double arrow

Еврорегионы


В 1980 года в рамках СЕ была принята рамочная Конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Впоследствии эту Конвенцию изменили, сейчас она распространяется на сообщество любых властей. Носит региональный характер и используется только в Европе.

Эта Конвенция была подписана РФ и ратифицирована ею. РФ ратифицировала и два протокола к этой конвенции. В 2009 году был принят Третий протокол, который был посвящён специально Еврорегиональным объединениям сотрудничества. Он практически зафиксировал уже существующую в Европе практику создания институционных образований для осуществления сотрудничества властных, но не суверенных субъектов. Такие образования стали появляться в Европе достаточно давно (примерно в середине 50-х гг.). Впервые эти образования появились у Германии и Нидерландов. Они возникали стихийно, т.к. по началу даже не было никакого регулирования. Обычно заключалось межгосударственное соглашение и на его основании создавались такого рода институционных образования.

Потом появилось несколько конвенций. Первая появилась в странах Бенилюкса, потом в остальных. Эти территории стали именовать «еврорегионы». Рамочная конвенция на эти регионы не обращала внимания, детального регулирования еврорегионов не было. Но такого рода образования стали появляться у государств, которые не являлись членами СЕ. У России такого рода образования появились в Карелии. Белоруссия сотрудничает с Польшей. У России есть образования со Швецией, Финляндией, Польшей.




Эти еврорегионы работали, занимались сотрудничеством. Особо успешно они работали в рамках ЕС. Там практически отсутствовала государственная граница в нашем понимании. Там границы неохраняемые, они скорее носят административный характер.

Приграничное сотрудничество очень удобно. Они часто предусматривают обучение в школе, в высших учебных заведениях, особые льготные условия для торговли, ведение общих дел.

Третий протокол был принят позже, но РФ в нём не участвует. Она его не подписала и не ратифицировала. Дело в том, что в Третьем протоколе установлены определённые жёсткие правила для создания и функционирования этих образований. Официально они называются Еврорегиональные объединения сотрудничества.

Предусматривается, что целью создания этих еврорегионов является содействие, поддержка, и развитие сотрудничества на благо населения сотрудничающих территорий. Еврорегионы образуются как юридические лица, и они являются юридическими лицами по праву государства, в котором находится штаб-квартира Еврорегиона. Это юридическое лицо может заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество, нанимать сотрудников и участвовать в судебных процессах. Создавать Еврорегионы могут территориальные сообщества и власти членов ЕС. Кроме того, членами Еврорегионов могут быть общественные организации, которые не занимаются промышленной или торговой деятельностью. Однако к таким общественным организациям предъявляются определённые требования: 1) в основном они должны финансироваться за счёт государства, 2) управление их деятельностью также должно осуществляться государствами; 3) половина их членов тоже должна назначаться государствами.



Физические лица членами Еврорегиона не могут быть. Членами Еврорегиона могут быть и сами государства. Это несколько необычно для юридического лица, но такое членство может быть. Еврорегионы образуются путём заключения соглашения членами. Это соглашение потом должно регистрироваться или опубликовываться, в зависимости от того, как предусматривает национальное законодательство соответствующих стран. К соглашению должно быть Приложение, которым является Устав. Т.е. уставные документы для Еврорегиона – это соглашение о его создании и Устав.

В Уставе должны содержаться положения в отношении членства, выхода из еврорегиона, прекращения его деятельности; срок, на который создан еврорегион; о структуре; об органах; о бюджете; об источниках финансирования; ответственности; подотчётности.

В соглашение и устав могут вноситься изменения в том же порядке, в котором заключалось соглашение.



В протоколе указываются задачи, которые возложены на еврорегионы. Они тоже должны быть указаны в Уставе. Они не могут противоречить законодательству государств, на территории которых еврорегион будет создаваться. Протокол: среди этих задач не должно быть управленческих функций.

Еврорегион несёт самостоятельную ответственность за свою деятельность перед третьими лицами. Кроме того, это образование несёт ответственность и перед своими членами за свою деятельность. Т.е. практически ответственность может быть за любое правовое нарушение.

Ответственность может быть самостоятельной ответственностью еврорегиона, а может возлагаться на органы еврорегиона (например, Совет превышает полномочия или ведёт деятельность, не соответствующую законодательству государств).

Протокол говорит о порядке урегулирования споров. Тут предусматривается судебная процедура. Стороны могут обращаться в суд территории, где находится штаб-квартира сообщества. Допускается также заключение арбитражных соглашений, т.е. можно обращаться не в суд, а в арбитраж.

РФ не ратифицировала третий протокол, потому что он полностью несовместим с нашим внутренним законодательством.

Проект изменений в ГК: у нас даже и в проекте этого нетJ.

С еврорегионами создаётся парадоксальная ситуация. Они у нас есть, причём их несколько. На сегодняшний день наша практика в этой области несовместима с рамочной Конвенцией в целом. Это пример того, как РФ нарушает международное соглашение.

Эта ситуация создалась в связи с правовым статусом муниципальных образований. Раньше они в РФ имели более широкие полномочия. Но поменялось законодательство: практически исчезло положение о том, что органы местного самоуправления имеют право на ведение какой-либо международной деятельности. 131-ФЗ противоречит не только международным нормам, но и другим федеральным законом.

Сейчас муниципальные образования могут вступать в международные отношения только через объединения муниципальных органов. У нас такая организация есть в Москве: они подыскивают города-побратимы.

Вся деятельность еврорегионов регулируется как международным договором, соглашением между сторонами, так и внутреннем законодательством государства, где находится штаб-квартира. В совместных предприятиях нет соглашения между сторонами.

Здесь третий источник регулирования: соглашение между сторонами. Что это такое? Как его охарактеризовать? В этом соглашении могут участвовать сами государства, территориальные власти, могут участвовать общественные организации. Т.е. такого рода соглашения мы не можем отнести к категории международного договора, это не межгосударственное соглашение. Тогда что это такое? Это не акт внутреннего законодательства. Здесь появляется такая категория как транснациональное административное соглашение. Это одна из новых категорий. Некоторые считают, что это контракт, но здесь не предусмотрено то, что обычно предусматривается в контрактах. В этом соглашении может не быть правил в отношении промышленности и торговли. Некоторые называют международным договором.

В административном праве есть категория административных договоров. К их числу относят любые соглашения, в которых есть властный субъект.

Эти соглашения как раз будут представлять собой транснациональные административные соглашения. Мы не употребляем слова «международный» и «договор», чтобы было понятно, что это иная категория.







Сейчас читают про: