Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента. Факторы, влияющие на управленческую структуру. Организационная структура предприятия включает

Организационная структура предприятия включает:

- Формальную схему распределения полномочий (которая отражает иерархию подчиненности и описывает номинальные сферы ответственности работников).

- Систему управления ( принципы и механизмы принятия решений, прохождения информации, планирования, систему мотивации и материального стимулирования).

Структуры могут описываться как формальные (типовые) или как материальные (конктретные)

Типовые (т.е. ТИПЫ) бывают

линейные (связь последовательная, при выходе из стоя одного элемента связь разрушается во всей структуре)

кольцевая (замкнутая, имеет 2 направления связи, повышая при этом скорость общения

сотовая, сетевая (наличие резервных связей, дает надежность, но приводит к повышению её стоимости)

многосвязная (надежность на разных уровнях, эффективность, стоимость максимальная)

иерархическая (имеет уровни)

звездная (имеет единичный центр)

графовая (инвариантна к иерархической обычно при описании производственно- технологических систем)

Организационные структуры – это системы управления людьми (персоналом)

Организационная структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями.

Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на подпроцессы промышленного производства; изготавливаемые изделия; пространственные производственные условия.

Организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторами. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ.

Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

линейные (административное подчинение),

функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В процессе проектирования производственной системы могут применяться различные типы технологических цепей (прямая сеть связей, с разветвлением выходов, с разветвлением входов).

Структура связей технологической цепи производства конечного продукта на предприятии, характер выпускаемой продукции, масштабы производства, степень специализации и кооперирования, степень охвата стадий жизненного цикла продукции – являются основой для формирования структуры предприятия.

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных ВИДОВ организационных структур управления:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: