Действительно жить – это значит жить, владея верной информацией.
Сущность и виды управленческих документов
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ
1. Сущность и виды управленческих документов.
2. Системы документации в управлении. Процессы документирования.
3. Административный этикет.
Как свидетельствует практика, подавляющую и важнейшую часть информации фиксируют. Фиксирование информации является обязательным элементом управленческой деятельности в предприятиях, поскольку без этого нет возможности ее хранить, получать, передавать и прорабатывать.
Материальными носителями зафиксированной информации являются документы.
Документ – это материальный объект, который содержит информацию в зафиксированном виде.
Управленческий документ – это документ, который содержит сведения организационного, предписывающего или уведомительного характера, который создается в целях управления и соответствующим образом оформляется.
Документы, которые используют в управленческой деятельности, классифицируют за многими признаками:
|
|
І. В зависимости от использованного для фиксации материала:
1) документы на бумажной основе:
а) письменные (это рукописные или машинописные документы, а также изготовленные с помощью множительной техники или печатным средством). В общем документообороте предприятий торговли и общественного питания они составляют около 95 % всех документов.
б) графические (это чертеж, схемы, графика, рисунки, и др.). их преимуществами их есть доступность для любого специалиста.
2) документы на фото-|, кинопленке, магнитной ленте.
II. По происхождению:
1) официальные (служебные) – направляют адресату от имени предприятия или должностного лица и оформляют в установленном порядке;
2) личные (имени) – создает лицо вне сферы своей служебной деятельности (заявление, жалоба, лист гражданина, руководителю предприятия или депутату но др.).
III. За видами деятельности:
1) организационно предписывающие документы;
2) документы по финансово расчетным вопросам;
3) документы по снабженческо-сбытовым вопросам;
4) документы из личного состава.
IV. За наименованием выделяют несколько десятков видов и разновидностей документов. Вид объединяет документы с точки зрения целевой направленности и структуры, например, приказ, анкета, акт, договор но др. Разновидностями документов являются приказы по личному составу и из основной деятельности, акт принятия-передавания и дефектный акт.
V. За количеством отображенных вопросов:
1) простые (обычно содержат один вопрос);
2) сложные (с несколькими вопросами).
|
|
VI. За местом составления:
1) внешние (полученные предприятием или отправленные им за его пределы):
а) выходные – отправленные из предприятия;
б) входные – адресованные предприятию.
2) внутренние (составленные на предприятии для внутреннего использования).
VII. За сроками выполнения:
1) срочные документы;
2) несрочные документы.
VIII. За формой:
1) индивидуальные;
2) типовые;
3) трафаретные.
IX. За средствами передачи информации:
1) рукописно-печатные;
2) графические;
3) фото-|, кинодокументы;
4) звуковые.
X. За сроками хранения:
1) постоянного хранения;
2) долгосрочного хранения;
3) временного хранения.
XI. За стадией образования:
1) оригиналы документов (первый или единственный экземпляр официального документа);
2) черновики;
3) копии документов (отображают информацию, которую полностью или частично содержит оригинал).
Существуют три разновидности копий:
а) отпечаток (полная копия исходного документа, которая остается по делу вместо отправленного адресату);
б) вытянул (копия, которая отбивает часть оригинала документа, заверенную в установленном порядке);
в) дубликат (полная копия оригинала, которая имеет ту же юридическую силу). Дубликат выдается в случае потери оригинала.
XII. За степенью гласности:
1) секретные документы (содержат информацию, которая является государственной тайной);
2) документы для служебного использования (содержат информацию, распространение которой за пределами предприятия может нанести ему вред);
Руководители предприятий самостоятельно определяют виды информации и перечень документов, которые являются коммерческой тайной, а также порядок работы, с такими документами.
3) обычные документы (свободно выдают для ознакомления всех, кто в этом заинтересован, включая потребителей, поставщиков, и др.).