Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодействует. Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.
На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом та полностью зависит от среды (в то же время обратная ситуация является скорее исключением).
Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением)и фоновым (макроокружением).
Прямое воздействие-
или деловое окружение (микровнешняя среда) образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой орга низации.
Кфакторам косвенного воздействия -
|
|
или фоновому окружению (макровнешняя среда) относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.
[Иногда к микровнешней среде относят саму фирму, рассматривая различные ее подразделления, как внешние по отношению к маркетинговой службе. Однако такой подход представляется недостаточно обоснованным].
Микровнешняя среда и внутренняя среда фирмы образуют микросреду.
[В ряде источников понятия макро- и микровнешней среды объединяют в одно понятие "внешняя среда", в противоположность "внутренней среде", которая характеризует состояние самой фирмы. Подробнее см. Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. Учебное пособие. М., ЮНИТИ, 1998].
Факторы макросферы: • экономические • социокультурные факторы: демографические и др • природные • политико-правовые • технологические факторы: научно-технические и др. | ||||
Отраслевые факторы: • потребители • поставщики • конкуренты • рынок рабочей силы | ||||
Предприятие | ||||
Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов (например, изменять направление или темпы развития).
|
|
Так, при стабильном окружении у организации преобладает консервативная ориентация на повторение прежних действий, принесших успех.
При расширяющемся окружении имеет место производственная ориентация, характеризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности.
При плавно изменяющемся окружении преобладает рыночная ориентация (например, подстройка под изменение конъюнктуры).
При неожиданных дискретных изменениях в окружении на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освоение новых технологий, изделий, рынков.
Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.
ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТУСОМ
Официальная организация | Классификационный признак | Неофициальная организация |
В соответствии с правовым актом | Особенности возникновения | Спонтанно |
Должности | Субъекты | Личности |
Предписанный между должностями | Характер связей | Свободный между личностями |
Правовые нормы | Основы регулирования | Традиции, обычаи договоренности |
Достижение официально объявленных целей в соответствии с потребностями организации | Причины создания | Реализация личных потребностей участников в поддержке, общении, информации,не удовлетворяемых официальной организацией |
6. Организация как система процессов.
7. Интеграционные процессы в менеджменте. Понятие управленческого взаимодействия.
8. Характеристики системы коммуникационных связей. Уровни иерархии в менеджменте. Горизонтальное и вертикальное связи.
9. Понятие организационной структуры. Проектирование организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур.
1. Понятие управленческой структуры
Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев (отделов - органы управления, функциональные отделы и лаборатории, цехи основного, вспомогательного и обслуживающего производства, склады, подсобные и социально-бытовые объекты, рабочие места), составляющих единый хозяйственный объект.
В составе структуры предприятия выделяют организационную и производственную структуры.
Организационная структура – характеризует состав органов управления и их функциональное предназначение в обеспечении эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Производственная структура - состав и взаимосвязи подразделений основного и вспомогательного производств предприятия. Результатом деятельности вспомогательного производства является выпуск продукции (оказание услуг) для подразделений основного производства, необходимых для полноценного функционирования последнего.
Технологическая структура - состав и взаимосвязи подразделений основного производства предприятия. Результатом деятельности основного производства является выпуск профильной для предприятия, т.е. доминирующей по удельному весу в общем объеме производства продукции.
Хозяйственная структура - состав и взаимосвязи подразделений основного, вспомогательного, а также непрофильных производств предприятия. Непрофильными производствами здесь и далее по тексту мы будем считать подсобные хозяйства и объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятия, а также подразделения, утилизирующие отходы основного производства. Подсобные хозяйства предназначены для производства продукции (как правило, продовольствия) с целью удовлетворения потребностей членов трудового коллектива предприятия. Объекты социальной сферы предназначены для оказания услуг (как правило, жилищно-коммунальные, здравоохранение, образование и дошкольное воспитание, культура, отдых, спорт) членам трудового коллектива предприятия
|
|
Структура управления – совокупность взаимосвязей управленческих подразделений предприятия, обеспечивает ее целостность и упорядоченность.
ВИДЫ СТРУКТУР:
Управленческая | Совокупность органов управления |
Организационная | Совокупность подразделений |
Социальная | Совокупность работников, объединенных по признаку пола, возраста, профессии, образования. |
Коммунакационная | Совокупность каналов, по которым осуществляется взаимодействие членов организации, обмен информацией |
Производственная (технологическая, хозяйственная и т.д.) | Совокупность оборудования, материальных и энергетических потоков |
Между организационной структурой и структурой управлениясуществует тесная связь: Структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации. Как правило, мероприятия по проектированию или изменению состава самой организации (разукрупнение, объединение, слияние с другими организациями и др.) вызывают необходимость соответствующих перемен в структуре управления. |
Структура– это способ организации частей. Функция – это взаимодействие частей. Любая система это единство структуры и функции |
Понятие управленческого взаимодействия
В структуре управления выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни.
Элементы - этослужбы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ.
Связи – это отношения между элеметами.
Горизонтальные связи одноуровневые
Вертикальные связи – это связи подчинения при иерархичности подчинения (многоуровневые)
Кроме того структуру управления характеризуют с помощью таких понятий, как сложность,дифференциация, уровни формализации и централизации, механизмы координации.
|
|
Сложность определяется по количеству отделов, групп, квалифицированных специалистов и уровней иерархии.
Дифференциация (разделение) работ имеет 3 формы: горизонтальную (по однородности и тем знаниям и квалификации, которые требуются от работников)
вертикальную (по числу уровней иерархии в управлении)
пространственную (географическое расположение)
Формализация масштабы использования правил и регулировочных механизмов для управления поведением людей (уровень стандартизации).
Централизация степень концентрации принятия решений на самом высоком уровне организации. Высокий уровень децентрализации обеспечивает более быструю реакцию на события и принятие соответствующих мер (т. к. привлекаются большее число управленцев к решению)
Координация – использование механизмов интеграции (взаимосвязи). Вертикальная интеграция взаимосвязь между разными уровнями
Горизонтальная интеграция между одним уровнем.
Делегирование полномочий – передача части функций и прав принятия решений нижестоящим уровням.
Норма управляемости – число непосредственно подчиненных (около 5-12 чел. на одного руководителя). Зависит от уровня иерархии.
Характеристики системы коммуникационных связей в менеджменте.
В процессе производственной деятельности между сотрудниками фирмы и ее структурными подразделениями, между управляемой и управляющей подсистемами устанавливаются достаточно постоянные производственные связи – коммуникационные.
Они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер.
Коммуникация включает в себя и то «что» передается, и то, как это «что» передается.
«Коммуникация»- от лат.слова «communis» «общее», т.е. объединение в общее.
В целом они характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы.
Требования к этим связям взаимно противоречивы. С одной стороны, для устойчивости работы системы необходимо, чтобы эти связи были стабильны, устойчивы, но, с другой стороны, включение качественно новых агентов производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей, развития их эвристического характера. Таким образом, внутренняя противоречивость в самом характере управления должна быть заключена в структуре и функциональных связях системы управления.
Совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей носит название организационной структуры управления (ОСУ).