Правила составления и представления бухгалтерской отчетности. Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности. Значение бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней
Основные положения, регламентирующие правовые основы бухгалтерской отчетности, определены главой 4 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
К бухгалтерской отчетности организаций предъявляется ряд законодательно регламентированных требований, к которым относятся:
• единство форм и методики составления отчетности для всех предприятий конкретной отрасли (при составлении отчетности следует исходить из единых для всех нормативных документов, используя единые методы расчета одинаковых показателей);
• достоверность и реальность данных (отчетность должна быть беспристрастной, вся информация должна быть проверена и подтверждена учетными записями);
• полезность, своевременность и значимость информации (возможности использования своевременно полученных данных отчетности для оценки финансового положения организации и для принятия управленческих решений);
• сопоставимость и постоянство данных (достигается соблюдением единой методики учета активов и пассивов, а также их оценки);
• полнота отчетности (отчетность должна содержать в минимальных размерах необходимую информацию при сохранении коммерческой тайны);
• экономичность отчетности (затраты на составление отчетности должны быть минимальными, а выгоды и доходы от использования ее данных превышать затраты на составление);
• отчетность должна обязательно составляться всеми субъектами хозяйствования и быть простой, ясной и доступной для понимания.
Порядок формирования бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь регулируется постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 07.03.2007 № 41 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности организаций». Данный документ контролирует, чтобы в отчетности обеспечивалась:
• полнота отражения хозяйственных операций, имевших место в отчетном периоде;
• правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
• разграничение текущих затрат на производство (издержки обращения) и капитальные вложения;
• соблюдение принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки объектов учета;
• подтверждение всех статей годового баланса и других форм годовой отчетности данными инвентаризации.
Бухгалтерскую отчетность организаций можно классифицировать по периодичности составления, по видам, по объему.
1. По периодичности составления различают следующие
виды бухгалтерской отчетности:
- промежуточная отчетность (за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев), состоит из баланса организации и отчета о прибылях и убытках, заполняется накопительными итоговыми данными с начала отчетного периода;
- годовая отчетность (за год - с 1 января по 31 декабря), включающая:
- типовые формы: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), отчет об изменении капитала (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
- специализированные формы, которые устанавливаются
министерствами и ведомствами Республики Беларусь для организаций системы по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности (в случае, если организация подлежит аудиту в соответствии с законодательством);
- пояснительная записка к годовому отчету, в которой анализируются важнейшие экономические и финансовые показатели работы организации, а также обосновывается учетная политика, принятая на следующий год.
2. По видам отчетность организации делится на такие виды, как:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность - составляется
по итогам синтетического и аналитического учета и содержит
обобщающие показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации за отчетный период;
- статистическая отчетность - составляется по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета и служит для отражения отдельных сторон деятельности предприятия (использование рабочего времени, производительность труда, качество и объем выпущенной продукции);
- оперативная отчетность представляется по данным оперативно-технического учета в момент совершения хозяйственных операций или сразу же после их совершения и содержит информацию о соблюдении договоров, выпуске продукции;
- налоговая отчетность готовится по данным аналитического и синтетического учета, содержит расчеты сумм налогов, сборов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды за отчетный период, а также информацию о состоянии расчетов предприятия с бюджетом.
3. По объему отчетность делится на следующие виды:
- первичная отчетность - составляется по учетным данным одного предприятия;
- сводная отчетность - составляется вышестоящей организацией, включает те же формы, что и первичная отчетность, но ее показатели получают суммированием данных из отчетов подведомственных предприятий;
- консолидированная отчетность - это разновидность сводной отчетности. Составляется юридическими лицами, владеющими уставным капиталом или контрольным пакетом акций других юридических лиц.