double arrow

Посадки подшипников качения

Классы точности подшипников качения

Общие сведения

Подшипники качения является наиболее распространенными стандартными сборочными единицами, которые изготовляют на специализированных заводах. Они имеют полную внешнюю взаимозаменяемость за присоединительными поверхностями, которые определяются внешним диаметром D внешнего кольца и внутренним диаметром d внутреннего кольца. Между кольцами и телами качения существует неполная взаимозаменяемость (кольца и тела качения собирают селективным методом). Изношенные подшипники качения легко демонтируются и заменяются новыми в корпусах и на валах.

Точность подшипников качения характеризуется точностью их изготовления и сборки. Допуски на изготовление посадочных поверхностей подшипников не совпадают с допусками по квалитетам, поэтому для градации точности подшипников качения установлены классы точности.

Стандартом ГОСТ 520-89 предусмотрено для подшипников качения 5 классов точности, обозначенных в порядке повышения точности: Р0, Р6, Р5, Р4, Р2. В обозначении подшипников допускается опускать литеру Р, то есть обозначать 0, 6, 5, 4, 2.

Класс точности подшипника указывают перед обозначением типа (номера) подшипника, например Р4 - 250. Класс " 0 " наиболее распространенный в общем машиностроении, поэтому обозначение Р0 или 0 на подшипниках этого класса не проставляют. Приведенный пример обозначения подшипника имеет вид: 205, где 2 - серия подшипника - легкая (существуют: средняя - 3, тяжелая - 4 и т.п.); две последние цифры, умноженные на пять, равняются диаметру отверстия внутреннего кольца подшипника качения (205 - подшипник шариковый радиальный однорядный легкой серии для посадки на вал диаметром 25 мм).

Основные размеры подшипников качения устанавливает ГОСТ 3478-79, типы и конструктивное исполнение -ГОСТ 3395-89.

Точные подшипники класса 2 или Р2 предназначены для:

- гироскопических машин и приборов;

- микроскопических приборов, электрических микромашин;

- прецизионных станков.

Подшипники классов 5 и 4 используют при:

- высоких частотах вращения;

- в случаях, когда нужна высокая точность при вращениях (например, для шпинделей шлифовальных станков);

- в прецизионных металлорежущих станках.

 
 

Присоединительными поверхностями подшипников качения являются следующие (см. рис.2):

Рис. 2. Присоединительные поверхности подшипников качения.

D - внешний диаметр (внешнего кольца);

d - внутренний диаметр (внутреннего кольца);

В - ширина колец;

Dm - средний диаметр внешнего кольца подшипника:

Dm = 0,5*(Dmax + Dmin),

где Dmax - самое большое значение внешнего диаметра, вымеренное в двух

крайних сечениях;

Dmin - меньше всего значение внешнего диаметра, вымеренное в двух крайних сечениях;

dm - средний диаметр внутреннего кольца подшипника:

dm = 0,5*(dmax + dmin),

где dmax - самое большое значение внутреннего диаметра, вымеренное в двух

крайних сечениях;

dmin - меньше всего значение внутреннего диаметра, вымеренное в двух крайних сечениях.

Для размеров d, dm, D, Dm введены предельные отклонения, которые представлены в ГОСТ 3325-85.

Ввод в стандарт предельных отклонений средних диаметров dm и Dm вызвано особенностями определение их пригодности в соединении, потому что кольца малых типоразмеров подшипников легко деформируются вследствие малой толщины. Размеры колец подшипников до монтажа и после установки на валы и в корпуса не совпадают. Например, кольцо подшипника, который имеет до установки овальность или размеры, которые вышли за допустимые пределы, после установки может принять правильную геометрическую форму и иметь размеры, которые лежат в пределах допуска.

В связи с изложенным, годными является кольца подшипников, действительные значения средних диаметров которых не выходят за пределы значений средних диаметров dm и Dm.

Соединение подшипников катания с валами и корпусами выполняют согласно ГОСТ 3325-85.

Диаметры внешнего D и внутреннего d колец подшипника приняты за номинальные диаметры основного вала и основного отверстия.

Поэтому:

- посадка внешнего кольца в корпус осуществляется за системой вала;

- посадка внутреннего кольца на вал — за системой отверстия.

В подшипниковых посадках принятое "перевернутое" относительно нулевой линии расположения поля допуска основного отверстия. Поэтому поле допуска диаметра d подшипника расположено ниже нулевой линии, (см. рис. 2).

Поля допусков посадочных размеров внутренних и внешних колец подшипников отличаются как расположением, так и величиной от тех, что установленные для основного вала и отверстия гладких цилиндрических соединений. На рис. 3 приведенная схема расположения полей допусков посадочных размеров подшипника и сопряженных с ним валов и отверстий.

 
 

Рис. 3. Схема расположения полей допусков колец подшипников и сопряженных с ними валов и отверстий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: