Дискуссии о критериях прогресса

Прогресс – это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостной системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Прогрессивное развитие выступает как относительная форма развития: её противоположностью является регрессивное развитие, т.е. необратимое изменение, идущее по нисходящей линии, по направлению утраты полноты, совершенства. Энгельс: «Точное представление о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путём, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и регрессивными» (Т.20, С.22). Относительность прогресса заключается также и в том, что изменения, являющиеся прогрессивными для одних субъектов истории (классов, наций, социальных групп и т.п.), выступают как регрессивные для других. Что значит «общественный прогресс»? — Ведь нации, классы, индивиды относятся к явлениям общественным; но прогресс индивида, к примеру, имеет свои характеристики и критерии, отнюдь не совпадающие с таковыми применительно к человечеству в целом.

Таким образом, говоря об общественном прогрессе, чаще всего имеется в виду восходящее развитие всего общества как некоей целостности, направление развития всего человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых происходит переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Вопрос в том, так ли именно осуществляется развитие человеческого общества; если да, то какова его первопричина? (Правда, существует ещё один вопрос: Насколько адекватно, объективно способны люди смоделировать направление собственного развития как некоей целостности?)

В марксизме выстраивается такая модель обоснования прогрессистской версии:

1. Для ответа на вопрос о направленности истории необходимо знать, чем определяются желания и действия миллионов людей (человечества). Энгельс: «Каков бы ни был ход истории люди делают её так: каждый преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог этого множества действующих по различным направлениям стремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир – это именно и есть история. Вопрос сводится, стало быть, также к тому, чего хочет это множество отдельных лиц...Но действующие в истории многочисленные отдельные стремления в большинстве случаев вызывают не те последствия, которые были желательны, а совсем другие, часто прямо противоположные тому, что имелось в виду, так что и эти побуждения, следовательно, имеют по отношению к конечному результату лишь подчинённое значение» (Т.21, С.306). Т.е. требуется ответить на вопрос о первопричинах, порождающих этот «конечный результат». Энгельс: «Какие движущие силы скрываются, в свою очередь, за этими побуждениями, каковы те исторические причины, которые в головах действующих людей принимают форму данных побуждений» (там же).

2. Марксизм называет эти причины – потребности и интересы. Маркс, разделив все человеческие потребности на две группы: естественные и исторические (или, как он её называет, «потребность, созданная исторически»). К первой группе он относит те потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения и воспроизведения жизни человека как природного, биологического существа; эти потребности ограничены собственной природой человека. Ко второй группе относятся социальные и духовные потребности; их удовлетворение необходимо для сохранения и воспроизведения человека как социального существа, причём реализовать их возможно лишь в рамках общества. В отличие от естественных исторические потребности безграничны, отсюда безграничен общественный и интеллектуальный прогресс. «Сама удовлетворённая первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретённое орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» (Т.3, С.27) – своего рода закон возвышения потребностей.

3. Важно отметить, что сами люди не свободны в выборе своих естественных и исторических потребностей — удовлетворение и первой, и второй групп потребностей является для них естественной и исторической необходимостью. Действуя в рамках этой естественноисторической необходимости, стремясь удовлетворить возрастающие потребности, человечество осуществляет тем самым общественный прогресс.

I группа авторов – сама постановка вопроса о едином критерии прогресса неправомерна в силу сложности человеческого общества.

Шафф (Польша): «различные области общественной жизни, несмотря на существующие между ними связи, не имеют для оценки прогресса никакой однородной системы ценностей ни общей шкалы измерения».

II группа авторов – возможен единый общесоциологический критерий прогресса; однако, при формулировке его выявляются разные точки зрения:

1. Развитие производительных сил (Ленин: «интересы развития производительных сил).

а/ производительность труда (ясность, верифицируемость).

2. Способ производства в целом (т.е. производительные силы и производственные отношения).

3. Развитие человеческой личности, его свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: