Источники финансового права. Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации

Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств.

Вся финансовая деятельность государства осуществля­ется на основе норм финансового права.

В системе российского национального права насчиты­вается более 50 самостоятельных отраслей права, сово­купность которых и составляет данную систему. Извест­но, что одна отрасль права отличается от другой отрасли права по предмету и методу правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования многие ученые считают, что финансовое право занимает в системе права России самостоятельное право.

В процессе финансовой деятельности государство с по­мощью правовых норм регулирует права, обязанности и ответственность субъектов, участвующих в этой деятель­ности.

Финансовое право, как считает Н.И. Химичева, зак­репляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответству­ющих органов, а на основе этих исходных норм регулиру­ет отношения, возникающие в процессе финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государствен­ные или муниципальные органы.

Для определения предмета регулирования и установле­ния границ этой отрасли права служат определенные кри­терии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складываю­щиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Предмет финансового права — общественные (финан­совые) отношения (бюджетные, налоговые, расчетно-кредитные, валютные, отношения в связи с контролем за фи­нансовой деятельностью), возникающие в процессе моби­лизации, распределения и использования денежных средств государством и муниципальных образований при реализа­ции своих задач.

В предмет финансового права входят общественные от­ношения, возникающие в процессе построения структу­ры финансовой системы, распределения компетенции меж­ду Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлени­ем, отношения по регулированию всей финансовой дея­тельности.

Как самостоятельная отрасль права, финансовое право является совокупностью юридических норм, регулирую­щих общественные отношения, которые возникают в про­цессе образования, распределения и использования денеж­ных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от субъектного состава финансовые от­ношения, составляющие предмет финансового права, мо­гут быть разделены на следующие группы отношений: а) между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением, 6) между финансовыми и налоговыми органами государ­ства, с одной стороны, и юридическими лицами, с дру­гой;

в) между государственными или муниципальными финан­сово-кредитными органами;

г) между государственными или муниципальными пред­приятиями, с одной стороны, и их вышестоящими орга­нами государственного (муниципального) управления; д) между финансово-кредитными органами, с одной сторо­ны, и юридическими и физическими лицами, с другой; е) между финансов о-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой (в воп­росе внесения обязательных платежей в бюджет и вне­бюджетные фонды.

Объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Метод той или иной отрасли права зависит от характе­ра общественных отношений, которые она (отрасль) регу­лирует, от правового статуса субъектов этих отношений. Исходя из вышесказанного в отношении предмета финан­сового права, можно констатировать обусловленность ме­тода финансового права особенностями финансовых пра­воотношений.

По методу правового регулирования на первый взгляд финансовое право совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъек­тов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика опреде­ляет необходимость применения финансово-правового ме­тода. Большая часть таких предписаний исходит от фи­нансово-кредитных органов власти. В нормах финансово­го права жестко закрепляются требования государства в области финансовой области.

Метод финансового права базируется на способах пред­писания, дозволения и запрета, по сути он является влас­тно-стоимостным методом. Он обусловлен юридическим неравенством сторон финансовых отношений, реализуется через государственно-властные предписания и стоимост­ной механизм воздействия на участников финансовых пра­воотношений.

Основной метод финансового права — государственно-властные предписания, которые касаются порядка и раз­меров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государствен­ных денежных средств и т.п.

В настоящее время большее значение стали приобре­тать и другие методы: рекомендации, согласования и т.п.

Основным из них является институт бюджетного пра­ва. В бюджетной системе аккумулируются основные госу­дарственные финансовые ресурсы, обеспечивающие функ­ционирование государства и его органов власти.

Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов или источниках.

В целях регулирования финансовой деятельности госу­дарство использует самый действенный регулятор - пра­во. Следовательно, юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они представляют собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуп­равления, в которых содержатся нормы финансового пра­ва, которые весьма многообразны и классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от того, какие органы издают финансо­во-правовые акты, они подразделяются на две группы: акты органов государственной власти и акты органов государ­ственного управления. По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. В свою очередь все финансово-правовые акты мож­но разделить на правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления.

К источникам финансового права можно отнести Кон­ституцию Российской Федерации. Многие ее ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Например, ст. 75, ч. 3, определяющая, что система налогов, взимае­мых в федеральный бюджет, и общие принципы налогооб­ложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом. Ст. 114 устанавливает, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе фе­деральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а так­же представляет Государственной Думе отчет об исполне­нии федерального бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: