Теория правового государства. Цивилизационный подход к типологии государства

Цивилизационный подход к типологии государства.

Основоположником данного подхода являлся английский ученый Тойнби.

В основе данного подхода лежат типологии культур, и выделяется понятие цивилизации как группы культур, принадлежащих к одному и тому же культурному типу.

Цивилизация - социо-культурная система, включающая не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и духовную, этически-религиозную, культурную основу.

Тойнби давал такое определение цивилизации:

определенный тип человеческих сообществ, которому присущи общие черты в области религии, архитектуры, живописи, обычаев, языка, т.е. культуры в целом.

По мнению Тойнби, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская и т.д.)

Первоначально возникали древнейшие цивилизации, каждая из которых была по-своему уникальна (древнеегипетская, античная).

Эти цивилизации взаимодействовали между собой, что приводит к формированию средневековых типов цивилизаций (европейская, арабская и т.д.). Каждая из средневековых цивилизаций включала несколько стран, имеющих общие черты.

Позднее на основе этих цивилизаций формируется современная цивилизация с единой социо-культурной базой, включающей элементы традиционной культуры.

Данный подход основан на идее единства современного мира, на приоритете общечеловеческих ценностей, цивилизация сейчас понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящихся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии.

Достоинства:

ü дает возможность объяснить причины существующих различий между государствами, принадлежащими к одной ОЭФ

ü ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу

ü значительно богаче и многомерен, чем формационный, т.к. позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и большую ценность для общества

Недостатки:

ü термин «цивилизация» неоднозначен и противоречив

ü приданном подходе игнорируется ведущая роль экономического базиса по отношению к надстройке

Идеи о государстве, действующем на основе незыблемости и верховенстве закона, появились в обществе много тысячелетий назад. В частности мысль о необходимости подчинения государства в своей деятельности законам высказывали великие мыслители Древней Греции Платон и Аристотель.

Особенно активно идея правового государства стала разрабатываться в Европе в Новое время. Этапами этого развития являются возникновение и распространение идей народного суверенитета, естественно – правовой теории, договорной теории происхождения государства, идеи разделения властей.

Философское обоснование идей правового государства впервые встречается у И. Канта, который определял государство как союз множества индивидов, подчиненных правовым законам.

Но сам термин «правовое государство» появился достаточно поздно - в первой трети XIX века в трудах немецких ученых-юристов Велькера и Моля.

В дальнейшем идея правового государства была всесторонне развита, в первую очередь, европейскими учеными. В дореволюционной России данная идея нашла отражение в трудах таких известных ученых как П. И. Новгородцев, Н. И. Коркунов, Б. А. Кистяковский и другие. В советский период концепция правового государства была надолго отброшена. Ее активное возвращение совпадает с началом демократических преобразований в СССР.

В современной российской юридической науке под правовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей.

Принцип верховенства права означает, что вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Особую роль при этом играют законы - нормативные акты, принимаемые высшими представительными государственными органами. Все наиболее важные, устойчивые отношения в обществе должны регулироваться законами, а все иные нормативные акты принимаются на основе и во исполнении законов. Кроме этого, этот принцип означает, что сами законы должны быть справедливыми, выражая интересы всего общества, а не каких- либо отдельных социальных групп.

Принцип наличия у человека прав и свобод означает, в первую очередь правовую его защищенность, а также наделение правами, свободами, в соответствии с современными международными стандартами, учитывающими национальные особенности различных государств.

Уже упоминаемый принцип разделения властей сегодня необходимо понимать не как механическое разграничение всей государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а как определенную систему (механизм) сдержек и противовесов, с одной стороны, сдерживающую произвол отдельных ветвей власти, а с другой – обеспечивающую их эффективность и функциональность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: