double arrow

Белорусский парламентаризм в советский период

1 января 1919 г. в Смоленске местным филиалом РоссийскойКомму­нистической партии (большевиков) создается марионеточное «Временное революционное рабоче-крестьянское правительство» во главе с Д. Жилу-новичем. В стране началась гражданская война (1919–1925 гг.).

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. В положениях Конституции развивались идеи представительной демократии, и в частности было провозглашено: «Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах»; «Верховная власть в Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами – Центральному Исполнительному Комитету». В Конституции не раскрывалась компетенция Съезда Советов Белоруссии, за исключением того, что Съезд избирает ЦИК «в числе не свыше 50 человек». Именно Съезд Советов в период своей работы являлся высшим представительным и правотворческим органом. Съезд должен был созываться не реже двух раз в год. Предусматривалась также возможность созыва чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами высшей властью республики являлся ЦИК Белоруссии как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган.

Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был образован СССР (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих основных законов. Важнейшими новшествами Конституции 1927 г. являлись определение пределов и возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, значительно более подробная регламентация их статуса и деятельности. В Конституции закреплялись конкретные «предметы ведения» верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК. Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам правотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов.

Центральные органы власти республики – Президиум ЦИК и Совет Народных Комиссаров также наделялись компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся «высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Белорусской Социалистической Советской Республики». СНК как центральный постоянно действующий орган власти являлся законодательно-распорядительным органом БССР.

Во время немецкой оккупации (1941–1944 гг.) германская администрация также создавала гражданские национальные органы власти. 19 декабря 1943 г. была созвана коллегия выборщиков, избравшая президента нового марионеточного государства Беларутения Радослава Островского 21 декабря 1943 г. было создано правительство-парламент Беларутении – Белорусская Центральная Рада, а 27.06.1944 г. прошли выборы во Второй Всебелорусский Конгресс. Симптоматично, что все те, кто в 1938 г. «свободно и добровольно» голосовал за коммунистов, в 1944 г. также «свободно» отдали свои голоса фашистам из БНСП. Восстановле­ние БССР (3.07.1944 г.) вернуло Конституцию 1937 г. и избранный в 1938г. Верховный Совет 1 созыва. На первых послевоенных выборах 1947 г. вновь «весь народ» проголосовал за коммунистов.

Как мы уже выяснили в предыдущей главе, важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство – СНК БССР. Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета.

В случае необходимости в период между сессиями Верховного Совета его Президиум мог внести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета. Впервые было произведено разграничение между органами государственной власти и центральными органами государственного управления.

Однако следует отметить, что элементы парламентаризации оставались иллюзорными. Законодательствовал фактически руководящий орган Коммунистической партии. На съездах Советов директивам партийных органов лишь придавались юридически принятые формы. Регламент представительного учреждения, как правило, временный, содержал в себе известную сумму самых элементарных правил проведения заседаний без каких-либо попыток выхода на качественно отличительные парламентские формы работы.

В Конституции БССР 1978 г. прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета - постоянно действующий орган представительной власти. Верховный Совет БССР как высший орган государственной власти БССР стал «правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР», была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон 1978 г. отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти.

Конституция 1978 г. в 90-е годы превращалась в архаичный документ. Это в решающей мере обусловливалось тем, что в конце 80-х – начале 90-х годов в общественном сознании встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического и экономического плюрализма.

Таким образом, в период с 1919 по 1937 г. общегосударственного парламента в БССР не существо­вало, а избирательное право (для выборов в органы местного самоуправле­ния) не было всеобщим [21]. Первые выборы в Верховный Совет БССР прошли в 1938 г. Все места в нем достались компартии. Хотя Вер­ховный Совет являлся верховным органом власти, а Председатель Прези­диума Верховного Совета формально являлся главой БССР, фактиче­ская власть принадлежала компартии. Состав Верховного Совета не был постоянным (273-485 депутатов). Верховный Совет избирался на 4 года (с 1978 г. – на 5 лет). Выборы в Верховный Совет БССР проходили в 1938, 1940 (довыборы), 1947, 1951, 1955, 1959, 1963, 1967, 1971, 1975, 1980, 1985 и 1990 гг. Лишь выборы 1990 г. проходили на альтернативной основе. Кроме того, в 1939 г. в военной обстановке прошли выборы в так называемое «Народное Национальное Собрание Западной Беларуси».


Сейчас читают про: