Лекция 24 ноября

Юля М.

Оксана

Философия 24 ноября полностью

В «Генеалогии морали» (1882-1883) Ницше пытается концептуально прояснить то, что хотел сказать в «Так говорил Заратустра» (поэтическое произведение).

3 части:

1. различение 2х видов морали:

-естественная мораль господ

-реактивная, рефлексивная мораль рабов.

В основе морали, добрых чувств, различения добра и зла лежит нечто бессознательное, то, что вытеснено бессознательным. Ницше здесь предвосхищает Фрейда, в частности, по терминологии. Например, обозначение бессознательного как it (оно) Фрейда впервые встречается у Ницше.

2. понятие чистой совести и вины.

В данном случае Ницше рассматривает коллективную идентичность как бессознательную, которая формируется на основе опыта памяти, который одновременно является опытом боли. Таким образом, человек становится общественным существом на основе того, что у него формируется память и он в основе опыта наказания. Следствием практики наказания является чувство вины – не сознательный опус, не оценка своего действия с точки зрения шкалы ценностей, нормативов, а это результат телесной практики. Чувство вины – нечто бессознательное. С другой стороны, вина вторичным образом репозитируется через практику наказания, которая демонстрирует идентичность сообщества на основе закона и власти. Вина – то, посредством чего общество предъявляет свою целостность, свое единство индивиду. Вина проявляется в опыте наказания, в данном случае в опыте наказания другого. Неважно виноват этот другой или нет, а важно, чтобы вина была предъявлена в практике наказания. Виновные всегда должны быть и всегда должны наказываться, но это не значит, что эти виновные реально виноваты. В этом смысле отношение закона, вины и наказания не является вполне рациональным.

Эта идея Ницше затем развивается в последующих традициях. В частности, социологический материал, посвященный связи вины и наказания хорошо представлен в работах Мишеля Фуко.

3. «Об аскетических идеалах»

Формируется представление об аскетическом идеале. Откуда берется нормативность аскетизма? С точки зрения Ницше, здесь тоже мы имеем дело с телесной идентичностью. Но если в 1й и 2й части речь шла о знаковой функции отношения «тело-боль» и боль в виде наказания приобретет символическое активное значение, посредством ее конституируется коллективная идентичность, то в 3й части речь идет не об отношении «тело-болезнь», а здесь мы имеем дело уже с больным телом. По Ницше тело может испытывать боль, наслаждение и тело может болеть. Больное тело порождает ту символическую активность, которая негативна по отношению к окружающим. Принцип Ressentimant - реакция больного существа. В 1й части этот комплекс связан с формированием морали, соединением в злобе и в силе. В 3й части – все виноваты в том, что я болен=>озлобленность по отношению к внешнему миру. Культура присваивает эту озлобленную реакцию, превращая в нечто позитивное то, что было сначала негативным, отрицанием, вариацией ненависти по отношению к другим. В культуре возникает позиция жреца, жрическая установка культуры обрамляет активность Ressentimant: ты болен, но ты сам виноват в том, что страдаешь. Жрическая установка переориентирована на практику, связанную с бессознательным, но все-таки формируется какое-то сознательное: если ты болен, то надо лечиться, т.е. культура не возвращает здоровье, а эксплуатирует болезнь. Такова установка Ницше. Культура не формирует установку на здоровье: если ты болен, страдаешь, то излечись, культура не дает такой возможности, но эксплуатирует болезнь.

Таким образом, во-первых, она перенаправляет негативность Ressentimant с внешней стороны на внутреннюю: не ищи виновного, ты сам виноват. Во-вторых, культура дает компенсацию в виде духовной ориентации. Духовная ориентация – трансцендентная: в этом мире ты страдаешь, но существует какой-то другой мир, в котором возможно избавишься от этих страданий. Эта ориентация сохраняет творческую волю. Такую волю Ницше называет волей к ничто (лучше иметь волю к ничто, чем вовсе ее не иметь). И затем уже, когда эта духовная установка сформировалась, проекция духовной установки на практику Ressentimant на исчезает, но через ориентацию на трансцендентное и через духовную активность возникает упорядоченность Ressentimant. Одним из видов Ressentimant является разрушительный в плане невозможности сообщества (все друг друга ненавидят), разрушительный по отношению к личности, т.е. в плане самообвинения (озлобленность по отношению к себе и другим). Ressentimant приобретает некую упорядоченность, структуру, которая придает устойчивость существования личности и сообщества. Эта упорядоченность и есть аскетический идеал. Основа аскетического идеала культуры – идеал, ориентированный не на жизнь, а против нее: избегать наслаждений, ограничивать свои желания. Эти идеалы имеют такое происхождение. Основа – Ressentimant, но переориентированный внутри культуры, компенсированный духовной активностью, которая его и упорядочивает, лишая его непосредственной диструктивности.

Получается двойное отрицание: Ressentimant отрицает жизнь и духовные идеалы ее отрицают. Но эти отрицания связывают друг друга, получается возможность относительной устойчивости существования личности и сообщества.

Следующий этап развития Ницше связан с русскими романами (Толстой, Достоевский). Под их влиянием он пишет работу «Антихрист», где обращается к образу Христа и говорит о том, что Христос – это идиот в смысле герой русского романа. Христос понятен как психологический тип, Ницше видит в этом образе сочетание 2х манер. С одной стороны, непринятие мира, т.е. критическая установка, мир полон пошлых вещей. С другой стороны, повышенная чувствительность, которая не терпит насилия, насильственного противостояния. Какой может быть выход в ситуации когда человек не приемлет мир и в то же время не может вступить в борьбу в силу своей чувствительности

Выход возможен в аффект любви, т.е. люблю всех. Это является формой психологической защиты, которая защищает от мира с его пошлостью и от насилия. Такой уход в аффект: непринятие мира и насилия – одно из проявлений декаданса.

Завершающая работа – «Воля к власти». 3 главные идеи:

1. воля к власти

2. сверхчеловек

3. вечное возвращение

Диагноз современной культуры – декаданс, т.е. упадок. Причина декаданса – нигилизм – отрицание ценностей. В чем причина отрицания ценностей или утраты веры?

Ценности – идеалы разума:

1. идея цели. Разум говорит о том, что мир представляет собой некий целесообразный, осмысленный процесс. Мир развивается, идет к некой цели (благой). Мир находится в состоянии осмысленного, целесообразного становления.

2. принадлежность к целому. Если у человека нет цели, то он хотя бы является частью осмысленного, целесообразного целого. Человеческий мир цел и систематичен.

3. Если человек разочаровывается в целом смысле, то достоинство придает истина. Если истины нет в этом мире, то она есть в трансцендентном.

Таким образом, разум приводит человека к вере в трансцендентное. В этом состоит основополагающая черта нигилизма. Нигилизм – разочарование в ценностях. Но чем плохи эти ценности? Они плохи не сами по себе, а плохое то место, где они находятся. Это место трансцендентное: вне мира и вне жизни. Основной недостаток ценностей современной культуры, который и приводит к утрате веры, заключается в их антижизненном характере. Поэтому ценности должны быть не духовными и трансцендентными, а должны быть отчасти физическими и имманентными жизни.

Такой ценностью, имманентной жизни, Ницше называет волю к власти. Это определяющая ценность, все остальное происходит из нее. Как можно ее содержательно охарактеризовать? В общем, Ницше различает как бы 2 воли к власти: правильная (позитивная) и неправильная. Но за любой человеческой деятельностью стоит воля к власти. Напр, декаданс тоже явл. произведением некой воли к власти, но болезненной. Характеризуя неправильную, негативную волю к власти, Ницше явно или неявно отсылает к Руссо. В этом смысле принято противопоставлять Ницшеанское понимание воли к власти оно не то что бы производно, оно коррелятивно, смысл его можно понять когда мы сопоставим волю к власти Ницше и волю к власти Руссо. Хотя Руссо не называет свою волю волей к власти. Но у него есть понятие воли, основополагающее понятие в «общественном договоре», в других работах Руссо. Знаменитое понятие Руссо – всеобщая воля. В понимании Руссо это воля которая принадлежит человеческому сообществу (нация). Но нация у Руссо это не этническое образование, а скорее культурное. Идея всеобщей воли возникает в контексте интерпретации концепции всеобщего договора. Эта конц. предполагает две стороны, и одна сторона это отношение суверена и частного лица, это та сторона которая попадает под ведение и понятие гос-ва. Две стороны – гос-во и гражданское общество. Гражданское общество - это договор о взаимоограничении прав между частными лицами. А другая сторона это выражение доверия к суверену, который действует от лица всех. Гражданское общество предполагает свободу воли как учредительное действие, а гос-во – как эгоцентрическое действие (они не проистекают из каких-то убеждений, они проистекают из конкретной ситуации.) Идея Руссо в том, что этим сувереном является не король а нация как целое. Воля Руссо – воля которой обладают все вместе, но никто в отдельности. Воля Ницше противоположна. Это воля которой может обладать только индивидуум, и никогда ей не обладают все вместе. Здесь специфическим образом воля приписывается индивидууму. Определение, к-рое он дает: Воля, которая в любой ситуации выбирает господство, и тогда когда она господствует и тогда когда она подчиняется. Воля к власти Ницше это не патология, не жажда власти во что бы то ни стало, это воля к-рая властью всегда уже обладает. Она принимает решения самостоятельно, и субъект ее поступает так, как он решает сам. Но при этом не значит что эта воля не способна к подчинению. Но она подчиняется до тех пор, пока сама себя к этому определяет.

Идея Ницше не тривиальна, но эту нетривиальность не так просто себе представить. Содержательность и сила Ницшеанской концепции понятна именно на фоне Руссо.

На языке Руссо говорила Французская революция. От лица всеобщей воли нации стали выступать комитеты спасения и тд., все это свелось к террору. Концепция Руссо террор делает легитимным, смыслом обладает только нация как целое. Идея Ницше: в основе всеобщей воли, в основе этой неправильной воли к власти лежит как бы объединение славы, которое приобретает силу через единство; а в основе этого лежит ненависть к сильным, здоровым и т. д. Т. е. чувство Resantimant. У Ницше парадоксальным образом в основе человеческого сообщества лежит некая бацилла мести, т.е. то, что способно разрушить. Энергия разрушения вложена в сам учредительный акт, к-рый соединяет людей. Правильное общество вообще не существует. Поэтому для человека должна быть открыта некая возможность мыслить себя, свое место, отношение и связь с другими помимо учредительных действий институтов и сообществ. Не с точки зрения целого, а посмотреть как бы по ту сторону, должна быть зарезервирована некая позиция вне общества. Негативная по отношению к обществу, но к-рая явл спасительной для индивидуума. Здесь мы сталкиваемся с непростой и так сказать неизбежно двусмысленной точкой зрения. Эту позицию вне человеческого общества Ницше называет сверхчеловек. Ницше верит в силу человеческой мысли, но эта мысль изначально как бы искажена условиями Resantimant, господством (в мире господствует союз слабых). Крайне важно освободиться от условий этого Resantimant. Т е зарезервировать позицию вне сообщества. Сверхчеловек не есть какой-то монстр, а возможность мыслить. Всякая мысль, которая предусматривает публичность уже явл неким учредительным актом, Ницше говорит что это не совсем так. Ницше не говорит о том что человеческая мысль- мысль какого то одиночки, индивидуума, к-рый ни с кем не связан, но Ницше говорит о том что скорее человеку присуще некое отношение взаимности, к-рое не связано с учредительными действиями, взаимность к-рая всегда присутствует по умолчанию.

Некая такая идея двойного отрицания. С одной стороны сверхчеловек- это позиция, к-рая отрицает общество, утверждая ценность индивидуума, но с другой стороны эта позиция оправдана, поскольку внутри общества, внутри его образования уже лежит бацилла саморазрушения и ей ничего нельзя противопоставить. Вернемся к Французской революции. Что остановило террор? Стабильность внес только режим Наполеона. Никакая конституция не могла спасти Францию. Мысль Ницше «двусмысленная и неисчерпаемая» (впервые такое было сказано про Маркса). В чем двусмысленность? Ницше- особая фигура, это не классик, те идеи к-рые мы можем у него найти это скорее опусы, это не концепции. Надо сказать, что в 20 веке Ницше становится символом, символическое имя для некого такого философского проекта. Ницше- эмблема некой актуальной мысли, но все-таки эта эмблема не случайна. Существует несколько интерпретаций его, к-рые противостоят друг другу, подчеркивая двусмысленность.

Ницше с одной стороны говорит о том, что нигилизм это плохо, это болезнь современной культуры, суть нигилизма в том, что ценности находятся не в том месте, ценности трансцендентны, а должны быть имманентны жизни. Но затем, когда Ницше говорит, какая ценность имманентна – воля к власти. Но когда он начинает продумывать волю к власти, возникает ее интерпретация через сверхчеловека, а сверхчеловек - это то, что трансцендентно. Т.е. начиная с отрицания трансцендентности, Ницше приходит к этому. Как это связать? Жизнь - это полнота возможного, и жизнь будет не полной, если не будет зарезервирована еще эта трансцендентная возможность помыслить человека извне. В нек-ром смысле, обобщая, можно сказать что Ницше не создал как бы концептуальный аппарат для более ясного изложения тех проблем, к-рые он наметил, но тем не менее проблемы эти крайне фундаментальны. В целом это проблемы соотношения смысла и бытия. После Ницше основополагающая позиция стала говорить о том, что бытие как целое, как таковое, как становление все это не подлежит осмысленному оправданию. Не возможна истина бытия, истина бытия всецело субъективна. Один из выводов из Ницшианской философии состоит именно в этой субъективности истины. Истина - это не отражение от действительности, это только научная истина, истина о человеке должна быть другой. И в частности эта истина должна включать в себя отношение сущего и сверхсущего. В этом смысле тезис Ницше о том, что бог умер говорит не просто о том, что люди перестали верить, а в частности состоит в том, что отпала необходимость мыслить сверхсущее как особое бытие. Понимание того, что истина о человеке включает в себя отношение сущего и сверхсущего, человек как сущее - это человек в сообществе, в учредительных действиях этого сообщества, но в то же время человек может помыслить себя и свое отношение к другим вне этого. Т.е. истина о человеке включает в себя измерение сверхсущего. Вот такое понимание истины о человеке, в общем-то, делает излишним понятие трансцендентного как трансцендентного бытия. Не существует трансцендентного бытия, но существует некое трансцендентное измерение мысли. В этом смысле Ницше задает принципиально новые способы философствования. В первую очередь, это принципиальная проблематизация понятия истины. Существует научная истина, истина о действительности. Истина, к-рая выражается в форме закона, и существует истина антропологического плана, истина о человеке. Проблематизация понятия субъекта. Современная интерпретация предполагает некий фон, некий контекст. А именно «открытие бессознательного». Ницше, Маркс, Фрейд ввели новое тематическое поле в европейскую интеллектуальную традицию. И этим полем стало бессознательное. У Маркса это понятие ложного сознания, понятие идеологии. Люди мыслят себя не совсем так как они есть, какие-то вещи мы не замечаем. Почему существует капитал? Потому что существует двойное ценообразование. Это не справедливо. Мы этого не замечаем, потому что имеет место такой феномен как товарный фетишизм, ложное сознание. Этот комплекс позволяет нашему сознанию быть эффективным в этих условиях. Если мы от него избавимся, наши действия не будут эффективными. Быть эффективным, рациональным значит обладать несколько искаженными представлениями об этом мире.

Понятие бессознательного. Три вида бессознательного и три автора – Фрейд, К. Юнг, Ж.. Лакан. Фрейдийское бессознательное называют еще инфантильным бессознательным, бессознательное, к-рое существует в силу особенностей инфантильной психики. Фрейд называет эти особенности амбивалентностью. У Юнга – архетипическое бессознательное. Здесь в основе бессознательно лежит понятие архетипа. У Лакана - структурное бессознательное. Понятие структуры связывает бессознательное и язык. Т.е. бессознательное устроено как язык. Напр, Лакан считает, что он возвращается к такому аутентичному Фрейду. Сам Фрейд интерпретировал бессознательное через (например) случай забывания. Бессознательное производит действия: замещения (метафора) и смещение (метонимия). Так вот, Фрейд с кем-то говорил о Боснии и Герцеговине, захотел перевести разговор на Итальянскую живопись, но забыл имя автора какой-то картины. Вместо этого имени у него в голове крутилось Боттичелли (от Боснии и Герцеговины). Кто-то (Лакан) дал такое определение: фрейдовское бессознательное- это то, что мы забыли забыть. В этом смысле бессознательное Фрейда действительно хорошо связывается с языковой деятельностью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: