Коммуникативная составляющая системы государственно-административного управления

Управленческие коммуникации – это целостная совокупность информационных связей, взаимодействий между субъектами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали и с внешней общественной средой.

Можно выделить следующие организационные связи: служебная связь, функциональная, техническая связь, информационная связь.

Информация, в зависимости от источников поступления, делится на внутреннюю и внешнюю. Внешняя информация, в свою очередь, может быть разделена на дескриптивную (отражает сведения о наблюдаемых свойствах социально управляемых объектов) и прескриптивную (жестко регламентирует деятельность организации, являясь для управленцев обязательной).

Существуют различные способы выработки информации: самонаблюдение, взаимодействие, сообщения, аналитический анализ. Информационный поиск, предшествующий принятию решения, - это процесс сбора и переработки информации с учетом требований, определенных закономерностей.

Таким образом, информация как управленческая категория – это новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию, снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, воспринятые, понятные и оцененные как полезные для решения тех или иных задач управления. Информация в управлении – это не любые сведения, сообщения, данные, а только используемые в процессе формирования решения. Требования к информации в управлении можно обобщить следующим образом:

- опережающая, т.е. содержащая в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегии действий в будущем;

- своевременная, оперативная;

- надежная, оптимальная;

- доступная и простая в восприятии;

- логичная и лаконичная;

- комплексная и системная;

- соответствующая компетенции, полномочиям субъекта управления.

Следовательно, коммуникативное взаимодействие и информационное обеспечение – необходимые факторы эффективного управления.

7.5. Кадровая составляющая системы государственно-административного управления

Кадровое обеспечение – это активная созидательно- организующая деятельность по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленная на удовлетворение потребности госорганов в кадрах определенной специализации и квалификации; система целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению. преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.

Категории персонала государственных органов:

Политический руководитель – это должностное лицо в госоргане, где имеется политических назначений на ответственные управленческие посты выборными лицами (президентом, мэром, представительным органом). Профессиональная карьера политического назначения зависит от выборного должностного лица. Нахождение политических назначенцев в руководящих креслах позволяет повысить способность государственных органов реагировать на требования общества. Назначение политических исполнителей есть основное средство обретения политического контроля над государственными учреждениями. Именно на политических исполнителей ложится основная тяжесть конкретной реализации политики, основные принципы которой утверждаются выборными должностными лицами.

Так, министр является одновременно и политиком, и административным руководителем. Он сам создает политический механизм воздействия на административно-управленческий процесс. Как политик, министр использует личное влияние, косвенное – через его представителей, а также через использование пропагандистских каналов. Он, проявляя себя как лидер, должен:

- иметь стратегическую программу развития отрасли, которой руководит;

- уметь учесть ценности различных групп и людей, предусмотреть их интересы в планах, программах, решениях;

- привлечь общественное мнение;

- обладать личностными качествами убеждать и объединять вокруг себя людей.

Как администратор, министр должен обладать качествами менеджера, держать под личным контролем ключевые звенья всего организационно-управленческого процесса, воссоединить политическую стратегию со знанием и опытом профессионалов - управленцев.

Руководитель государственного органа – это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед назначившей его инстанцией. Он обладает формально регламентированными правами и обязанностями. Перечни должностей этой категории определяется реестрами должностей государственной гражданской службы.

Данная категория руководителей должна обеспечить перевод политических директив избранных или назначенных должностных лиц в конкретные решения или действия. Поэтому для многих из первейшей является организационная работа.

Можно выделить следующие группы функций как виды деятельности руководителя в системе государственных и муниципальных органов управления:

- Административная (мобилизация коллектива на выполнение поставленных целей оптимальным способом);

- Стратегическая (разработка и проведение стратегии развития организации, формирование оптимальной структуры, принятие и осуществление концептуальных решений),

- Нормотворческая (разработка и принятие административных актов),

- внутреннего оперативного руководства,

- коммуникативно-регулирующая,

- контрольная.

Понятие государственная служба часто связывают с понятием «бюрократия». Бюрократия означает управление государственным сектором в противоположность управлению в частных организациях. В своем определении бюрократии Вебер выделил следующие общие черты: иерархия (каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий в иерархической структуре и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальнику), последовательность (должность является основным видом деятельности, дающим жалование и перспективу регулярного повышен6ния по службе), безличность (характер работы определяется в соответствии с утвержденными правилами, регламентом), специальные знания.

7.6. Культурно-составляющая системы государственно-административного управления

Культура управления как составляющая системы во многом определяет ее целостность, организованность, зрелость. Она представляет собой слияние интеллекта и действий, «материализацию» сознания. Этот фактор отражает способность государственных служащих адекватно реагировать на происходящие изменения в экономике, социальной и культурной сфере и при этом обеспечивать устойчивость в управлении.

Термин «профессиональная культура» имеет множество синонимов (управленческая культура, профессионально-нрнавственная культура труда, профессиональная этика, профессионализм и т.д.).

Система профессионально-управленческой культуры может быть понятна и изучена на уровне анализа ее трех уровней: 1. общенациональном как публично-правового института и носителя специфической корпоративной культуры; 2. на уровне госучреждения с его стилем работы, который нормируется из совокупности принятых, устойчивых образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, традиций, прошлого опыта и современных ориентаций; 3. на уровне личности государственного служащего, культура которого вмещает в себя определенную совокупность профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний и навыков.

Профессиональная культура субъектов управления вычленена лишь в абстракции, в реальности она вплетена в различные другие культуры субъекта: политическая, правовая, нравственная, административная этика.

Тема 8. ПРОЦЕС И ТЕХНОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Управление государственными делами как процесс при всей своей предопределенности объективными условиями развития экономики, информационного, научно-технического прогресса, социальных и политических отношений, обладает очевидной самостоятельностью.

Процесс функционирования системы государственно-административного управления может быть представлен через цепь взаимосвязанных общественных явлений: потребности управляемой системы – интересы граждан – цели и ценности управления – решения в системе управления – действия управленцев – результаты. Это позволяет избежать стихийности и хаотичности в управлении, придать характер системного отражения общественных процессов. Система управляющая, являющая опорной общества, определяющая ее развитие, способна перевести интересы и потребности людей на язык согласованных решений. Здесь важно проявление синергетического подхода в управлении, то есть согласованного, совместного действия нескольких органов в одном направлении (Синергетика в переводе с греческого означает сотрудник, в нашем случае – орган).

Вместе с тем систему государственно-административного управления необходимо характеризовать как изменяющую систему – она связана с существованием и развитием отношений между управляющими и управляемыми. Но на стабильность государственно-административного управления может оказывать как внешняя, так и внутренняя среда.

Главным в управлении являются решения и действия (необходимо, чтобы первые предопределяли вторые, иначе государство трудно назвать правовым).

Различают систему государственного управления демократическую, тоталитарную и авторитарную.

В зависимости от концентрации и распределения властных полномочий – централизованную и децентрализованную.

По характеру взаимодействия с внешней средой - открытую и закрытую, по способам адаптации - - жесткую, гибкую и адаптивную. В зависимости от ориентации на стабильность и перемены системы госуправления подразделяются на консервативные и трансформирующиеся, по степени развития - суммативные и организованные.

Государственное и муниципальное управление представляет собой единство статики, которая выражается, прежде всего, в организационных структурах, и динамики - в процессе управления. Процесс (от латинского слов а продвижение) определяется как ход определенного явления, последовательная смена событий, совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

8.1. Понятие и организация процесса управления

Процесс государственного или муниципального управления есть последовательность действий органов государственного и муниципального управления по достижению цели управления.

Процесс управления характеризуется как непрерывно циклический, включающий четыре этапа действий, составляющих основную функцию государственного управления: планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование. При этом реализация функций управления осуществляется посредством использования соответствующих методов управления.

Общий процесс государственного и муниципального управления включает ряд частных процессов:

1. Процессы управления на различных уровнях государства: федеральном, региональном и муниципальном.

2. Процессы управления в отраслевом разрезе, осуществляемые органами управления отраслевой компетенции.

3. Процессы управления в функциональном разрезе, выполняемые органами управления межотраслевой компетенции, посредством реализации общих функций государственного и муниципального управления

Наряду с процессами управления важное значение имеют процессы:

ФОРМИРОРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Избранный или назначенный руководитель органа управления, например, администрации региона или муниципального образования, разрабатывает схему управления, включающую организационную структуру администрации и органы управления отраслевой и межотраслевой компетенции и представляет ее на утверждение законодательному (представительному) органу власти.

После утверждения соответствующих документов глава администрации назначает на должность своих заместителей и руководителя аппарата и вносит их кандидатуры, а также финансового органа, на утверждение депутатами. Одновременно с этим принимает постановление о создании структурных подразделений отраслевой и межотраслевой компетенции, назначает руководителей этих органов.

Органы и структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе положений.

ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Орган государственного и муниципального управления организует процесс своей деятельности на основе перспективных и текущих планов. Они разрабатываются в соответствии с законодательством, планами и программами социально-экономического развития территории.

Перспективный план работы органа управления основывается на программе предстоящей деятельности руководителя органа управления, с которой он выступал на выборах или при его назначении. Разработанный и утвержденный план администрации рассылается структурным подразделениям администрации, органам отраслевой и межотраслевой компетенции, публикуется в газете. Общий контроль за выполнением плана осуществляет руководитель аппарата, который ежеквартально информирует главу администрации о ходе его выполнения.

Текущие планы работы администрации составляются на полугодие (квартал) в соответствии с перспективным планом, а также с учетом принятых законов и решений представительного (законодательного) органа. Контроль за его выполнением осуществляют глава администрации, его заместители и руководитель администрации в соответствии с распределением обязанностей.

Календарные планы работы структурных подразделений администрации разрабатываются на месяц на основе текущих планов, заданий руководителей администрации, функций органов структурных подразделений, установленных в положениях о них.

8.2. Технология государственного и муниципального управления

Под технологией управления понимается совокупность формализованных и неформализованных принимаемых приемов управленческой деятельности.

Наиболее полно технология управления отображается в форме управленческих процедур (издания актов, совершения организационных, материально-технических действий).

Управленческие процедуры государственного и муниципального управления:

- служат одним из факторов обеспечения четкого функционирования аппарата управления;

- обеспечивают полноту, всесторонность т объективность анализа проблем и исследования обстоятельств,

- создают условия для реализации прав, законных интересов граждан;

- позволяют экономить силы, средства и время работников аппарата управления на основе наилучшего, экономичного отбора способов и порядка операций по выполнению управленческой процедуры;

- обеспечивают проведение в жизнь принципа ответственности каждого органа управления, должностного лица за порученное дело.

8.3. Информационное обеспечение процесса государственного и муниципального управления

Информация является одним из элементов государственного и муниципального управления.

Информацию классифицируют по разным основаниям:

- происхождению: официальную и неофициальную,

- сферам общественной жизни: экономическую, социальную, политическую,

- источникам поступления: на внутреннюю и внешнюю,

- формам носителей: устную, письменную, электронных средств.

- видам основных функций управления: планово-прогнозную, организационную, контрольно-учетную, регулятивную.

Основные требования к информации: полнота, достоверность, оперативность, полезность, однозначность, минимальная трудоемкость сбора и передачи, максимальная сохранность, агрегирование (сжатость).

Источниками информации являются Конституция и законы, акты Президента и Правительства РФ, законы и нормативные акты органов представительной (законодательной) власти субъектов РФ, а также федеральных органов государственного управления, издаваемых в пределах их компетенции. Эти документы составляют организационно-правовую базу деятельности органов государственного и муниципального управления. Другим источником информации являются приказы, отчеты, справки органов управления отраслевой и межотраслевой компетенции. Также используется периодически предоставляемая оперативная информация на основе анализа функционирования различных объектов управления.

Важное значение имеет внутренняя информация: протоколы заседаний, справки, отчеты и т.д. Наиболее достоверным источником являются бюллетени государственной статистики. Особым источником являются письма и обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.

ТЕМА 9. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Основным содержанием деятельности органов государственного и муниципального управления является руководство хозяйственным и социально-культурным развитием на соответствующей территории. Такое руководство орган управления осуществляет посредством принятия управленческих решений.

Управленческое решение есть план разрешения, ликвидации проблемы.

Управленческие решения разделяются:

По функциональной направленности - на плановые, организованные, контрольные, координационные.

По субъекту принятия управленческих решений – на единоличные, коллегиальные, координационные.

По продолжительности реализации – на стратегические, тактические и оперативные.

По степени свободы действий исполнителей – на директивные, нормативные, гибкие и ориентирующие.

По форме представления – на устные и письменные.

По причинам возникновения – программные, по распоряжению вышестоящих органов, инициативные, ситуационные.

Управленческие решения служат основной формой воздействия объекта управления на управляемый объект, направленного на достижение поставленной цели. Поэтому эффективность управленческого решения зависит от его качества, которое определяется совокупностью свойств. К ним относятся:

- целенаправленность,

- научная обоснованность,

- непротиворечивость,

- реальность,

- полномочность,

- правомерность,

- количественная и качественная определенность.

Процесс подготовки и реализации управленческих решений включает следующие этапы: выявление и формирование проблемы, формирование группы по подготовке решения, сбор информации и анализ проблемы, подготовка и обоснование вариантов решения, выбор и принятие решения, контроль и оценка результатов исполнения решений.

В качестве методов выработки вариантов решений используются: метод аналогии, метод эксперимента, экономико-математические методы, метод деловых игр, метод системного анализа.

В каждом варианте решения должны определяться основные направления достижения цели, конкретные исполнители решения, необходимые ресурсы, сроки достижения цели, предполагаемые социальные последствия от реализации решения. Таким образом, выявленные наиболее эффективные варианты решения проблемы представляются руководителю, который делает окончательный выбор. Окончательный проект (или варианты проекта) распорядительного документа согласовывается со всеми заинтересованными в его исполнении должностными лицами.

Под распорядительными документами органов государственного и муниципального управления понимаются постановления, распоряжения, приказы. Подготовка их организуется в соответствии с документами вышестоящих органов власти, планом работы администрации, по предложению общественных организаций, по собственной инициативе. В проекте распорядительного документа должны включаться предписания по тем вопросам, которые соответствуют компетенции органа управления. Он должен соответствовать законодательству, распорядительным документам вышестоящих органов государственной власти, а также ранее принятым распорядительным документам органа управления, если не предусматривает их отмену или изменение.

При составлении проекта распорядительного документа главное внимание должно обращаться на конкретность и реальность предписаний документа, четкое определение исполнителей, наличие ресурсов и обоснованных сроков исполнения. В последнем пункте распорядительной части указываются лицо, на которое возлагается контроль.

ТЕМА 10. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Одной из основных функций управления, составной частью управленческого цикла является контроль.

Контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленной цели.

По объекту контроль разделяется на государственный (муниципальный), внутрихозяйственный, правовой, независимый, специализированный, ведомственный и общественный. В свою очередь государственный контроль подразделяется на политический, административный и судебный.

Функции контроля - профилактическая, информационная и мобилизационная.

По характеру взаимоотношений субъекта и объекта контроля контроль подразделяется на внутренний и внешний, по масштабу – на общий и частный, по продолжительности – на непрерывный и периодический, по предмету – на контроль текущих результатов труда работников органов управления, контроль деятельности органа управления и контроль исполнения распорядительных документов.

Контроль в органах государственного и муниципального управления строится на принципах:

Общих – массовость контроля, всесторонность, реальность, объективность, результативность, гласность, отражающих социально-политическую сторону.

Частные – анализ документов: планов работы, отчет об исполнении их, принятых решений и т. д.; непосредственное изучение объекта контроля на месте, посредством бесед с должностными лицами и служащими; заслушивание отчетов должностных лиц на заседаниях, коллегии органа управления; периодическая аттестация служащих на соответствие их занимаемой должности.

Под результативностью контроля деятельности органов государственного и муниципального управления понимается степень ликвидации, устранения выявленных недостатков, недоработок в объекте контроля.

Следствием проведенной проверки может быть применение дисциплинарных, материальных и уголовных санкций.

Контроль осуществляют структурные подразделения, созданные в Администрации Президента РФ, Правительства РФ, а также в органах исполнительной власти субъектов РФ. К недостатку существующей в РФ системы контрольных органов следует отнести разрозненность их действий.

Система контроля исполнения распорядительных документов предусматривает контроль исполнения следующих видов документов: высших органов государственной власти, представительного (законодательного) органа соответствующего территориального образования, органа государственного и муниципального управления, а также протоколов совещаний при руководителе органа управления, поручения руководителя органа управления, служебные письма.

Определен порядок работы с контролируемыми документами.

В сфере государственного управления осуществляется прокурорский надзор. Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1. за исполнением законов органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления

2. за соблюдением прав и свобод этими органами, а также их должностными лицами

Формы реагирования прокурора на нарушения закона:

1. протест прокурора

2. представление прокурора

3. постановление прокурора

4. предостережение о недопустимости нарушения закона.

Кроме того, в сфере государственного управления осуществляется судебный контроль:

· при рассмотрении на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

· рассмотрение дел об административных правонарушениях

· рассмотрение жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях

· проверке законности нормативных правовых актов

· рассмотрение дел, возникающих из гражданско-правовых отношений

· рассмотрение жалоб юридических лиц

· рассмотрение уголовных дел.

Одной из важнейших форм участия граждан в управлении государством являются обращения граждан. Эта форма выступает как составной элемент прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ. В 51 статье ее указано «Граждане РФ имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок».

Под обращениями граждан понимаются предложения, заявления и жалобы граждан.

Важное значение в повышении эффективности работы органов управления с обращениями граждан имеют такие организационные формы работы, как общественные приемные при органах управления, ведение приема граждан руководителями органов управления по месту жительства, освещение в СМИ путей и хода решения местных и региональных проблем, вызвавших озабоченность населения.

В государственном управлении может быть предусмотрена политическая, гражданская, административная, уголовная ответственность.

Тема 11 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Эффективность управленческого или административного труда оценивается путем определения соотношения между полученным результатом труда и затраченными ресурсами.

В исследованиях эффективности государственного управления, государственной бюрократии и институтов государства можно выделить несколько теоретико-методологических подходов, связывающих эффективность с определенными факторами:

1. Подход, основанный на концепции лидерства. Представители данного направления увязывают эффективность организации с лидерскими навыками, стилем управления, индивидуальными характеристиками и качествами руководителей органов власти, системами подбора, оценки выполнения задач, мотивацией и профессиональным развитием государственных служащих.

2. В рамках концепции профессионализма эффективная деятельность ставится в прямую зависимость от профессионализации органов государственной власти, наличия профессиональных чиновников, от уровня их профессионализма и компетентности.

3. Экономический подход, связывающий повышение эффективности деятельности органов государственной власти с наличием механизма конкуренции среди ведомств, системой внедрения инноваций, а также политической и социальной подотчетностью государственных органов, в первую очередь, перед налогоплательщиками.

4. Экологический подход, основанный на результатах деятельности бюрократии, которые зависят от характера внешней среды и способности органов власти управлять изменениями и инновациями с целью адаптации к этим изменениям

5. Подход, связанный на концепции управления качеством. В рамках его основное внимание акцентируется на создание в органах власти системы постоянного совершенствования процессов и государственных услуг, включения в эту деятельность государственных служащих, максимально используя их творческий потенциал и организуя их творческую работу.

При анализе эффективности государственного управления особое значение играет социальный эффект.

Множество преимуществ имеет оценка деятельности на основе сбалансированной системы показателей. В связи с этим они должны соответствовать следующим требованиям: должны соотносится с целями и задачами органа власти, иметь четкость и однозначность в понимании использования, сравнимость, проверяемость, статистическую надежность, экономическую целесообразность,

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 31.12. 1997 г., № 3

3. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13. 01. 1995 г., №7

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6. 10. 1999г., № 184

5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10. 2003 г., № 131

6. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003г., № 54

7. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 7 07. 2004г., № 79

8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31.12. 2005 г., № 199

9. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9. 02. 2009 г., № 9.

10. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9. 03. 2004г. № 314

11. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05. 2008 г.

12. Указ Президента РФ «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» от 31. 12. 2005 г.

13. Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 28. 07. 2007 г.

14. Постановление Правительства РФ «Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных федеральных органов исполнительной власти» от 5.12. 2005г. №725

15. Устав Архангельской области. – Архангельск, 2005.

16. Областной закон «О системе исполнительных органов государственной власти Архангельской области» от 21.06 2006 г., № 175-11-03

17. Областной закон «Об администрации Архангельской области» от 21. 06.2006 г., № 176-11-03

18. Постановление главы администрации Архангельской области «Об исполнительных органах государственной власти Архангельской области» от 20.02. 2007 г., №13

19. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. – М., 2002

20. Антонова Н.А. Правотворчество органов местного самоуправления: монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

21. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М., 1997.

22. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. – М., 2000

23. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

24. Бергманн В. Право и система государственной службы в Германии // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 5.

25. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы //СОЦИС (Социологические исследования). 1999. № 2.

26. Василенко И. Институт государственной службы в Великобритании //Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6

27. Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству //Журнал российского права. – 2003. №10

28. Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза. – М., 1991

29. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М., 1984

30. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002

31. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. М., 2006

32. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управление. М: Проспект, 2009

33. Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление: менеджмент территорий и отраслей. – СПб: ИуиЭ, 2001

34. Государственная служба /Под ред. А.В. Оболонского. – М., 1999

35. Государственная служба в зарубежных странах. – М., 1996

36. Государственное и административное устройство Германии: сб. международных терминов из области права и управления. – Мюнхен, Бонн, 1993

37. Государственное и муниципальное управление: Справочник. – М., 1997

38. Государственное и муниципальное управление /Учебное пособие. –М., 2006

39. Государственное управление в России. – М., ЮНИТИ, 2002.

40. Государственное управление и политика /Под ред. Л.В. Сморгунова. – СпбГУ, 2002

41..Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (Практика России) //Государство и право. 2004. №1

42. Гусева Т.А. Новая система и структура органов исполнительной власти: справочно-учебное пособие. – М., 2005.

43. Дмитриев Ю.А., Измайлов Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти //Государство и право. 1996. № 4

44. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. – М., 1997.

45. Зяблюк Н.Г. Формы и методы лоббистской деятельности (Американский опыт и возможности его использования). – М., 1993.

46. Илышев А. Япония: административная реформа и государственный аппарат //Проблемы теории и практики управления. 1996. №5

47. История государственного управления в России. – М.: Изд-во РАГС, 2003.

48. Ковалевски С. Научные основы административного управления. – М., 1979

49. Козбаненко В. Формы и методы государственного управления // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 2

50. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент российской истории. – СПб., 1999

51. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. – Учебник, М., 2005

52. Лебедев В.А., Анциферова О.В. Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации. –М.: Изд-во МГУ, 2005

53. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М., 1997

54. Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы //Проблемы теории и практики управления. 1999..№ 1

55. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. СПб, Питер, 2004

56. Лоббизм и его место в общественно-политической жизни: Материалы межд. Конференции. – М., 1993, 1998

57. Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству. План преобразования системы государственной власти и управления в РФ. – М.: Изд-во МГУ, 2002

58. Мальцев Г.В. Бюрократия как правовая и моральная проблема: монография. – М.: Изд-во РАГС, 2009.

59. Минасян С.П. Институт гражданской гражданской службы в системе административного законодательства. – Саранск, 2005

60. Мицкевич Л.А. Понятие государственного управления в административном праве Германии //Государство и право. 2003. № 6

61. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления. – М., 2003

62. Нормография: теория и методология нормотворчества: учебно-методическое пособие /под ред. д-ра юрид. Наук Ю.Г. Арзамасова.- М.:Академический Проект, 2007. –560 с.

63. Оболонский А.В. Государственная служба США: история и современность //Государство и право. 1999. №4

64. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. – М., 1996

65. ОболонскийА.В. Эволюция государственной службы в Великобритании //Государство и право. 1996. №6

66. Пикулькин А.В. Система государственного управления. – М., 2000

67. Правительства, министерства и ведомства зарубежных стран. М., 1994

68. Пронин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., Аспект-Пресс, 2001

69. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Москва – Ростов-на-Дону, 2007.

70. РейниХ.ДЖ. Анализ и управление в государственных организщациях.: Инфо. – М., 2004

71. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб: Питер, 2003

72. Система государственного и муниципального управления /Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. М: изд-во РАГС, 2005

73. Система муниципального управления: Учебник для вузов /Под ред. В.Б.Зотова. – СПб.: Питер, 2008

74. Система государственного управления. М.: ФОРУМ, 2009. – 304 с.

75. Смирнов Э.А. Управленческие технологии как объект функционирования аудита //Менеджмент в России и за рубежом. 1998. №6

76. Снежко О.А. Горсударственная защита прав граждан. – М., 2005

77. Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность /под ред. Л.В.Сморгунова. – СпбГУ, 2000

78. Старилов Ю.Н Административное право. История, методы, нормы. – Воронеж, 1999

79. Уткин Э.А,,Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.,2002

80. Франция: организация административной власти. – М., 1996

81. Челен Р. Государство как форма жизни. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

82. Чиркин В.Е. Государственное управление. - М., 2001

83. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Юрист, 2003

84. Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации; традиции и реальность //Государство и право. 2003. №7

85. Эльзер Д. Дж. Сравнительный федерализм //Полис. 1995. №5

86. Эффективность государственного управления. М., 1998

87. Эффективность управления – главный резерв России. – Архангельск: Поморский университет, 2005

88. Хорева Л.Г. Основы государственной экономической политики. – М., 1997


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: