Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения.
Отношение к марксизму и в нашем обществе сегодня неоднозначно: от полного его отрицания (главный аргумент: история пошла не по Марксу) до полного его принятия. Третья, промежуточная, точка зрения говорит о необходимости видеть в марксизме не только то, что себя исчерпало, но и его положительное содержание: учение о практике, о типологии общественного развития, критический анализ классического капитализма, проблем сознания и идеологии.
Вместе с тем, вторая половина XX века показала, что марксизм имеет историческую ограниченность:
▪ в нём обнаруживается противоречие между абсолютизацией незыблемых законов истории (всё развитие общества определяется объективным развитием производительных сил, экономики) и идеей вмешательства в этот объективный процесс, идеей изменения хода истории путём классовой борьбы, пролетарской революции и диктатуры пролетариата;
▪ не оправдывает себя сегодня идея революционного насилия как движущей силы истории (революционный радикализм!), утопическая идея коммунистической общественной организации с бесклассовым и безгосударственным управлением, в котором упразднена частная собственность на средства производства; по Марксу коммунизм – общество свободы, благоденствия и гармонии, а на деле, в ходе построения такого общества, мы пришли к огромной бюрократизации госаппарата, к командно-административной системе, тоталитаризму, неэффективной экономике;
▪ Маркс и Энгельс недооценили способность капиталистического общества к самоизменению, внутренней эволюции;
▪ некоторые исследователи отмечают также недостаточное внимание марксистской философии к проблеме человека, его бытия, смысла жизни, духовности;
▪ на примере марксизма – ленинизма видна и пагубность политизации философии, нетерпимости к сторонникам других философских воззрений.
10. Наименование темы: «Западная философия конца XIX – XX в.», лекция, отведено 2 ч.
10.1. Западная философия к. XIX – XX в.: основные особенности и направления.
10.2. Философия жизни.
10.3. Философия и психоанализ.
10.4. Экзистенциализм.
10.5. Философская герменевтика.
10.6. Постмодернизм.
10.7. Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
10.8. Современная религиозная философия.
10.1. Западная философия к. XIX – XX в.: основные особенности и направления.
Западная философская классика от античности до Гегеля и Маркса являла собой рационалистический тип философствования. Она считала, что мир, в принципе, родственен человеку, - а поэтому доступен для познания с помощью его разума. Но уже в середине XIX в. возникают настроения сомнения, пессимизма, разочарования в безусловном прогрессе и благе разума для общества и человека. Со временем эти настроения усилились в результате опыта революции, войн, нарастания экологического кризиса, угрозы тотального самоуничтожения человечества.
Неустойчивость социального бытия индивида в восприятии некоторых западных философов превращается в онтологическую неуравновешенность всего мироздания, само основание которого, как представляется, абсурдно, бессмысленно. На этой почве и начинает набирать силу критика разума с позиций некласической философии, как философии иррационалистической (от лат. - "неразумный"). Настаивая на ограниченных возможностях разума, иррационализм считает основным способом постижения человеком действительности и самого себя нерациональные (неподконтрольные разуму) проявления его духа – эмоционально-волевые акты, спонтанные бессознательные импульсы, инстинкты, интуицию и т.д.
В зависимости от того, какое из начал берется в качестве первичной реальности, выделяют различные школы иррационализма. Важнейшие из них - философия жизни и философия, возникшая на основе психоанализа и экзистенциализма.
Вместе с тем в XIX – XX в.в. в связи с усилением роли науки продолжается традиция и рационализма.
Основаниями разделения многочисленных философских направлений и школ этого времени выступают также: материализм и идеализм, сциентизм (от лат. – «наука»), абсолютизирующий роль науки в жизни общества и антисциентизм, трактующий в крайне негативном ключе воздействие науки на жизнь общества и человека; антропологизм и натурализм (от лат. – «природный», «естественный»), рассматривающий природу как уникальный объяснительный принцип всего сущего, в том числе человека; светская и религиозная философия и т.д.
Учитывая пестроту и многообразие философских учений XIX – XX в.в., ограничимся кратким анализом (кроме уже обозначенных выше иррационалистических направлений) философской герменевтики, постмодернизма, современной религиозной философии.
Отметим также, что в целом западная философия этого времени в значительной степени стала антропологией, поскольку ее отличает пристальное внимание к проблеме человека в ее различных аспектах.