double arrow

Возникновение белорусского парламентаризма. Представительные формы правления населения ранних белорусских государств, в ВКЛ и Речи Посполитой


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Прошлое является неотъемлемым богатством народа, фактором его национальной идентичности. Белорусский народ имеет славную и богатую историю, которой можно гордиться. Истоки белорусского парламентаризма находится в далекой древности. Многочисленные исторические документы свидетельствуют, что с давних времен население ранних белорусских государств (Полоцкой, Витебской, Пинской, Смоленской и др.) собирались для решения важных вопросов на сходы, которые назывались веча, сеймы, копы и др. Как правило, они созывались с целью избрания князя, рассмотрения вопросов войны и мира, присвоения податей и т.д. Веча (соймы) на Беларуси продолжали действовать и в период формирования Великого Княжества Литовского, в связи с чем ученые отметили, что общегосударственный (вольный) сойм вырос с древних вечевых сходов.

Первое древнебелорусское протогосударство – Неврида – упоминается Геродотом под 513 г. до. н.э. Позднее (IV-V вв. н.э.) в скандинавских сагах мы встречаем упоминания «империи Вильтиненланд» Полоцкого государства. Именно эти саги свидетельствуют о зарождении парламентаризма на Беларуси. Согласно тексту саги, первый совещательный орган при монархе появился между 434 и 443 гг.

Новый этап, ознаменовавший собой начало перехода к более высоким формам развития представительства, был связан с полоцким вече. События 976-988 гг. (полоцко-киевский конфликт) дают основание утверждать, что уже в этот период вече в Полоцке, скорее всего, существовало. Первые документальные свидетельства об институте вече относятся к 1021 г. Эймундова сага под 1021 г. сообщает, что полоцкий князь Брячислав I (1003 1044), нанимая своим полководцем Эймунда, был обязан получить на то разрешение вече, поскольку именно вече распоряжалось государственной казной. Вече вПолоцке выполняет уникальную для парламента функцию осуществления регентства. Вече играет роль «коллективного регента» (т.е. правит за монарха) в Полоцке в 1067-1069, 1071-1074 гг., а также (по косвенным данным) в 987-990 и 1001-1013 гг. При преемниках Всеслава II Чародея вече усиливает свои позиции. В 1106 г. по инициативе вече был смещен князь Рогвалод II Борис и возведен на престол его брат-близнец Давид I. Под киевским влиянием в 1127 г. вече низлагает Давыда I и восстанавливает на престоле Рогвалода II Бориса. В 1128 г. вече выступает в качестве организатора убийства Рогвалода II Бориса и восстанавливает на престоле Давыда I.

В период нового киевского господства в Поломке (1129-1132 гг.) вече практически утрачивает все свое влияние. Однако после отречения от полоцкого престола Изяслава II именно вече низлагает его преемника Святополка II и избирает на престол находящегося за рубежом Васильку I, временно по­ручая государственное управление Софии Владимировне Витебской (княги­ня-регентша в 1132 г.). Таким образом, Полоцк становится выборной монар­хией, права и полномочия вече существенно расширяются. За монархом ос­тается лишь военное командование и представительские функции.

Вместе с тем расширение полномочий вече порождает многолетний конфликт между ним и князем. Это противостояние, в частности, выража­ется в том, что в 1140 г. Василька I в обход вече назначает своим наслед­ником (с функциями регента) Рогвалода III Василя Кроткого. В ответ на этот шаг вече в 1151 г. низлагает Рогвалода III Василя и провозглашает князем Ростислава Менского (1151-1158). Однако ставка на Ростислава не оправдывает себя. Получив власть, он полностью игнорирует существова­ние вече. Новый виток противостояния вызывает серьезный политический кризис. В 1158 г вече организует восстание, свергает с престола Ростисла­ва и восстанавливает в правах Рогвалода III Василя. В стране начинается гражданская война, длившаяся до 1167 г.

В 1162 г. Рогвалод III Василь в ходе одного из сражений этой граж­данской войны терпит сокрушительное поражение под Менском и, сми­рившись с неизбежностью своего отстранения от власти, отрекается от престола в пользу своего второго сына Глеба I. Воспользо­вавшись этим обстоятельством, вече предпринимает новые шаги по усиле­нию своего влияния и отстраняет Глеба I от власти, избирая на престол его брата Всеслава III Великого.

Одержавший вскоре победу в гражданской войне Всеслав III стано­вится для вече серьезным конкурентом в борьбе за власть. Вече был выго­ден слабый князь, а не обладавший большим влиянием и поддержкой в на­роде Всеслав III. В 1175 г. вече удается низложить Всеслава III и провоз­гласить князем его брата Давыда II. Борьба за власть продолжается и вско­ре Всеслав III возвращается на престол. Вече не прекращает попыток взять реванш. В 1180 г., когда Всеслав III получает серьезные ранения в битве, распространяется слух, что князь погиб. Воспользовавшись этим обстоя­тельством, вече официально объявляет о гибели монарха, и постановляет, что «другого такого великого правителя они найти не смогут» и поэтому, «чтобы не оскорблять память Всеслава», в Полоцке учреждается респуб­лика. Вече избирает государственный совет – Раду из 30 человек. Однако вскоре «погибший» князь объявляется, и вече оказывается в весьма щекотливой ситуации. Признать Всеслава III живым – значит потерять власть, оставить все как есть - потерять контроль над территориями (Раду призна­вали лишь в Полоцке и его ближайших окрестностях). Эта неопределенная ситуация сохраняется до смерти Всеслава III (1186 г.).

После смерти Всеслава III, под угрозой гражданской войны, вече ока­зывается перед необходимостью восстановления монархии и избирает кня­зем старшего сына Всеслава III – Валодшу. Рада сохраняется как совет при новом князе. В том же 1186 г. Валодша принимает королевский титул и ограничивает полномочия вече. Укрепившись на престоле, Валодша 1190 г. распускает Раду и еще более сокращает полномочия вече, намериваясь отменить выборность монарха. Однако осуществить эти планы Валодше не удается. После смерти Валодшы (1216 г.) вече отстра­няет от власти его наследников, отменяет королевский титул монарха и избирает на княжеский престол Бориса III.

При Изяславе IV в 1265 г. выборность полоцкого князя вновь отменя­ется [18, с. 325-328]. После смерти последнего из потомков Рогвалода II Бо­риса - Ярослава, в Полоцке на восемь лет (1299-1307 гг.) устанавливается «дуумвират» вече и полоцкого епископа. В 1307 г. полоцкое вече заключа­ет договор с Великим князем Литовским Витенем о вхождении Полоцка в состав Великого княжества Литовского на правах автономии. Хотя князь (а с 1399 г. наместник полоцкий) назначался Великим князем, реальная власть в Полоцке принадлежала вече. Лишь в 1468 г. вече было упраздне­но, а его полномочия были переданы магистрату города Полоцка.

Отклики древних вечевых порядков видны в законодательстве Великого Княжества Литовского, в первую очередь, в областных грамотах. Великие князья выдавали грамоты при вхождении земель (княжеств) в состав нового государства. Однако, до нашего времени дошли более поздние, подтверждающие грамоты (Полоцкой земли 1511, 1547, 1580, 1634 гг., Витебской земли 1503, 1509, 1561 гг., Смоленской земли 15005 г. Дрогичинской земли 1511, 1547 гг. и др.), которые имел силу и значение местных законов. Вместе с тем, они регламентировали взаимоотношения местной власти с властью Великого княжества и являлись следствием компромисса между центральной властью и населением этих древних княжеств.

В Великом Княжестве Литовском институт парламента развивается по иной схеме, чем в Полоцке. На первоначальном этапе существования Ве­ликого княжества (при Миндовге и Трайняте) единого парламентского ор­гана в Княжестве не существовало. Имелись городские вече, а также вече и сеймы в удельных княжествах. Однако И. Малиновский в своем труде ут­верждает, что в 1250-1260 гг. при Миндовге существовал некий консуль­тативный орган из представителей высшей аристократии.

Около 1266 г. Великий князь Войшалк учреждает единый общегосудар­ственный орган с исполнительными и законодательными функциями - Паны-раду. Членами Паны-рады состояли высшие военные и гражданские чины, После отречения Войшалка (1267 г.) возникает конфликт между Паны-радой и преемником Войшалка - Шварном Даниловичем. В 1268 г. Паны-рада низ­лагает преемника Шварна - Льва Даниловича Галицкого и возводит на пре­стол новую великокняжескую династию, правившую до 1572 г.

Позднее этот прецедент использовался при узурпациях престола в XIV в. В 1341 г. узурпировавший великокняжеский престол Евнут Гедеминович (в обход законного наследника Монвида Гедеминовича), для придания своей власти легитимности, организует элекционное заседание Паны-рады, из­бравшей его на престол. Аналогичным образом поступает в 1345 г. Ольгерд, свергнувший с престола Евнута. Впоследствии эти два прецедента, также как и избрание в 1377 г. на престол Великого князя Ягайлы, в соблюдение устно­го завещания Ольгерда позволили ряду ученых утверждать, что в Великом княжестве существовала выборная монархия.

В 1386 г. была проведена реформа Паны-рады и учрежден пост Канц­лера Паны-рады. Первым Канцлером был избран Клемент. В 1392 г. Витовт Великий отменяет реформу 1386г.

При Витовте Великом происходят кардинальные перемены в парламент­ских институтах Великого княжества Литовского. В 1401 г. создается обще­государственный парламент – Сейм Великого княжества Литовского. В 1413 г. права Сейма были рас­ширены, он утверждал вступление на престол нового монарха, а в некоторых случаях - избирал монарха. Всего с 1401 по 1568 гг. было созвано 69 Сеймов. Минимальный промежуток между Сеймами составлял менее месяца (между XXX и XXXI Сеймами), а максимальный - 17 лет (между II и III Сей­мами). Право избрания монарха Сейм осуществлял в 1430, 1440 (дважды), 1463, 1466,1492,1506 и 1529 гг.

В период до 1492 г. неоднократно возникали конфликты между мо­нархом и Сеймом. Так, например, в 1439 г. Великий князь Сигизмунд Кей-стутович совершает попытку ликвидировать институт Сейма. Страже было приказано после начала заседания Сейма, намеченного на лето 1440 г., убить всех депутатов. Намерения монарха становятся известны ряду депу­татов, и 10 марта 1440 г. они совершают государственный переворот, убив Сигизмунда Кейстутовича. Так, по иронии судьбы, основной задачей V Сейма Великого княжества Литовского, который должен был стать по воле Сигизмунда Кейстутовича последним Сеймом в истории Княжества, стало избрание преемника этого жестокого правителя. Первона­чально Великим князем избирается Владислав Ягайлович, однако регент Великого княжества Ян Гаштольд добивается низложения Владислава Ягайловича и избрания на престол его несовершеннолетнего брата Андрея Казимира Ягайловича. Низложение самого Гаштольда (1446 г.) ознамено­вало начало наиболее продолжительного (по 1478 г.) конфликта между Сеймом и Великим князем. Во время заседания XI Сейма (1452 г.) этот конфликт переходит в открытую конфронтацию, когда депутаты Сейма, большинство из которых являлись сторонниками Яна Гаштольда, предъявляют Андрею Казимиру ультиматум по поводу отношений Великого княжества Литовского и Польши. На следующем, XII Сейме (1453 г.), ситуация накаляется до предела. Сторонники бывшего регента предпринимают попытку низложения Андрея Казимира и возведения на престол своего ставленника - Радзивилла Остыковича Радзивилла. Впервые в качестве «веского аргумента» на заседании Сейма было применено оружие. В ре­зультате сражения между депутатами многие участники Сейма, в том чис­ле и Великий князь Андрей Казимир, были ранены. Чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие, Андрей Казимир распускает XII Сейм и объ­являет о созыве как можно в скорейшее время XIII Сейма Великого княже­ства Литовского (прошел в 1454 г. в Бресте). Несмотря на этот шаг, ожес­точенная борьба за власть между монархом и Сеймом продолжается. По­сле безуспешных попыток депутатов XIII-XVI Сеймов повлиять на поли­тику Андрея Казимира, XVII Сейм Великого княжества Литовского (1463 г.) предъявляет Великому князю ультимативное требование: отречь­ся от польского престола и вернуть Великому княжеству Подолье. Великий князь не придает серьезного значения этому ультиматуму и отказыва­ется выполнить условия Сейма. В ответ Сейм низлагает Андрея Казимира с престола, избирает Великим князем Симеона Алельковича и объявляет войну Польше. Только после этого шага начинаются длительные перего­воры между Андреем Казимиром и депутатами, в которых временную по­беду одерживает монарх. В 1466 г. XVIII Сейм отменяет все решения Сей­ма 1463 г. Однако затишье в борьбе за власть длилось недолго. В 1478 г. конфликт вспыхивает с новой силой. XXIII Сейм выдвигает Андрею Кази­миру требование отречься от литовской короны. В ответ Ан­дрей Казимир распускает XXIII Сейм и запрещает до конца своего правле­ния вновь созывать Сеймы Великого княжества.

Несмотря на постоянное противостояние, при Андрее Казимире пол­номочия Сейма, а также Паны-рады расширяются. Основным актом, кото­рый устанавливает новые отношения между монархом и парламентом, явился общеземский привилей 1447 г., по праву называемый учеными «бе­лорусской Великой Хартией Вольностей». Кроме расширения парламент­ских полномочий, привилей впервые в Восточной Европе предусматривал институт депутатской неприкосновенности.

Общеземские привилеи 1492 и 1506 г. еще более расширяли права Сейма и Паны-рады. После этого решения этих органов имели высшую юри­дическую силу.

Начиная с первой половины XVI в., в Великом Княжестве Литовском развивается институт разделения властей. В 1504 г. Паны-рады лишается исполнительных функций, которые передаются только что созданному правительству Княжества – Великой Литовской канцелярии (существовала до 1794 г.). Статут 1529 г. еще более расширяет законодательные права Сейма и сужает законодательные функции монарха.

Судебная реформа 1565 г. объявляет о независимости судей и от мо­нарха, и от парламента. Статут 1566 г. окончательно за­крепляет разделение властей на законодательную, исполнительную и су­дебную. Согласно Статуту 1566 г. Паны-рада упраздняется, единственным общегосударственным органом остается Сейм, который должен был состо­ять из двух палат - Посольской Избы (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Однако Сенат Великого княжества Литовского так и не был соз­дан, заседания Сейма проходили по старой, однопалатной схеме.

Отметим, что ученые по-разному относились к причинам и периоду образования общегосударственного сейма. Так, М.К. Любавский отмечал, что великокняжеская дума (паны-рада), которая стала основой сейма, в XIV в. еще не представляла собой досконально отмеченной организацией. Великий князь призывал на наряды участвующих князей и бояр. Однако, участие последних было ограничено. Даже Витовт выбирал себе советчиков по личному желанию, хотя именно при нем определился круг лиц, с которыми он советовался раньше других и чаще всего они были руководителями так званых областей – древних княжеств (земель). Ученый утверждает, что окончательный состав рады обозначился только в середине XV в. при Великом князе Казимире, когда она превратилась из личной рады князя в общегосударственный сейм.

М.К. Любавский обращает также внимание и на круг лиц, из которых пополнялся состав рады. На основе списка шляхты 1528 г., а также при помощи генеалогических указателей он проходит к выводу, что рада пополнялась главным образом с очень ограниченного круга лиц (с родов наиболее древних и зажиточных), однако, временами в ее состав входили за личные заслуги и представители простого шляхетства.

В свою очередь, Ф.И. Леонтович писал, что сейм образовался на самом раннем начале формирования Великого Княжества Литовского. Им высказана мысль, что в одну эпоху образовались сеймы панов-рады, которые назывались «зуполная рада», «съеханье», «сейм», главной целью которых являлось рассмотрение судебных дел и вопросов относительно властвования государством. Основой образования таких сеймов он считает основание трибуналов и других шляхетских судов. По вопросам всех земель (или нескольких) созывались сеймы великих и волостных князей, на которых рассматривались главным образом вопросы внешней безопасности. Ученый также считает, что в этот период существовали также общие сеймы Великого Княжества с Польшей, особенно с начала заключения унии. Он говорит и о существовании в данный период военно-полевых или лагерных сеймов и приводит пример 1432 года, когда был заключен договор с немецким орденом. Также о превращении в период войны военного лагеря в сейм пишет Н.А. Максимейко и приводит пример таких сеймов в Новогрудке в 1502 г., в Менске – в 1507 г., в Витебске – в 1562 г. и др.

Конечно, определенные наряды великого князя с местными князями имели место, также как и имели место совместные наряды с польскими князями в связи с договорными отношениями, однако назвать в полном смысле сеймом нельзя, даже в сравнении местными древними сеймами. Несомненно и то, что в процессе формирования единого централизованного государства на протяжении XV в. сейм, который сначала представляет собой расширенное заседание рады, постепенно оформляется как общегосударственный законодательный орган государства. Конечно, он становится им тогда, когда отдельные земли подчиняются непосредственно центральной власти и вместо «областных сеймов» возникают местные шляхетские сеймики, на которых выбираются делегаты от поветов на общегосударственный сейм, что и было утверждено Статусом 1566 г. (Приложение 1). В связи с этим нельзя не согласиться с Ф.И. Леонтовичем, который писал, что впервые о сейме, где собирались паны радные и земские послы, говорится в постановлениях сейма 1576 г. В тот период, когда вся шляхта получила право ехать на сейм, шляхта пограничных территорий должна была оставаться на месте, потому вынуждена была посылать на сейм своих представителей, и это стала правило с 1512 г.

Уже на стадии формирования общегосударственный сейм состоит из трех частей: великого князя, рады и представителей шляхетского сословия. Ученые расходится во мнении по поводу полномочий «станов» и компетенции самого сейма. Так, Н.А. Максимейка считает, что великий князь и «станы» были ровными сторонами, которые имели потребность в друг друге и потому путем взаимных уступок приходили к согласию.

М.К. Любавский утверждает, что на сеймах доминировали паны радные, а местная шляхта добилась значительного влияния только в последний период властвования Жигизмонта-Августа. Созывались же сеймы первоначально не для законодательной деятельности, а с целью решения вопросов внешней безопасности. До Люблинской унии полномочия великого князя были ограничены со стороны общества, и он не мог не только самостоятельно, но и с согласия князей и панов радных начинать войну, вводить налоги. Статут 1566 г. прямо обязывал великого князя любые новые постановления принимать с согласия сейма, в связи с чем князь должен был в случае необходимости созывать семы по необходимости или по просьбе рады или шляхты.

Об ограниченности власти великого князя сеймом свидетельствовало и то, что сеймы временами собирались в его отсутствии (Виленский сейм 1507 г., Новогрудский сейм 1538 г., Витебский сейм 1562 г., Минский 1564 г. и др.), хотя дела на них решались не без влияния князя. Между князем и «станами» велась переписка, и он через послов ставил вопросы, которые необходимо было рассмотреть на сейме, утверждал постановления, давал инструкции панам.

1 июля 1569 г. Великое Княжество Литовское и Королевство Польское объединяются в единое федеративное государство – Речь Посполитую. Соз­дается единый Сейм Речи Посполитой. Он имеет двухпалатную структуру и состоит из Посольской Избы и Сената. Сеймы Речи Посполитой подразде­ляются на ординарные (обыкновенные), конвакационные, элекционные, ко­ронационные, понтификационные и чрезвычайные. Всего насчитывается 168 Сеймов Речи Посполитой. В 1793 г. состоялся последний Сейм Речи Поспо­литой. Конвакационные, элекционные и коронационные Сеймы созывались для избрания монарха, понтификационные Сеймы – для избрания местного руководства католической церкви в границах Речи Посполитой. К концу XVI – началу XVII в. в Великом Княжестве Литовском и в Ре­чи Посполитой в целом начинают складываться предпосылки для форми­рования двухпартийной системы. Основными сеймовыми «протопартиями» были «магнатская» и «шляхетская» группировки. В Великом Княжест­ве Литовском «магнатскую» группировку возглавляли Радзивиллы, а «шляхетскую» – Сапеги.

В середине XVII в. король Ян II Казимир проводит весьма сомнитель­ную парламентскую реформу, главным элементом которой являлось право «либерум вето». Согласно «либерум вето» для принятия любого решения не­обходимо было получить 100% голосов депутатов Сейма. Любой депутат Сейма мог аннулировать все решения, принятые на Сейме. Впервые «либе­рум вето» было применено на LXXIX Сейме 14 марта 1652 г. Из-за «либерум вето» были сорвано 30 сеймов. На CLVII Сейме (1764 г.) были введены огра­ничения на применение права «либерум вето». На знаменитом CLXVII (Че­тырехлетнем) Сейме практика – «либерум вето» была запрещена.

CLXVII (Четырехлетний) Сейм Речи Посполитой продолжался целых четыре года (1788 - 1792). 3 мая 1791 г. он принимает первую в Европе и вторую в мире (после США) конституцию (официальное название - «Правительственный Устав Право Утвержденное»). Конституция предусматри­вала двухпалатный Сейм, состоящий из Посольской Палаты (нижняя пала­та) и Палаты Сената (верхняя палата). Посольская Палата избиралась на шесть лет, с ротацией 1/3 состава каждые два года. В состав Посольский Палаты входили 204 депутата, избираемые по одномандатным округам. В состав Палаты Сената входили епископы, воеводы, кашталяны и минист­ры. Общий состав Палаты Сената предусматривал 132 сенатора. По Кон­ституции 3 мая 1791 г. четко разграничивались полномочия парламента, монарха и правительства. Из нововведений можно отметить право Сейма на вынесение вотума недоверия правительству, для чего было необходимо набрать не менее 2/3 голосов в каждой из палат Сейма. Положения конституции 3 мая 1791 г. в области реформирования Сейма реализованы не были.

Таким образом, традиция парламентаризма на Беларуси имеет многовековую исто­рию. Первые признаки парламентских институтов зафиксированы между 434 и 443 гг. Сейм ВКЛ как высший законодательный орган государства формировался постепенно, на протяжении XV – первой половины XVI вв., параллельно с процессами создание единого централизованного государства и формирования сословного раздела общества. Именно окончательная организация деятельности сейма и свидетельствовала о завершении этих процессов. До конца XV в. отдельные земли государства жили своими обычаями и руководствовались личными «хозяйствами», а объединял их великий князь, которому они отдавали часть своих полномочий. Сейм становится общегосударственным органом тогда, когда эти земли подчиняются непосредственно центральной власти и вместо «областных» сеймов образуются местные шляхетские сеймики, на которых выбираются по два делегата от поветов на общегосударственный сейм, что и было утверждено окончательно Статусом 1566 г.

Следует отметить, что в период существования Великого Княжества Литовского традиции парламентаризма складывались во многом хаотически, а в последние века его существования, отражали общий кризис государственности. Наличие в конституционных основах ВКЛ ряда положений, создававших законодательную базу действия сеймов и сеймиков не позволяли одному из самых демократических государств тогдашней Европы сформировать четко упорядоченную систему парламентаризма как на общегосударственном, так и на местном уровне (понимая в данном случае парламентаризм в расширительном плане как представительную власть на всех уровнях государственной деятельности). Наличие пресловутого права «либерум-вето», постоянные столкновения шляхты и магнатских кланов на заседаниях сеймов не позволяли феодальной демократии обрести четко упорядоченный эффективный характер. Это обстоятельство и обусловило во многих отношениях кризис государственности и вхождение Беларуси в состав Российской империи после раздела Речи Посполитой.


Сейчас читают про: