранение дефектов и обеспечение информацией обрат­ной связи. Позволяет внести изменения в процесс производства и контроля изменений, позволяющие избегать появления выявленных дефектов в бу­дущем.

5) Разработка долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без единой системы управления качеством - взаимодействия всех отделов и органов управления фирмой. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow