Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза. Здесь было рождено много отечественных систем.
1) Саратовская система бездефектного изготовления продукции – БИП. В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нёс ответственность за качество изготовленной продукции.
2) Ярославская НОРМ - научная организация работ по увеличению моторесурса, созданная в Ярославском объединении «Автодизель». Система НОРМ предусматривала планомерный, систематический контроль моторесурса двигателейи его циклическое увеличение на основе повышения надёжности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции.
3) Рыбинская НОТПУ - научная организация труда, производства и управления, разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе. Для НОТПУ характерно комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого рабочего места и для предприятия в целом. Предусматривалась количественная оценка уровня организации труда, производства и управления в рамках предприятия, цехов, участков.
|
|
4) Горьковская система КАНАРСПИ - качество, надёжность, ресурс с первых изделий. Одна из лучших систем, заведомо опередившая свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:
- комплексность задач обеспечения качества продукции;
- поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских,технологических и испытательных служб предприятия;
- организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;
- интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;
- проведение конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца;
- активное участие предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;
- универсальность системы, т.е. возможность применения в различных отраслях промышленности.
|
|
Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т.Ф.Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенёс акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.
Справедливо считать Т.Ф.Сейфи выдающимся специалистом в области управления качеством, и его имя должно стоять рядом с такими именами, как А.Фейгенбаум, Г.Тагути, Э.Шиллинг, X.Вадсвордт.
2.6 Характеристики и особенности четвёртой и пятой «Звезды качества»
Четвёртая «Звезда качества»
В 1970-1980 годы начался переход от тотального управления качеством TQCк тотальному менеджменту качества TQM.
В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества.
Стандарты ИСО серии 9000 (1987г.) оказали весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества:
- МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
- МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
- МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
- МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при
окончательном контроле и испытаниях»;
- МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества.
Руководящие указания»;
- терминологический стандарт МС 8402.
В 1994 г. вышла новая версия стандартов ИСО серии 9000, которая расширила, в основном, стандарт МС 9004, большее внимание уделив в нём вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.
Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - ещё и управление целями и самими требованиями.
В TQM включается, также, и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Проиллюстрируем основные составляющие TQM (Рисунок 10).
Условные обозначения:
TQC - Всеобщее управление качеством;
QA - Обеспечение качества;
QPolicy - Политика качества;
QPlanning - Планирование качества;
QI - Улучшение качества.
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производ-ственных затрат и поставку точно в срок.
Основная идеологияTQM базируется на
Рисунок 10 – Составляющие TQM принципе - улучшению нет предела.
Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к 0 дефектов, к 0 непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок.
При этом осознаётся, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах.
Эта идеология имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества» (quality improvement).
В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.
В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала (Рисунок11).
Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома.
Появляется новый тип работников - трудоголики.
Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности.
Существенно изменяются формы обучения, становясь всё более активными - используются деловые игры, специальные Рисунок 11 – Четвертая звезда качества тесты, компьютерные методы.
|
|
Обучение превращается в часть мотивации. Ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приёмы развития творческих способностей работников.
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это.
Соответственно, механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000, целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.
Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме.
Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.
В результате, во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.
Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия страхования.
О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям.
Так, по данным фирмы «Мобил», в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. Можно предположить, что в настоящее время сертифицированных систем около 150 тыс.
|
|
Для успешной работы предприятий на современном рынке, наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на неё, является необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.
Пятая «Звезда качества»
В 1990-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества.
Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции (Рисунок 12).
Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000.
Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей пред-приятий к удовлетворению потребностей своего персонала.
Так, Большая тройка американских Рисунок 12 – Пятая звезда качества автомобильных компаний разработала в
1990 г. стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». И, хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и ещё пяти крупнейших производителей грузовиков.
Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству - это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.
Выводы по темам раздела 2
· Качество определяется действием многих случайных местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.
· Для успешной работы на современном рынке наличие у предприятий системы качества, соответствующей стандартам ИСО 9000, и сертификата на неё, является необходимым условием.
· В истории развития документированных систем качества выделены пять этапов:
1) Качество продукции как соответствие стандартам;
2) Качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов;
3) Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;
4) Качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих;
5) Качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев, потребителей и служащих.
3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1 Аспекты качества продукции
Основные этапы управления качеством
В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:
1) Принятие решений «что производить?» и подготовка ТУ. Качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют её внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.
2) Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.
Оценивается качество конструкции. Качество может отвечать
техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако сама
конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.
3) Процесс изготовления продукции или предоставления услуг. Качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяют реальные потребности потребителей.
Основой организации деятельности фирмы должна являться
ориентация на конечного пользователя и создание для него
максимально выгодных условий при покупке, эксплуатации и ремонте
оборудования.
Рассмотренные три этапа в практике управления качеством одинаково важны, и малейшая недоработка в любом из них может создать проблемы.
Итак:
- товары фирмы могут соответствовать внутренним ТУ - этап первый;
- сама конструкция изделия может быть выдающейся - этап второй;
- услуга или изделие могут не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителя – этап третий.
4) Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи. Позволяет внести изменения в процесс производства и контроля изменений, позволяющие избегать появления выявленных дефектов в будущем.
5) Разработка долгосрочных планов по качеству.
Осуществление перечисленных этапов невозможно без единой системы управления качеством - взаимодействия всех отделов и органов управления фирмой. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.