Форма правления современного российского государства

Теория демократии.

Демократия (греч. demokratia – власть народа, от demos – народ и kratos – власть) – это форма политического строя, основанного на признании населения страны источником власти, действии принципов равенства и свободы.

Демократия предполагает выборность высших органов государственной власти, наличие у граждан широкого круга гражданских, политических и социально-экономических прав и свобод, а также условий для их фактической реализации.

Демократия имеет ряд признаков:

1. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти. 2 способа осуществления - прямая демократия и представительная демократия.

2. Решение принимается большинством с учетом интересов меньшинства.

3. Предполагается существование гражданского общества.

4. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти и их подотчетность избирателям.

5. Силовые структуры используются в соответствии с законодательством, по их прямому предназначению.

6. Доминируют методы убеждения, компромисса, сужено применение метода насилия и т.д.

7. Господство закона во всех сферах общественной жизни.

Демократия по форме выражения делится на прямую и представительную.

При прямой демократии население (граждане, имеющие избирательное право) само принимает окончательные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения со стороны каких-либо властных государственных органов. Разновидностями прямой демократии являются референдумы, выборы органов государственной власти, сходы граждан, всенародные обсуждения вопросов государственной жизни, деятельность общественных организаций и др.

При представительной демократии население реализует свою власть через представителей, избираемых, как правило, на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными учреждениями, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти). Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Категория формы правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентская республика должна быть утверждена в нашей стране.

Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти. Форма правления, т. е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависят от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность РдозоРоссии как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: