Организационная психология

10.1. история психологии труда

Изучение психологии труда и применение этих знаний для Совершенствования трудовой деятельности началось в первые годы XX века. В Америке инициатором психологи­ческого изучения труда стал инженер Фредерик Тейлор. Он предлагал анализировать труд, т.е. выделять его эле­менты, нормировать и рационализировать его, а также под­бирать наиболее пригодных к профессии рабочих. В работах Тейлора были заложены идеи научной организации труда (НОТ). Ученики и последователи Тейлора (Томсон, Джиль-брет и другие) внесли в тейлоризм элементы физиологии и психологии труда.

Значительным событием в истории психологии труда было возникновение психотехники. Этот термин впервые ввел в 1903 году немецкий психолог Вильям Штерн (1871— 1938), основавший в Берлине институт прикладной пси­хологии (1906) и одновременно учредивший "Журнал прикладной психологии". Здесь он развивал концепцию психотехники. Широко пользовался этим термином аме­риканский психолог, немец по происхождению, Гуго Мюнстерберг, выпустивший книгу "Психология и эконо­мическая жизнь" и несколько томов "Основ психотехники". Психотехнику он понимал как практическое применение психологии в разных областях культуры и жизни (Леви­тов, 1963, с.Ю).

Термин "психотехника" широко применялся в первые три десятилетия XX века в Германии. Наиболее известны­ми психотехниками там были Липман, Меде, Пиор-ковский, Рупп. Некоторые компании открывали свои собственные психологические лаборатории. Психологи­ческие исследования выполнялись не только специа­листами-психологами, но и инженерами, обученными "психометрическим" методам. Психологи играли важную роль в военных организациях. В 1942 году Гитлер и Геринг, после того как психологи вступили в конфликт с нацист­ским режимом, расформировали все психологические под­разделения и отправили работавших там специалистов на фронт. Восстановление психологии труда в Германии началось в 50-х годах. С этого времени число психологов, занятых в данной области, резко возросло (Леонова, Чер­нышева, 1995, с.15).

В Англии после второй мировой войны прогресс в этой области замедлился. Например, такой хорошо известный исследовательский центр как Национальный институт индустриальной психологии не мог больше субсидировать­ся и был распушен. Несмотря на то, что выполнялось боль­шое число исследований высокого качества, внедрение их результатов в производство было и остается весьма огра­ниченным. Психологам, работающим в индустрии, трудно рекламировать свою работу как собственно психологичес­кую, часто они продолжают деятельность под маркой дру­гих профессий.

В Советском Союзе психотехника очень широко рас­пространилась в период с 1925 по 1936 годы. Ее идеи исполь­зовались в профессиональном отборе и профессиональной консультации. В эти годы работали многочисленные пси­хотехнические лаборатории, а также учреждения, зани­мавшиеся профессиональным отбором и практическими советами по выбору профессии. Сотни тысяч подростков ежегодно должны были подвергаться медицинскому ос­мотру и психотехническим испытаниям, проводившимся с помощью анкет и тестов. Эти лаборатории находились в ведении комиссариатов здравоохранения и труда, а кроме того существовал целый ряд специальных отраслевых ла­бораторий для отбора кадров на железнодорожном и го­родском транспорте.

В психотехнике изучались психологические вопросы организации труда и профессионального обучения, диаг­ностики конструктивного воображения, технической изоб­ретательности; кроме того, исследовались темп, ритм и координация движений. Некоторые психотехнические ап­параты, как, например, тремометр для испытания устой­чивости руки, аппарат Пиорковского для изучения внимания, аппараты типа суппорта для координации движений двух рук, использовались в психологии труда в тече­ние многих лет. Промышленные предприятия при наборе рабочих и служащих стали руководствоваться рекоменда­циями психологов. В психотехнической практике широко использовались тесты. Однако проводились они порой не­достаточно квалифицированно, поскольку многие из "эк­спериментаторов" не имели психологического образования. В 1936 году после постановления партии о педологических извращениях в системе Наркомпроса психотехника пре­кратила существование.

В начале 1950-х годов в отечественной психологии вновь стали развиваться идеи психологии труда. Эта отрасль пси­хологии ставила своей задачей оказать практическую по­мощь народному хозяйству. В Институте психологии АПН РСФСР была организована лаборатория, а затем и отдел психологии труда, где проводились психологические работы по исследованию способов рационализации труда, произ­водственному обучению. Психологией труда занимались в МГУ и в ряде педагогических институтов. В 1957 году про­шло специальное совещание по психологии труда. На пси­хологическом съезде в июне 1959 года секция психологии труда привлекла большое внимание. Таким образом, ис­следования и практическая работа в этой области отече­ственной психологии продолжались, несмотря на двадцатилетний застой (Левитов, 1963, с.15).

Потребность нашего материального производства в спе­циалистах-психологах ясно обнаружилась в середине 70-х годов. Тогда психологические факультеты и отделения уни­верситетов начали распределять своих выпускников по запросам промышленных предприятий. На многих промыш­ленных предприятиях и организациях СССР в 1960—70-х годах стали создаваться социологические службы или служ­бы научной организации труда. В их штат чаще всего и вклю­чались психологи. Работа таких служб была направлена на профессиональный отбор и адаптацию кадров, исследова­ния причин текучести, социальное планирование.

Постепенно осознавалось значение практической пси­хологии и в торговле. Первая ставка практического психо­лога в торговле в нашей стране была введена в 1975 году в штат таллиннского Дома торговли.

Вопрос о создании мест психолога и социолога на круп­ных предприятиях торговли и общественного питания был поставлен Министерством торговли СССР в 1982 году. Делать это предполагалось в пределах строго регламенти­рованной численности и фонда заработной платы. Поэто­му реальное введение ставки психолога или социолога зависело от психологической культуры руководителей пред­приятия. Многочисленные трудности в работе психологов и социологов в торговле были связаны с неясностью пред­ставлений о роли и содержании их труда, с неопределен­ностью их формального статуса и обязанностей. В 1987 году коллегия Министерства торговли СССР и Президиума ЦК профсоюза работников торговли и потребкооперации при­няла совместное постановление, которым было введено в действие "Типовое положение о службе социального раз­вития в торговле". В этом типовом положении было пре­дусмотрено, что на предприятии должен быть один социолог (психолог) на 1-2 тыс. работающих. В 1989 году на торговых предприятиях и организациях страны работа­ло уже около 30 психологов и социологов. Согласно Типо­вому положению, на предприятиях торговли, где занято менее 1-2 тыс. человек, социологической и психологичес­кой работой должен был заниматься один из работников отдела кадров. По положению выходило, что с обязаннос­тями психолога или социолога мог справиться и инспек­тор отдела кадров со средним образованием. Это то же самое, как если бы регистратор поликлиники заодно ра­ботал еще и врачом. Создавалось серьезное заблуждение, будто психологией и социологией может заниматься лю- • бой человек без какой-либо подготовки (Аамер, Аувяэрт, Бельчиков, 1989, с. 104).

Отрасль исследований, обозначаемая как индустриаль­ная психология, в США, Англии и Германии была доста­точно хорошо разработана уже в 1930-х и 40-х годах.

В Европе психология труда получила достаточно широ­кое распространение только после второй мировой войны. Это нашло отражение хотя бы в том, что до 1960-х годов в голландских университетах не было специальных кафедр по данной дисциплине. Аналогичная ситуация имела мес-, то и в большинстве других европейских стран.

Безусловное лидерство американских исследований в изучении трудовой деятельности, сформировавшееся в 1930-х и 40-х годах, проявилось в чрезвычайно сильном их влиянии на начавшееся в послевоенные годы развитие этой области в Европе. Американские психологи приезжали в Европу в качестве приглашенных профессоров и советни­ков, а европейские психологи отправлялись в США для обучения и специализации.

В 1950-х—60-х годах на стыке традиционной психоло­гии труда и социальной психологии возникла организаци­онная психология. Это было связано с тем, что в поле зрения специалистов по "человеческому фактору" стали все чаще попадать проблемы работы человека в рамках целостных организаций — промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений.

К середине 1970-х годов в комплексе психологических наук о труде произошло разделение на две самостоятель­ные области:

• 1) инженерную психологию и эргономику, которая стала больше заниматься проблемами взаимодей­ствия в системе "человек—техника"; 2) психологию труда и организационную психологию, которая сконцентрировалась на проблемах личнос­ти и взаимоотношений с окружающими.

10.2. задачи и виды деятельности специалистов по психологии труда

Психология труда — это знания о психологических осо­бенностях трудовой деятельности человека, психологичес­ких основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью. При этом исследуются закономерности формирования трудовых умений и навы­ков, выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

В настоящее время психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания. В отечествен­ной психологии круг прикладных проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, изучается в таких дис- -циплинах как психология труда, инженерная психология, эргономика, психология управления, организационная психология, космическая и авиационная психология.

Сферы деятельности специалистов по психологии тру­да и задачи, решаемые ими в сфере организации, рацио­нализации, оптимизации труда и профессионального образования, приведены Е.А. Климовым в следующем достаточно полном перечне:

1) В отделе (лаборатории) научной организации труда предприятия. Возможные задачи: участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работни­ков по их деловым, морально-политическим каче­ствам; психологический анализ рабочих мест с точки зрения их удобства для человека и в целях рациона­лизации', а также проектирования более совершен­ных рабочих мест; участие в анализе факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, тру­довому сообществу, коллективу, соответствующей малой группе, а также предприятию, отрасли хо­зяйства (в широком смысле), профессии; анализ психологических причин повышенной текучести кадров на определенном предприятии, в учрежде­нии и поиск психологических условий, регуляторов стабилизации соответствующих процессов; участие в анализе и создании психологических факторов безопасного труда; анализ взаимоотношений в про­изводственном коллективе в целях их оптимизации с точки зрения продуктивности производства, coциального развития производственного коллектива и личностного развития работников; анализ мотивации трудовой деятельности и разработка рекомендаций по повышению ее уровня; изучение и описание профессиональной деятельности в целях пропаганды профессий среди молодежи, информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, в целях улучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспитания и обучения, в целях профотбора, I рационализации трудовых процессов; участие в разработке компьютеризованных баз профессиографических данных для информационной поддержки психологов профконсультантов (по вопросам выбо­ра профессии или вынужденной перемены труда в связи с явлениями безработицы), а также и лиц, выбирающих профессии (оптантов); проведение пси­ходиагностических исследований, обследований; консультирование по вопросам адаптации к профес­сии (при смене человеком профессии, при внедре­нии новой техники, при вступлении человека в новый трудовой коллектив, при организационной модернизации производства); работа по индивиду­альной коррекции стиля деятельности работника, стиля межличностных отношений в деловой сфере; работа по проектированию и осуществлению средств условий и средств "психологической разгрузки" ра­ботников, занятых напряженным трудом; организа­ция и осуществление психотренажа; психологическое просвещение кадров (дифференцированно в зави­симости от возрастно-половых, профессиональных, статусных характеристик); разработка рекомендаций руководству предприятия (по всем психологическим вопросам, связанным с рационализацией труда, его научной организацией, оптимизацией "социально­го климата" в коллективе, составлением планов его социального развития и т.д.).

2) В отраслевой научно-практической, исследовательс­кой лаборатории, группе (например, в системе железнодорожного транспорта, в химической про­мышленности, торговле, гражданской авиации и т.д.). Задачи, возникающие перед психологом, здесь примерно такие же, что и в предшествую­щем пункте.

3) В проектной организации, конструкторском бюро. Задачи (дополнительно к перечисленным выше и специфичные для данного случая): участие в эрго­номической, инженерно-психологической проработ­ке проектов изделий, оценке опытных образцов, разработка рекомендаций в рамках эргономической

службы, если таковая имеется (и, понятно, в пределах психологической компетенции).

4) В кабинете (центре, пункте) профориентации, профконсультации (школьном, межшкольном, городском, районном). Основные задачи: информационно профессиографическое и психодиагностическое обеспечение процессов профессионального самоопределения молодежи; консультирование по вопросам проектирования личных жизненных (трудовых) путей.

5) В методическом кабинете системы профессионального образования, в составе так называемой психологической службы, например, вуза или других учреждений профессионального образования, Возможные задачи: изучение, анализ и распростра-1 некие передового опыта и достижений науки, имеющих отношение к психологическим основам! профессионального воспитания и обучения, профессиональной педагогики.

6) В методическом кабинете, ориентированном на общеобразовательную школу (в области трудового обучения, воспитания, профориентации, проф консультации учащихся, анализа и совершенствования профессиональной деятельности и профессионального мастерства педагога).

7) На инженерно-педагогическом факультете высшего учебного заведения и в инженерно-педагогическом среднем специальном учебном заведении (т. е. техникуме; следует иметь в виду, что в последнее время возникло много малопонятных новых названий учебных заведений "колледж" и пр.,- так что приходится вникать по существу, что кроется за модными вывесками). В обсуждаемом случае психолог ведет, прежде всего, преподавание профессио нально профилированных курсов психологии.

8) В непсихологическом вузе: преподавание основ психологии как необходимой информационной ос-} новы становления будущего профессионала того или иного типа (Климов, 1998, с. 146—148).

Помимо этого дипломированные специалисты-психо­логи труда могут работать всюду, также как и другие вы­пускники факультета психологии университета. В результате работы этих психологов формируется то, что прежде всего можно назвать профессиональной культурой психологии труда.

Кроме того, как верно отмечает Е.А. Климов, область приложения сил профессионала определяется и особен­ностями его личной подготовки (тем, что он реально уме­ет делать и к чему он может разумно приступить).

Профессиональная общность психологов труда еще относительно малочисленна и органично входит в Россий­ское психологическое общество (РПО).

Рассмотрим подробнее некоторые типичные задачи, которые приходится решать специалистам по психологии труда.

Психологи труда выполняют исследовательские проек­ты,, заказываемые "со стороны", например, для получе­ния ответа на вопросы: "Насколько привлекательна работа на данном предприятии?" или "Каковы причины текучес­ти кадров в конкретной организации?" В большинстве случаев от психологов хотят получить конкретные реко­мендации: какого из претендентов следует предпочесть, как надо провести реорганизацию, каким образом можно улучшить систему оплаты и т.д. Но Психологи обычно не ограничиваются только рекомендациями, они также ока­зывают помощь при внедрении разработанных программ, чаще всего - работая совместно с другими профессиона­лами (специалистами в конкретной области, руководящим персоналом). Психологи практически участвуют в совер­шенствовании профессиональной жизни (Леонова, Черны­шева, 1995, с.12-13).

Одна из типичных психологических задач на производ­стве — выявление требований разных профессий к лич­ным качествам человека (к его восприятию, памяти, мышлению, воображению, характеру и т.д.). Психологи определяют, какая профессия кому больше подходит, и описывают особенности профессий. Изучая человека в процессе наблюдения, беседы или с помощью специальных тестов, психолог помогает ему в профессиональной ориентации.

Объем задач, которые может поставить перед психоло­гом руководство предприятия, достаточно большой. На­пример, анализ текучести кадров и участие в разработке мероприятий по их закреплению, изучение причин недо­статков профессионального обучения, подбор кадров и оценка профессиональных возможностей претендента на какую-либо должность. В качестве задачи психологу может быть поставлена подготовка рекомендаций по рационализации рабочих мест с учетом психологических особеннос­тей человека, организация комнаты психологической разгрузки.

Психолог внимательно анализирует причины утомле­ния, разрабатывает соответствующие рекомендации и пред­ложения. Так, например, может оказаться, что пониженное настроение работников в немалой степени зависит от удру­чающей, унылой окраски оборудования и стен произведет-. венного помещения. Если их перекрасить в светло-голубые и светло-зеленые тона (отметив опасные части оборудова­ния оранжевым или красным цветом), настроение улуч­шится и работа будет более продуктивной.

Психолог на промышленном предприятии может быть занят анализом психологических причин аварий, травма­тизма и разработкой мероприятий по повышению уровня безопасности труда (Гусейнова, 1984, с.125—127).

Промышленный психолог, как специалист в области социальной психологии, выступает в роли консультанта по психологическим вопросам для работников и руково­дителей производства, предпринимателей, разрабатывает рекомендации, направленные на улучшение психологи­ческого климата в коллективе, играет важную роль в раз­решении конфликтов между работниками, участвует в i разработке программ совершенствования организации тру- ' да на научно-психологических принципах, организует обу­чение, направленное на повышение производительности труда. В обязанности психолога на предприятии входит и пропаганда психологических знаний в производственном коллективе: он проводит беседы, читает лекции для рабо­чих, мастеров, руководителей. Промышленный психолог

использует в своей практической деятельности знания по психологии труда, психологии личности, а также соци­альной и педагогической психологии. Опирается он также на знания из соответствующей отрасли прикладной пси­хологии.

На некоторых предприятиях существуют психологичес­кие лаборатории. Однако чаще всего на предприятии ра­ботает один психолог, который входит в непсихологическое подразделение и подчиняется руководителю, имеющему техническое или экономическое образование. Задачи пси­хологов на предприятии часто путают с задачами социо­логов. Руководство обычно не делает особых различий между психологом, социологом и социальным работником. Дей­ствительно, строго разделить их функции бывает сложно, когда речь идет о решении социальных проблем предпри­ятия. Психолог должен уметь по-деловому взаимодейство­вать с работниками разных профессий: с одной стороны, находить психологический аспект тех задач, которые при­ходится выполнять на предприятии, с другой стороны — переводить свои задачи, выводы, рекомендации с науч­ного психологического языка на язык, понятный для окружающих. Как показывает опыт, большинство предпри­ятий и организаций требует от психологов решения соци­ально-психологических проблем.

10.3. прикладные отрасли психологии труда

К психологии труда относится целый ряд других отрас­лей, изучающих отдельные виды трудовой деятельности.

Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятель­ности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повыша­ющих эффективность руководящей деятельности.

Авиационная психология исследует психологические проблемы человека в соответствующей сфере профессио­нальной деятельности, а также условия успешного обуче­ния летному делу.

Космическая психология изучает психологические осо­бенности деятельности человека в условиях космического полета, проблемы, связанные с невесомостью, нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.

Военная психология рассматривает поведение челове­ка в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимо­действие начальников и подчиненных.

Еще одним важным направлением деятельности в сфе­ре психологии труда является инженерная психология. Специалисты этой отрасли изучают психологические про­блемы взаимодействия человека и техники. Пристальное внимание в инженерной психологии уделяется деятельно­сти человека-оператора в автоматизированных системах управления. Психологи выявляют, какие особенности пуль­та управления вызывают у человека-оператора излишнее утомление, ошибки при считывании показаний приборов. Далее обосновываются предложения и рекомендации по рационализации.

Инженерных психологов еще нередко называют психо­логами-эргономистами. Психолог-эргономист участвует в разработке машин, иных механизмов, а также автома­тических систем управления (АСУ) производственными процессами. Он дает рекомендации по оптимальному рас­положению рычагов управления машиной, кнопок, ци­ферблатов и тумблеров на приборной доске в кабине пилота или на пульте управления АСУ. Для этого он должен хоро­шо владеть знаниями инженерной психологии. С помощью методов психологии труда он оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для эффективной ра­боты человека на производстве.

В отличие от отечественной психологии, на Западе бо­лее употребителен термин "психология труда и организа­ционная психология".

Организационная психология развивается и как науч­ная дисциплина, и как практическая. Психологи, занятые в этой области, оказывают услуги клиентам и админист­рации организаций. Они привлекаются для работ по отбо­ру кандидатов на вакантные места, разработке программ профессионального обучения и переподготовки кадров. Их знания оказываются полезными для проектирования спо­собов предъявления информации, при создании систем оцен­ки труда, планировании организационных изменений и т.п.

Зачем нужен психолог на предприятии? Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий сви­детельствует о том, что психологическая служба — важное звено аппарата управления. Психолог на современном пред­приятии выступает в качестве организатора работы с людь­ми на научной основе (Ерастов, 1975, с.36).

Психология торговли изучает психологические пробле­мы взаимодействия продавца и покупателя, обслужива­ния клиентов, вопросы психологии рекламы, спроса и предложения.

Психологу торгового предприятия приходится решать следующие проблемы:

1) профессиональный отбор, расстановка кадров, по­мощь в адаптации, обучении и повышении квали­фикации работников, оценка деловых и личностных качеств;

2) изучение и формирование психологического кли­мата, анализ конфликтных ситуаций и разработка рекомендаций для их разрешения;

3) повышение профессиональной психологической культуры руководителей и работников, обучение умениям и навыкам общения, знаниям психологии торговли;

4) анализ и диагностика социальных проблем пред­приятия, прогноз психологических и социальных последствий организационных нововведений;

5) психологическое обеспечение рекламы.

С конца 1960-х годов для психологии труда и организа­ционной психологии во многих странах вновь стали зло­бодневными социальные проблемы:

- каково место специалиста по психологии труда и орга-

низационной психологии в обществе,

- каким может быть его вклад в решение социальных

проблем,

- каким образом он связан с управленческим персона-

лом и обычным персоналом предприятия?

Дискуссии по этим вопросам происходили как в уни­верситетах, так и на практике, велись не только профес­сиональными, но и начинающими психологами.

Показано, что работа психологов стимулируется обще­ством и вовлечена в решение важных социальных проблем. В то же время расширяется взаимодействие разных специ­алистов, занимающихся проблемами труда. С одной сторо­ны, психологи испытывают все больший интерес к знаниям социологии и промышленной инженерии. С другой — на­блюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны социологов, ин­женеров. Некоторые исследования показывают, что пси­хологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихоло-гами (например, социологами) (Леонова, Чернышева, 1995, с.16).

В нашей стране аналогичные трудности, связанные со статусом специалистов по психологии труда, стали возни­кать в начале 1990-х годов. Экономические проблемы при­вели к тому, что многие психологические службы крупных предприятий были сокращены или закрыты. В настоящее время потребность в специалистах такого рода может воз­никать на предприятиях различного типа, на государствен­ных, акционерных или частных фирмах. Однако спрос на практическую психологию труда следует формировать са­мим психологам, помогая руководителям осознать реаль­ную ценность психологии. Как показывает практика, наибольший интерес обычно вызывают социально-психо­логические проблемы.

В целом, существуют как оптимистические, так и пес­симистические взгляды на будущее психологии труда и организационной психологии.

литература

1. Аамер А.А., Аувяэрт Л.И., Бельчиков ЯМ. и др. Люди за при­лавком (Социально-психологические очерки). М.: Экономика 1989.

2. Гусейнова В.В. Психолог на промышленном предприятии // Человек и профессия / Под общ. ред. Е.А. Климова. Вып.8. Л.: Лениздат, 1984. С. 124—127.

3. Гусейнова В.В. Практика использования психолога на пред­приятии сферы материального производства и проблемы подго­товки психолога-практика // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1989. № 4, С. 56-68.

4. Дмитриева М.А., Арефьев С.Л. Сравнительный анализ двух моделей деятельности психолога // Проблемы индустриальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1976. С. 32-42.

5. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979.

6. Егудина Т.Н., Лапина О.А., Цернес О.Р. Психологическая служ­ба на предприятии // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 182—184.

7. Epactnoe H.U. О специфике подготовки индустриального психолога // Проблемы индустриальной психологии. Вып. 2. Ярос­лавль, 1975. С. 36—44.

8. Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 102—108.

9. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

10. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963.

11. Леонова А.Б., Чернышева О.И. Психология труда и органи­зационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995.

12. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во "Ин­ститут психологии РАН", 1997.

глава 11. Психология в экономике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: