Поперечная устойчивость самолета

Это способность самолёта самостоятельно без вмешательства пилота восстанавливать нарушенное поперечное равновесие.

 

Поперечная устойчивость обеспечивается самоторможением крыла и скольжением крыла и самолёта.

Сущность самоторможения крыла:

- при нарушении поперечного равновесия самолёт крениться;

- при накренении у опускающегося крыла за счёт дополнительного потока снизу aат увеличивается; Уопуск. увеличивается

- в это же время у поднимающегося крыла за счёт дополнительго потока сверху aат меньше. Подъёмная сила у опускающегося крыла увеличивается; у поднимающегося крыла уменьшается.

В результате Ц.Д. смещается на опускающуюся половину и возникает тормозящий момент, который прекращает дальнейшее накренение самолёта – одновременно самолёт скользит в сторону крена и за счёт дополнительной обдувки на опускающемся крыле возникает дополнительная подъёмная сила (ΔУкр) и дополнительный восстанавливающий момент.

В результате действия двух моментов (Мтормож. и Мвост.) самолёт без вмешательства пилота возвращается в исходное положение.

На поперечную устойчивость влияют следующие факторы:

1. Площадь крыла:

- чем болольше Sкр, тем больше Мторм и Мвосст, тем лучше поперечная устойчивость.

2. Удлинение (размах):

- чем больше удлинение крыла, тем больше плечо (l), тем больше М (момент) и лучше поперечная устойчивость.

3. Поперечное “V” крыла:

- положительное поперечное “V” – улучшает поперечную устойчивость;

- отрицательное “V” – ухудщает.

4. Стреловидность крыла улучшает поперечную устойчивость.

Угол стреловидности 40º равноценен по влиянию на поперечную устойчивость попречному “V” крыла.

5. Поперечная устойчивость во многом зависит от угла атаки крыла.

- На малых углах атаки попреречная устойчивость хорошая и наблюдается самоторможение крыла. По мере увеличения αат она ухудшается.

- При полёте на αкр поперечная устойчивость плохая и наблюдается безразличное равновесие.

- При полёте на α закритических – самолёт неустойчив и наблюдается самовращение (авторотация) крыла – штопор.

 

Зависимость поперечной устойчивости от угла атаки

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: