Философская школа Эпикура
Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) - древнегреческий философ-материалист.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
· учение о природе и космосе ("физика");
• учение о познании ("каноника");
• учение о человеке и его поведении ("эстетика").
Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:
• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвестиизменения (закон сохранения материи);
· вселенная вечна и бесконечна;
· все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
· атомы находятся в постоянном движении;
· "мира чистых идей" не существует;
• существует множество материальных миров во Вселенной.
"Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:
• окружающий мир познаваем;
· основным видом познания является чувственное познание;
• невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо
явлений, если этому не предшествовали чувственное позна-
ние и ощущение;
|
|
· ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.
"Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:
· своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);
• человек есть результат биологической эволюции;
· боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
· судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов,душа является особым видом материи;
• душа человека смертна, как и тело;
• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
• счастье человека состоит в удовольствии;
• под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);
• нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
1. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творения
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Август Блаженный (354 — 430), Боэций (480 — 52"4), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - Yl09);' Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 — 1349).
|
|
Основные черты средневековой философии:
· Теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
· Креационизм - изучениюкосмоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога. Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, подчеркивалась божественная сущность человека;
• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества;
• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.