по количеству и составу членов – первичный коллектив (группа людей, находящихся в непосредственном общении) и вторичный (малые первичные коллективы) коллектив.
Главный закон воспитания в коллективе – закон параллельного действия – в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, оказывает параллельное воздействие на коллектив.
Сильнейшим воспитательным средством является общественное мнение коллектива, общественное сознание и воля.
А.С.Макаренко выделял три стадии развития коллектива.
На первой стадии деятельность воспитателя направляется на организацию коллектива, его становление на основе выдвижения личностно и социально значимо целей членов группы, а также ясных и категоричных требований-правил. Одновременно надо формировать актив коллектива из наиболее сознательных участников группы, тех, кто сразу принимает цели и требования воспитателя. На этой стадии часто возникают конфликтные ситуации, так как эмоционально-психологические отношения доминируют над деятельностными, деловыми. К концу стадии количество конфликтов снижается. Показателями становления коллектива на первом этапе являются наличие целей и принятие их участниками, общая деятельность, общая организация коллективных дел, реально действующий коллектив.
|
|
Вторая стадия развития коллектива характеризуется увеличением численности актива. Вокруг воспитателя формируется ядро, которое не только поддерживает требования педагога, но и высказывает свои требования к остальным на общем собрании группы, создает общественное мнение. Важными функциями педагога на этой стадии являются: функция поддержки актива и функция закрепления положительных традиций. В коллективе формируется доброжелательная атмосфера, развиваются деловые, межличностные и дружеские связи, возникает чувство социальной защищенности у большинства членов группы. Показатели сформированности второй стадии – группа принимает социально значимые цели и общественную деятельность как свои собственные, развито самоуправление, сформировано позитивное общественное мнение.
На третьей стадии развития коллектива большинство членов группы принимают требования и нормы, ценности группы, требования коллектива к каждому, сформировано общественное мнение. Путь от категорического требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А.С.Макаренко считал основным путем в развитии детского коллектива. Члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков. Главной задачей педагога и всего коллектива считается работа по созданию условий для личностного роста и развития каждого, для развития способностей. Коллектив должен двигаться вперед. Без перспективы, без движения вперед коллектив умирает.
|
|
В социальной психологии выделяют стадии развития группы от диффозной (толпа на остановке) до воспитательного коллектива.
Группа – конгломерат – ситуативное объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время.
Группа –ассоциация – группа принимает цели деятельности и требования руководителей, начало формирования коллектива в сторону совместных действий и взаимовлияния.
Группа – кооперация – формируется успешная деятельность, образуются организационные структуры, возникает стихийное внутригрупповое общение.
Группа – автономия – достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях. Группа осознает себя как общность («мы», «наше»), активно развиваются межличностные отношения. На данной стадии группа может перерасти в группу – корпорацию, в которой преобладает групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным.
Группа – коллектив – характеризуется высокой групповой сплоченностью, есть общие цели и межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, проявляются коллективистские черты.
Исследователи показали, что за смену в детском лагере можно сформировать группу высокого уровня, но при обязательном руководстве со стороны взрослых, разделяющих коллективисткий, а не индивидуальный подходы к формированию коллектива.
В настоящее время ценности общества меняются с коллективистских на индивидуалистические. Поэтому в некоторых современных учебных пособиях по педагогике проблемы воспитания в коллективе или через коллектив не рассматриваются.