Тема 2.3 Философия средних веков

Философская школа Эпикура

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) - древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела:

· учение о природе и космосе ("физика");

• учение о познании ("каноника");

• учение о человеке и его поведении ("эстетика").

Основными положениями учения Эпикура о природе и кос­мосе являются следующие:

• ничего не происходит из несуществующего и ничего не ста­новится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселен­ной, что могло бы войти в нее и произвестиизменения (за­кон сохранения материи);

· вселенная вечна и бесконечна;

· все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

· атомы находятся в постоянном движении;

· "мира чистых идей" не существует;

• существует множество материальных миров во Вселенной.

"Каноника" (учение о познании) опирается на следующие ос­новные идеи:

• окружающий мир познаваем;

· основным видом познания является чувственное познание;

• невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо
явлений, если этому не предшествовали чувственное позна­-
ние и ощущение;

· ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружаю­щей жизни.

"Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

· своим появлением на свет человек обязан самому себе (ро­дителям);

• человек есть результат биологической эволюции;

· боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

· судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов,душа является особым видом материи;

• душа человека смертна, как и тело;

• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

• счастье человека состоит в удовольствии;

• под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоро­вье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

• нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

1. Средневековой теологической философией называется веду­щее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начала, а весь окружающий мир - Его творения

Наиболее яркими представителями средневековой теологиче­ской философии являлись: Август Блаженный (354 — 430), Боэций (480 — 52"4), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - Yl09);' Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уиль­ям Оккам (1285 — 1349).

Основные черты средневековой философии:

· Теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей ре­альностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

· Креационизм - изучениюкосмоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они счита­лись творением Бога. Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бо­га, стоящим над природой, подчеркивалась божественная сущность человека;

• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и челове­чества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества;

• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкну­тостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в про­шлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, дог­матизмом, назидательностью, учительством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: