РАЗДЕЛ 7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
знать: структуру системы образования и основные принципы государственной политики в области образования.
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Если рассматривать систему образования как макросистему, имеющую государственный статус, то ее основными элементами следует считать системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.
Система образования в России строится на следующих принципах:
1. Образование находится в тесной связи с конкретными условиями и целями государственной политики при переходе к рыночным отношениям. На основе традиционных общих требований, предъявляемых к школе, постоянно корректируется содержание образования, организационно-управленческая структура всей системы образования, условия ее финансирования, права и гарантии граждан на получение образования в соответствии с изменившимися условиями.
|
|
2. Приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения.
3. Необходимость обеспечения профессионального самоопределения молодежи с учетом как социальных потребностей, так и региональных, национальных и общекультурных традиций народов России. Большую роль играют способности, национальные и индивидуальные особенности молодых людей. Разнообразие типов и видов образовательных учреждений и форм получения образования в государстве обеспечивает реализацию данного принципа.
Функционирование любой образовательной системы подчинено конкретной цели.
Цель образовательной системы заключена в описании программы развития человека средствами образования, в описании системы знаний, норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании образовательного учреждения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели, интересы и склонности личности, желающей получить образование в конкретном образовательном учреждении.
Общество должно реализовать не только функции производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития, но и функцию воспитания граждан. С этой целью общество и создает систему, включающую комплекс институтов образования.