Динамически возвышенное

Здесь у К. на 1 план выходят понятия силы и власти. К. говорит, что динамически возвышеннм он называет такое представление о природе, кот. направляет мое воображение на изображение таких случаев, кот. указывают моей душе на ее сверхприродное предназначение

1) те случаи, в кот-х имеется дело с силами природы.

Например, бушующая стихия.

(истории в океане, на краю бездны и т.д.)

Чувство динамически возвышенного возникает тогда, когда я испытываю, с одной стороны, бессилие перед силами природы (для К. примером действия природной неуправляемой стихии было знаменитое землятресение в Лиссабоне, когда огромный город ~ в 50-е годы XVIII в. был разрушен, дес. тысяч жертв (до сих пор точно не знают)). Обобщая это, можно сказать что речь идет о силе смерти: когда я понимаю, что я смертен и бессилен, ничего не могу изменить в этой ситуации, хотя мой разум бессмертен и т.д. я испытываю некое бессилие поэтому я испытываю неудовольствие, но в то же время, испытывая бессилие, я не опускаю руки, моя жизнь не лишается всякого смысла; моя воля не распадается, сохраняет некое единство и способность действия. Потому что я обладаю св. особым законом, независимым от законов природы: я бессилен, но я не подвластен поэтому сохраню власть над собой и некую ценность св. жизни, своей личности и т.д.

То, что сохраняет меня перед симпатией природы, перед силой смерти и т.д. - моя моральная самость. Зд. впервые у К. мораль - показывается с (.) зр. внутренней целесообразности. Мораль - то, что придает мне устойчивость в этом мире где как природное существо я обречен на смерть! Если бы не было морали, было бы непонятно, почему я сохраняю последовательность и осмысленность существования, а не ухожу в загул.. Зная о том, что мои дни сочтены.

Здесь впервые мораль показывается уже не как интеллектуальная игра, способность выносить всеобщие суждения, оценивать, что этот негодяй, другой и т.д.; мораль - это сила, кот-я придает мне устойчивость в этом мире, сила самоудтверждения. Моя моральная самость - это то, что придает мне устойчивость в этом мире, т.е. позволяет мне сохранить идентичность самоотождествленность, несмотря на все мое бессилие перед силами природы, все страдания и т.д.

В этом разделе кантовская практическая философия приближается к св. завершению. Тем не менее последним словом явл. не "Аналитика" возвышенского а §. 59 "критики способности суждения" кот-ый наз. "красота как символ нравственности".

Рассмотрев проблематику возвышенного, К. возвращается к "аналитике вкуса" и указывает на то, что вкус таит в себе некую опасность. Эта опасность сост. в том, что вкус предполагает гармонию познавательных способностей.

Если я все время имею дело с безобразными предметами, я постоянно переживаю дисгармонию познавательных способностей, и К. говорит, что человеческая психика просто этого не выдержит, способность вкуса не может бесконечно не удовлетворяться. В то же время я не могу

приостановить действие вкуса, я не могу видя безобразный предмет, не переживать дисгармонию В результате возникает экзистенциально опасная ситуация, которая потом неокантианцами была охарактеризована т.о., что кантовский человек может жить в аморальном мире, но не может жить в безобразном мире, т.е. не может жить там, где его способность вкуса постоянно не удовлетворяется.

К. указывает в § 59, что, в принципе, мы можем избежать этой опасности или по крайней мере подстраховаться, а именно т.о., что то, что мы переживаем как безобразие непосредственно, мы можем опосредственным образом изменить св. оценку, а мы можем подвести всякое чувственное содержание (или почти всякое) под моральное понятие, мы можем еще раз пережить как не просто прекрасное, а как возвышенно прекрасное. Грубо говоря, мы можем сконструировать эстетическое переживание на основе чувства возвышенности и тем самым сократить количество безобразного в этом мире.

Пр. лицо молодого человека - просто прекрасное лицо, а лицо старого человека уже несет в себе следы некоего ущерба, который нанесен временем. Но если мы задумаемся и сознательно всмотримся в это лицо, то мы можем подвести черты человеческого лица под моральное понятие и увидеть в этом лице черты, напр. доблести, разума, мудрости, мужества, лицо старого воина и т.п. Т.о. мы можем пережить лицо старого человека не просто как прекрасное, а как возвышенно прекрасное.

Такая двойная интерпретация возможна в силу того, что суждение вкуса "задним числом" может опереться на чувство возвышенного. К. говорит, что для того, чтобы это было возможно, культура должна дать нам такую возможность читать моральное содержание в чувственных образах. А культура дает такую возможность на основании способности гения. В результате оказывается, что субъект вкуса не самодостаточен, он не может устойчиво существовать в этом мире, если не опирается на гения. Если вкус - это способность репродуктивного воображения, то гений - это способность продуктивного воображения. Гений - это тот, кто может выразить в образе идею разума.

Завершающие пр-дение К. из его крупных творческих и наиболее известных произведений - "Критика способности суждения".

"Эстетическая философия К." - 1-я часть "Кр." способности суждения:

К. открывает еще 1 вид синтетических суждений "априори". Наряду с суждениями познания теоретического разума, наряду с суждениями практического разума самим моральным суждением есть еще эстетическое суждение, кот-е также претендует на всеобщность. Всеобщность этого суждения не связана с определением объекта, т.е. не связана с какими-то объективными сторонами или свойствами того объекта

В этом смысле К. говорит о том, что эстетическое суждение не расширяет нашего знания об объекте. Т.е. то, что роза прекрасна - не какое-то объективное знания. Но с др. стороны, то, что здесб является всеобщим - это некое самоопределение субъекта: когда субъект показывает розу как прекрасное, он в некотором смысле изменяет самоопределение, меняет модус бытия чувственной апперцепции, т.е. меняет то, что к. наз. "я есть". Всеобщность эстетического суждение принадлежит не объекту, не знание об объектах, а принадлежит определенности "я есть". когда я воспринимаю розу как колючую, то я есть в модусе восприятия, а когда я переживаю ее как прекрасный объект, я переживаю ее уже не в модусе восприятия, а именно в модусе рефлексивной чувственности, испытывая чувство удовольствия или неудовольствия.

Крайне важным моментом явл. 59-й, где к. указывает, что способность вкуса в некот. смысле содержит в себе опред. опасность, будучи экзистенциальный определением "я естьт" - в силу того, что способность вкуса

1) Во-первых ее действие не м.б нами остановлено, она действует непосредственно.

2) С др. стороны если способность вкуса постоянно не удовлетворяется, мы испытываем неудовольствие, то такое существование психически невозможно с т. зр. К.: как говорили потом его последователи, нельзя человеку жить в безобразном мире.

Поэтому К. и говорит, что способность д.б. восполнена - с (.) зр.К., моральной рефлексией с возможностью связать вкус и позицию моральной самости.

К.: способность вкуса должна иметь возможность подвести любой чувственный предмет под моральное понятие, а затем то, что подведено под моральное понятие еще раз пережить как прекрасное, но уже в особом смысле, как возвышенно прекрасное.

Способность вкуса связывает рассудок и воображение. Возвышенное же переживание связывает воображение и разум.

В данном случая 2-е переживание прекрасного - переживание, кот-е в некотором смысле опирается на разум.

По К. в таком возможность 2-ной интерпретации лицо молодого человека просто прекрасно, а лицо старого чело., м.б., не такое прекрасное в непосредственном смысле, но мы можем его пережиьт как прекрасное, если мы увидим в нем проявление некоей добродетели: доблесть мужества, стойкости, силы судьбы и т.д. Такую возможность прочитать в чувственном предмете некое сверхчувственное содержание культура должна дать, и она дает это опираясь на др. способность - способность гения. В этом тоже большое своеобразие.

Идеи разума на выражаются в чувственном опыте адекватным образом. Для этого необходимо творческое действие. Это творческое действие связано с особой творческой способностью воображение, кот-ю К. наз. гением. Рассужд. для того, чтобы быть экзист. состоя-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: