Проектирование поперечных профилей

ЛЕКЦИЯ 4

Методы изучения значения слова и понятий

Методики исследования категориального значения слов, методики исследования понятий (на практических занятиях).

Полосу местности, выделяемую в распоряжение дорожных подразделений для размещения на ней дороги, всех ее сооружений и посадки зеленых насаждений, называют полосой отвода или дорожной полосой. Ширину полосы отвода для строящихся автомобильных дорог общей сети назначают с учетом категории дороги, типа местности и крутизны откосов земляного полотна.

Поперечным профилем дороги называется графическое изображение разреза дороги плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Одним из основных элементов поперечного профиля дороги является земляное полотно, на котором расположены проезжая часть и обочины. Проезжая часть, предназначенная для движения транспортных средств, имеет дорожную одежду, состоящую из нескольких конструктивных слоев, устраиваемых из различных дорожно-строительных материалов. По сторонам проезжей части расположены обочины, повышающие прочность кромки дорожной одежды и обеспечивающие безопасность движения, а также используемые для временной стоянки транспортных средств и размещения материалов при ремонте дороги.

В зависимости от рельефа местности земляное полотно может быть в виде насыпи (рис. 3.1) или выемки (рис. 3.2).

Рисунок 3.1 - Поперечный профиль автомобильной дороги в насыпи:

1 - внешний откос канавы; 2 - дно боковой канавы (кювета); 3 - откос насыпи; 4 - бровка земляного полотна; 5 - кромка проезжей части; 6 - ось дороги; 7 - обочины; 8 - земляное полотно; 9 - проезжая часть

Рисунок 3.2 Поперечный профиль автомобильной дороги в выемке:

1 - кавальер; 2 - банкетная (нагорная) канава; 3 - банкет; 4 - внешний откос; 5 - внутренний откос; 6 - бровка земляного полотна; 7 - кромка проезжей части; 8 - обочина; 9 - проезжая часть; 10 - разделительная полоса

Для отвода поверхностных вод с дороги и использования грунта при отсыпке насыпи с одной или обеих сторон земляного полотна устраивают боковые канавы (кюветы) и резервы. При устройстве выемок грунт из них, как правило, используется для возведения смежных насыпей и лишь в исключительных случаях его вывозят за пределы полосы отвода в кавальеры.

Для предохранения выемок от излишнего увлажнения, в том числе и при размещении их на косогоре, на обрезах между кавальером и откосом выемки устраивают вал грунта треугольного сечения высотой 0,7—0,8 м, называемый банкетом. Между банкетом и кавальером отрывают банкетную канаву. Кроме того, при размещении земляного полотна на косогоре для отвода воды от него с нагорной стороны устраивают кюветы, нагорные канавы, кювет резервы и другие водоотводные сооружения.

Линии, отделяющие проезжую часть от обочины, называются кромками проезжей части, расстояние между которыми и определяет ширину проезжей части дороги. Линии, отделяющие обочины от внутренних откосов земляного полотна, называются бровками земляного полотна, а расстояние между ними определяет ширину земляного полотна дороги. Расстояние от бровки земляного полотна до поверхности земли определяет высоту насыпи или глубину выемки.

Боковыми поверхностями насыпей и выемок являются откосы, крутизна которых должна обеспечивать устойчивость земляного полотна и способствовать обеспечению безопасности движения. Крутизна характеризуется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению (рис.3.3):

Н/mН=1:m, (3.1)

где m — крутизна откоса, показывающая, во сколько раз проекция откоса больше или меньше его высоты.

Рисунок 3.3 Схема к определению крутизны откоса насыпи

Для устранения возможности выезда на полосу встречного движения на дорогах I категории устраивают разделительную полосу.

Ширина земляного полотна, проезжей части и обочин устанавливается в зависимости от категории дороги и расчетной скорости транспортных средств (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Показатели Категория дороги
I6 II III IV V
Число полос движения 4; 6; 8 4; 6; 8        
Ширина полос движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 3,0
Ширина проезжей части, м 15; 22,5; 30 15; 22,5;30 7,5 7,0 6,0 4,5
Ширина обочины, м 3,75 3,75 3,75 2,5 2,0 1,75
Ширина разделительной полосы, м     -
Ширина земляного полотна, м 28,5; 36; 43,5 27,5; 35; 42,5        

Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006.

Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:

- высоты насыпи или глубины выемки;

- рельефа местности (косогор);

- категории дороги;

- вида грунта.

Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий следует назначать с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2м - не круче 1:3 (рис. 3.4, рис. 3.5).

Крутизну откосов насыпей на прочном основании следует назначать в соответствии с табл. 3.1

 
 


Рисунок 3.4 Насыпи, высотой до З метров в свободных условиях с крутизной откосов 1:4

       
   
 


Рисунок 3.5 Насыпи, высотой до 3 м в стесненных условиях с крутизной откосов 1:4

       
   
 
 


Рисунок 3.6 Насыпь высотой от 3-6 метров с крутизной откосов 1: 1,5

       
 
   
 


Рисунок 3.7 Насыпь высотой от 6-12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1.5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1.75

При возведении насыпей высотой до З метров, как правило, проектируют притрассовые резервы в свободных условиях или боковые водоотводные канавы в стесненных условиях. Грунты из притрассовых резервов и выемок используются для возведения земляного полотна. Размеры резервов определяются из расчета: объем вынимаемого грунта из резерва должен быть равен половине объема грунта, отсыпаемого в насыпь.

Таблица 3.2 - Наибольшая крутизна откосов

Грунты насыпи Наибольшая крутизна откосов при высоте откоса насыпи, м
до 6 до 12
в нижней части (0-6) в верхней части (6-12)
Глыбы из слабовыветривающихся пород 1: 1-1: 1,3 1: 1,3-1: 1,5 1: 1,3-1: 1,5
Крупнообломочные и песчаные (за исключением мелких и пылеватых песков) 1:1,5 1:1,5 1:1,5
Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые 1:1,5 1:1,75 1:1,75 1:2 1:1,5 1:1,75

Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов необходимо проектировать раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь (рис.3.8). Выемки глубиной от 1 до 5м на снегозаносимых участках следует проектировать с крутыми откосами (1:1,5-1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м (рис.3.9, рис.3.10).

 
 


Рисунок 3.8 Выемка глубиной до 1 м:


Рисунок 3.9 Выемка глубиной от 1-5 м


Рисунок 3.10 Выемка глубиной от 5-12 м:

Выемки глубиной более 2м в мелкозернистых пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветриваюшихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лессовидных и лессовых породах следует проектировать с закюветными полками. Ширину закюветных полок следует принимать при мелких и пылеватых песках - 1 м, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6м – не менее 1 м, при высоте откоса до 12м (для скальных пород - до 16м) – 2 м. Для дорог I-III категорий при проектировании выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допускается предусматривать кювет-траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м.

Поверхности закюветных полок придается уклон 20-40‰ в сторону кювета. Уклон можно не предусматривать при скальных породах, а также песках в условиях засушливого климата.

При проектировании выемок, относящихся к объектам индивидуального проектирования, следует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответствующего поперечного профиля, устройство дренажей, защитных слоев, типа укрепления откосов и т. п.

Конструкции поперечного профиля принимаются на основе решений по продольному профилю, типовых поперечных профилей с учетом рельефа местности, почвенно-грунтовых, геологических, гидрологических и климатических условий.

Запроектированное количество поперечных профилей земляного полотна должно полностью характеризовать его по всей длине запроектированного продольного профиля.

Проектируют как правило 4-6 поперечных профилей, привязанных к характерным точкам продольного профиля, принятого типа поперечного профиля указывают в соответствующей графе продольного профиля.

 
 

Поперечный профиль вычерчивается по сетке, содержащей - 4 строки (рис. 3.11)

Рисунок 3.11 Сетка поперечного профиля

Пример проектирования поперечного профиля.

Рисунок 3.12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: