Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Основополагающими догматами средневековой философии являются догмат творенияи догмат откровения

Основополагающими догматами средневековой философии являются догмат творенияи догмат откровения.

Согласно догмату творения:

· Бог сотворил окружающий мир из ничего;

· творение мира есть результат акта Божественной воли;

· мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

· единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

· Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

· подлинным бытием является только Бог;

Согласно догмату откровения:

· мир можно познать, только познав Бога

· Бог разрешил познать себя (дал информацию о себе) через откровение — Библию;

· единственный способ познания Бога и всего сущего — тол­кование Библии;

· Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благо­даря особой способности человека — вере.

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

• Окружающий мир всецело сотворен Богом

• Бог является носителем и сосредоточением Добра и справедливости; следовательно, окружающий мир изначально наполнен Добром; зло в мир приносит дьявол

• В мире идет постоянная борьба между Добром и злом, но поскольку мир - творение Бога, то Добро одержит победу над злом

4. Средневековая теологическая философия, в отличие от ан­тичной, практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегрече­ские философы (например, Аристотель) считали единой сущно­стью — бытием, теологическая философия разделяет на:

• бытие (существование) — экзистенцию;

• сущность — эссенцию.

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

Эссенция (сущность) характеризует вещь.

5. Схоластика — господствующий тип средневековой теологиче­ской философии, отличительными чертами которого являлись ото­рванность от реальной действительности, замкнутость, консерва­тизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким обра­зом, схоластика представляла собой не столько науку, зани­мающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обос­новать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").

Для схоластики характерно восприятие Библии как абсолютной истины.

Схоласты подразделяли знание на два вида:

1. сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

2. естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

В средневековой теологической философии (схоластике) выде­ляются два противоположных направления — номинализм и реализм.

Реализм — направление теологической философии, сторон­ники которого считали подлинно существующими (т. е. подлин­ным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии.

Номинализм (от лат. потеп — имена) — направление теологи­ческой философии, сторонники которого считали реально суще­ствующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей.

6. Значение средневековой теологической философии:

• Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;

• сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — са­мостоятельное учение о познании);

• способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

• положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии

• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: