Конкуренция и ее роль в прогрессивном развитии экономики
Конкуренция (лат. concurrere - сталкивается) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров. Такое соперничество охватывает все виды хозяйственной деятельности.
По масштабам развития конкуренция может быть:
· индивидуальной (с участием одного лица);
· местной (ведется среди товаровладельцев какой-либо территории);
· внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
· межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
· национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
· глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств на мировом рынке).
По приемам противоборства конкуренция делится:
· на ценовую (рыночные позиции соперников подрываются путем снижения цен);
|
|
· неценовую (победу одерживают посредством улучшения качества продукции, совершенствования обслуживания покупателей и т.п.).
Наконец, под конкуренцией понимается также борьба за достижение лучших результатов в каком-то виде соперничества. К такого рода соперничеству можно отнести, например:
· аукцион (продажу с публичных торгов какого-либо товара или имущества, которые достаются лицу, предложившему за них наивысшую цену);
· конкурс среди претендентов, стремящихся занять свободное место для обучения в высшем учебном заведении, устройства на работу, получения премии за лучшее произведение.
Особо следует отметить, что с конца XX в. рассмотренное здесь массовое противоборство переросло в конкуренцию между многими странами в масштабе всего мирового хозяйства.
Сейчас стало очевидно: в результате быстрого развития международной торговли конкуренция стала неотъемлемой чертой поведения всех хозяйственных субъектов на всех товарных рынках. В планетарном масштабе ведется соперничество между мелкими и крупными предпринимательствами, национальными объединениями, между международными экономическими организациями и странами «за место под солнцем» на мировом рыночном пространстве.
Не случайно с конца XX в. международная организация «Всемирный экономический форум» ведет подсчет рейтинга всемирной конкурентоспособности (с учетом, в частности, применения новейших технологий, состояния финансов, труда, менеджмента и др.) (табл. 18.).
Таблица 18.
Страна | Место в рейтинге |
Сингапур | |
Гонконг | |
США | |
Великобритания | |
Канада | |
Тайвань | |
Япония | |
Франция | |
Германия | |
Индия | |
Россия | |
Украина |
Россия находилась в конце этого рейтинга. И это не случайно. Ведь до 1990-х гг. само слово «конкуренция» считалось совершенно неприемлемым в полностью огосударствленном хозяйстве страны.
|
|
В чем состоит прогрессивная роль конкуренции?
Конкуренция является цивилизованной (культурной) и легальной (узаконенной) формой борьбы за существование соперников в рыночном противоборстве. Она служит действенным способом регулирования рыночных отношений.
Состязание физических и юридических лиц на рынке сбыта товаров с целью получения более высоких доходов и других выгод дает положительные результаты. Такое соперничество способно порождать всеобщее стремление к совершенствованию хозяйственной деятельности, к увеличению и повышению качества продукции. В связи с этим на практике определяется конкурентоспособность товаров.
Конкурентоспособность товаров – это их соответствие требованиям конкурентного рынка, запросов покупателей в сравнении с другими подобными товарами.
Конкурентоспособность определяется качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами. Они зависит также от рыночных цен. На конкуренцию влияют мода, продажный и послепродажный сервис (оказание услуг), реклама, имидж (целенаправленно сформированный образ) производителя и другие обстоятельства.
В зависимости от качественных (положительных и отрицательных) характеристик рыночного соперничества различаются добросовестная и недобросовестная конкуренция.
Добросовестная конкуренция означает соблюдение установленных правил хозяйственной деятельности.
Недобросовестная конкуренция предполагает использование нецивилизованных и нарушающих установленный порядок способов борьбы с соперниками.
К нецивилизованным способам конкуренции относятся:
· тайный сговор и создание тайных союзов против других конкурентов;
· установление дискриминационных цен, ущемляющих права и возможности соперников;
· ложная реклама;
· информация, порочащая честь других участников рынка, и др.
Российское законодательство не допускает и запрещает методы недобросовестной конкуренции, такие, как:
· введение покупателей в заблуждение относительно свойств и качества товара;
· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности других физических и юридических лиц;
· получение, использование и разглашение научно-технической и иной информации без согласия ее владельца;
· распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйственному субъекту, и т.п.
После рассмотрения конкуренции мы перейдем к анализу ее противоположности – монополии.