double arrow

Работа со специальной литературой

Традиционные методы информационного поиска

Раздел 5 Информационный поиск, оформление и представление результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Научная работа – не только получение новой информации из результатов наблюдения и опыта. Она сама базируется на огромном массиве информации, полученной ранее другими людьми. Умение извлечь из этого материала нужные сведения, быстро сориентироваться в них и рационально ими распорядиться, чтобы не повторять уже проделанную кем-то работу, характеризует работу исследователя.

Знакомство с полученной ранее информацией может идти разными путями. Участие в конференциях и симпозиумах, командировки в различные организации, личные контакты – каждый из этих источников информации важен и нужен. Однако ценнее всего знакомство со специальной литературой. Поэтому необходимо систематическое чтение специальной литературы и обучение методам правильной работы с ней. Желательно выделить для этого занятия определённое время. Контроль этого времени и его обеспечение являются основой личной организации исследовательского процесса. Чтение преследует не ответ на вопросы исследователя, а само эти вопросы формирует.

Систематическое чтение литературы, во-первых, позволяет оценивать уровень работ в своей и смежной областях, знакомит с новыми идеями и методиками, экспериментальными, техническими и технологическими приёмами и аппаратурой. Систематическое чтение, расширяя кругозор, может подсказать области применения идей и результатов, полученных исследователем. Систематическое чтение литературы – это и обеспечение запаса идей на будущее, а также до известной степени заготовка ответов на вопросы, которые могут возникнуть в дальнейшем.

Во-вторых, задачей чтения является поддержание определённого уровня представлений о ходе развития не только своего, но и смежных разделов науки и техники в целом, т.е. непрерывное развитие научного и технического мировоззрения. Заранее трудно предсказать, что и где понадобится исследователю в будущем. В то же время даже людям, далёким от исследовательской работы, известно, что информационные потоки сейчас резко выросли.

Журналы поставляют примерно 40% научно-технической информации. Некоторая её доля поступает к исследователю через книги. Около 24% всех мировых публикаций приходится на долю естественных наук. В этом потоке доля химии составляет 27,8%, то есть 6,7% от всех публикаций. Но считается, что через печатные каналы проходит только 50% научной информации. Остальная её часть содержится в отчётах, авторских заявках, регламентах и т.п.

При чтении научной литературы необходимо следовать определённой иерархической системе. А именно: 1.ряд вопросов должен контролироваться по возможности полностью; 2.некоторый более широкий круг проблем должен только регистрироваться по литературным источникам без детального ознакомления с ними; 3.о более далёких вещах судят по обзорам или просматривая монографии; 4.для усвоения ещё более далёких идей обращаются к рекламной и научно-популярной литературе. В случае необходимости популярная и обзорная литература могут явиться исходным пунктом для серьёзной проработки вопроса. Просмотренный материал может пригодиться в будущем. Поэтому необходимо, чтобы при возникновении потребности, материал можно было легко найти и восстановить в памяти. Соответственно возникает проблема записи и хранения, т.е. систематизации, не только прочитанного, но и просмотренного материала.

Между полученной и осмысленной информацией существует большое различие. Поскольку поиск сопряжён с большими затратами труда, не следует жалеть ещё сколько-то времени на осмысливание тех дополнительных сведений, которые в настоящий момент в вашей работе не нужны, но уже попали вам в руки. Важно сохранить не только саму информацию, но и отношение к ней, т.е. мысли, возникшие при первом соприкосновении с новыми фактами.

Информационные продукты – 1.базы данных (библиографические, фактографические), 2.информационные сети. Научные документы и издания: - текстовые; - графические; - аудиовизуальные; - машиночитаемые.

Считается, что учёный должен тратить до 25% рабочего времени на работу с научно-технической литературой. Известно, что многие учёные наиболее высокой квалификации отдают этой работе ещё больше времени (поиск и выдача научной информации – до 60% времени, проведение эксперимента – до 70%). Начинающий исследователь почти никогда не может систематически выделять столько времени информационно-поисковой работе, и вопрос о наиболее эффективной организации этой работы приобретает для него большое значение.

Имеется четыре основных этапа в работе с литературой:

1) отыскание в потоке информации необходимых источников;

2) непосредственная работа с источником;

3) выделение нужных сведений;

4) обеспечение и хранения.

При работе с текущей литературой нужен иерархический подход:

1) прежде всего нужно просматривать все узкоспециальные журналы, имеющие прямое отношение к вашей непосредственной работе;

2) общие журналы по проблеме;

3) обзорные журналы по соответствующим отраслям знания;

4) реферативные издания и новые книжные поступления.

Довольно быстро обнаруживается, что основная масса публикаций по конкретному вопросу сосредоточена в малом числе журналов. Именно за ними необходимо пристально следить. Также можно определить группу журналов, где статьи по интересующему вас вопросу появляются периодически. Небольшая часть публикаций остаётся разбросанной по массе смежных и даже случайных журналов. Выявить публикуемые в них интересные для вас работы помогут реферативные журналы.

Полезно просматривать как российские, так и зарубежные реферативные издания. Для технологов такими являются «Химия» (РФ) и «Chemical Abstracts» (США). В ряде случаев рефераты химических статей попадают в РЖ смежных наук, например «Металлургия». Полезным источником могут явиться «Летопись журнальных статей» и подобные ей библиографические издания.


Сейчас читают про: