double arrow

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодейству­ет. Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленче­ских теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.

На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинако­вое влияние, но в целом та полностью зависит от среды (в то же время обратная си­туация является скорее исключением).

Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением)и фоновым (макроокружением).

Прямое воздействие-

или деловое окружение (микровнешняя среда) образуют те явления, процессы и институты среды, с кото­рыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой орга низации.

Кфакторам косвенного воздействия -

или фоновому окружению (макровнешняя среда) относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большин­ству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а прихо­дится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтра­лизовать негативные последствия.

[Иногда к микровнешней среде относят саму фирму, рассматривая различные ее подразделления, как внешние по отношению к маркетинговой службе. Однако такой подход представляется недостаточно обоснованным].

Микровнешняя среда и внутренняя среда фирмы образуют микросреду.

[В ряде источников понятия макро- и микровнешней среды объединяют в одно понятие "внешняя среда", в противоположность "внутренней среде", которая характеризует состояние самой фирмы. Подробнее см. Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. Учебное пособие. М., ЮНИТИ, 1998].

Факторы макросферы: • экономические • социокультурные факторы: демографические и др • природные • политико-правовые • технологические факторы: научно-технические и др.
  Отраслевые факторы: • потребители • поставщики • конкуренты • рынок рабочей силы  
  Предприятие  
         

Организации всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ре­сурсов (например, изменять направление или темпы развития).

Так, при стабильном окружении у организации преобладает консервативная ориен­тация на повторение прежних действий, принесших успех.

При расширяющемся окружении имеет место производственная ориентация, харак­теризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности.

При плавно изменяющемся окружении преобладает рыночная ориентация (напри­мер, подстройка под изменение конъюнктуры).

При неожиданных дискретных изменениях в окружении на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освое­ние новых технологий, изделий, рынков.

Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в кратко­срочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТУСОМ

Официальная организация Классификационный признак Неофициальная организация
В соответствии с правовым актом Особенности возникновения Спонтанно
Должности Субъекты Личности
Предписанный между должностями Характер связей Свободный между личностями
Правовые нормы Основы регулирования Традиции, обычаи договоренности
Достижение официально объявленных целей в соответствии с потребностями организации Причины создания Реализация личных потребностей участников в поддержке, общении, информации,не удовлетворяемых официальной организацией

6. Организация как система процессов.

7. Интеграционные процессы в менеджменте. Понятие управленческого взаимодействия.

8. Характеристики системы коммуникационных связей. Уровни иерархии в менеджменте. Горизонтальное и вертикальное связи.

9. Понятие организационной структуры. Проектирование организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур.

1. Понятие управленческой структуры

Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев (отделов - органы управления, функциональные отделы и лаборатории, цехи основного, вспомогательного и обслуживающего производства, склады, подсобные и социально-бытовые объекты, рабочие места), составляющих единый хозяйственный объект.

В составе структуры предприятия выделяют организационную и производственную структуры.

Организационная структура – характеризует состав органов управления и их функциональное предназначение в обеспечении эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Производственная структура - состав и взаимосвязи подразделений основного и вспомогательного производств предприятия. Результатом деятельности вспомогательного производства является выпуск продукции (оказание услуг) для подразделений основного производства, необходимых для полноценного функционирования последнего.

Технологическая структура - состав и взаимосвязи подразделений основного производства предприятия. Результатом деятельности основного производства является выпуск профильной для предприятия, т.е. доминирующей по удельному весу в общем объеме производства продукции.

Хозяйственная структура - состав и взаимосвязи подразделений основного, вспомогательного, а также непрофильных производств предприятия. Непрофильными производствами здесь и далее по тексту мы будем считать подсобные хозяйства и объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятия, а также подразделения, утилизирующие отходы основного производства. Подсобные хозяйства предназначены для производства продукции (как правило, продовольствия) с целью удовлетворения потребностей членов трудового коллектива предприятия. Объекты социальной сферы предназначены для оказания услуг (как правило, жилищно-коммунальные, здравоохранение, образование и дошкольное воспитание, культура, отдых, спорт) членам трудового коллектива предприятия

Структура управлениясовокупность взаимосвязей управленческих подразделений предприятия, обеспечивает ее целостность и упорядоченность.

ВИДЫ СТРУКТУР:

Управленческая Совокупность органов управления
Организационная Совокупность подразделений
Социальная Совокупность работников, объединенных по признаку пола, возраста, профессии, образования.
Коммунакационная Совокупность каналов, по которым осуществляется взаимодействие членов организации, обмен информацией
Производственная (технологическая, хозяйственная и т.д.) Совокупность оборудования, материальных и энергетических потоков
Между организационной структурой и структурой управлениясуществует тесная связь: Структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации. Как правило, мероприятия по проектированию или изменению состава самой организации (разукрупнение, объединение, слияние с другими организациями и др.) вызывают необходимость соответствующих перемен в структуре управления.
Структура– это способ организации частей. Функция – это взаимодействие частей. Любая система это единство структуры и функции

Понятие управленческого взаимодействия

В структуре управления выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни.

Элементы - этослужбы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ.

Связи – это отношения между элеметами.

Горизонтальные связи одноуровневые

Вертикальные связи – это связи подчинения при иерархичности подчинения (многоуровневые)

Кроме того структуру управления характеризуют с помощью таких понятий, как сложность,дифференциация, уровни формализации и централизации, механизмы координации.

Сложность определяется по количеству отделов, групп, квалифицированных специалистов и уровней иерархии.

Дифференциация (разделение) работ имеет 3 формы: горизонтальную (по однородности и тем знаниям и квалификации, которые требуются от работников)

вертикальную (по числу уровней иерархии в управлении)

пространственную (географическое расположение)

Формализация масштабы использования правил и регулировочных механизмов для управления поведением людей (уровень стандартизации).

Централизация степень концентрации принятия решений на самом высоком уровне организации. Высокий уровень децентрализации обеспечивает более быструю реакцию на события и принятие соответствующих мер (т. к. привлекаются большее число управленцев к решению)

Координация – использование механизмов интеграции (взаимосвязи). Вертикальная интеграция взаимосвязь между разными уровнями

Горизонтальная интеграция между одним уровнем.

Делегирование полномочий – передача части функций и прав принятия решений нижестоящим уровням.

Норма управляемости – число непосредственно подчиненных (около 5-12 чел. на одного руководителя). Зависит от уровня иерархии.

Характеристики системы коммуникационных связей в менеджменте.

В процессе производственной деятельности между сотрудниками фирмы и ее структурными подраз­делениями, между управляемой и управляющей подси­стемами устанавливаются достаточно постоянные произ­водственные связи – коммуникационные.

Они носят информационный, техно­логический, трудовой, финансовый, управленческий характер.

Коммуникация включает в себя и то «что» передается, и то, как это «что» передается.

«Коммуникация»- от лат.слова «communis» «общее», т.е. объединение в общее.

В целом они характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы.

Требования к этим связям взаимно противо­речивы. С одной стороны, для устойчивости работы системы необходимо, чтобы эти связи были стабильны, ус­тойчивы, но, с другой стороны, включение качественно новых агентов производства, новых факторов производ­ства требует функциональной гибкости, подвижности связей, развития их эвристического характера. Таким образом, внутренняя противоречивость в самом характе­ре управления должна быть заключена в структуре и функциональных связях системы управления.

Совокупность всех элементов и звеньев системы уп­равления и установленных между ними постоянных свя­зей носит название организационной структуры управ­ления (ОСУ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: