Вопрос 8

Методы стоимостного измерения, формы бухгалтерского учета;

В зависимости от вида и обьема деятельности на предприятии пременяется определенное количество регистров. Их строение, взаимосвязь, последовательность и способы записи хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.

Этапы учётной регистрации.

1. Получение первичных бухгалтерских документов.

2. Группировка бухгалтерских документов по признаку однородности, например:

3. по учёту заработной платы (сч.70) -расчётно-платёжные ведомости;

4. по приходу материалов (Д10) – приходные ордера;

5. по расходу материалов (К10) – акты на списание, накладная на отпуск материалов;

6. по приходу основных средств (Д01) – акты приёмки-передачи, счета-фактуры.

7. Составление и фиксация на документах бухгалтерской проводки.

8. Занесение в книгу регистрации хозяйственных операций в хронологическом порядке.

9. Регистрация бухгалтерских документов, т.е. отражение их сумм в учётных регистрах, например, в журналах-ордерах, ведомостях и т.д.

10. Арифметические действия: подсчёт, расчёт, подведение итогов.

11. Составление итогового учётного регистра (оборотно-сальдовой ведомости по счетам синтетического учёта и Главной Книги).

12. Сверка данных Главной Книги с данными в учётных регистрах.

13. Составление бухгалтерского баланса и форм отчётности.

14. Передача учётных регистров и документов на хранение.

Например, за отчётный период собраны в отдельные папки по счёту 50 приходные и расходные ордера. Далее записываем всё в карточку (мемориальный ордер):

Мемориальный ордер по счёту 50.

Занесём в мемориальный ордер следующие записи:

1) Получены в кассу денежные средства с расчётного счёта: Д50 К 51 100

2) Получено в кассу от покупателя: Д50 К62 200

3) Получено в кассу от подотчётного лица: Д50 К 71 300

4) Выдана из кассы заработная плата: Д70 К50 50

5) Оплачен из кассы счёт поставщика: Д60 К50 200

6) Внесено из кассы на расчётный счёт: Д51 К50 100

СН

Мемориальный ордер по счёту 50.

Мемориальные ордера при этой форме составляются на основании месячных итогов журналов, а также по отдельным документам, составленным по операциям немассового характера. При составлении мемориальных ордеров нужно соблюдать следущее:

1). Мемориальный ордер составляется только по дебету или только по кредиту одного счета;

2). Корреспондирующие счета указываются по порядку возрастания номеров;

3). Перед составлением необходимо сверять встречные суммы по ранее составленным мемориальным ордерам, чтобы они не были отнесены на счета дважды.

После составления мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал и Главную книгу, где ведется синтетический учет. Hа каждый синтетический счет отводятся отдельне страницы. Записи производятся и по дебету и по кредиту с указанием даты и номера мемориальных ордеров, шифров корреспондирующих счетов, частных и общих сумм. По каждому счету за месяц подсчитываются обороты и определяется сальдо. Это дает возможность сверить итоговые показатели счетов с данными аналитического учета. Hа основании оборотов и сальдо по учетам Главной книги составляется оборотная ведомость, которая используется для составления бухгалтерского баланса.

Hедостатком этой формы состоят в том, что приходится составлять большое количество мемориальных ордеров и неоднократно записывать одни и те же данные в учетные регистры. Раздельное ведение синтетических и аналитических регистров к отставанию аналитического от синтетического.

2) Hаиболее распространенной формой бухгалтерского учета является журнально-ордерная форма. Используется с 1950-х гг. В качестве основных регистров используются журналы-ордера. В каждом из них в течение месяца записываются операции по принципу накопления на основании первичных документов или вспомогательных ведомостей. Записи в журналы-ордера производятся по кредитовому признаку в разряде корреспондирующих счетов.

В конце месяца в журналах ордерах подсчитываются итоги, которые записываются в Главную книгу. При этом журнал выполняет роль ордера. Кредитовые обороты по счету отражаются одной записью из соответствующего журнала-ордеров.

В дополнении к некоторым журналам-ордерам составляются накопительные дебетовые ведомости, записи в которых осуществляются в разряде корреспондирующих счетов. В большинстве журналов-ордеров и накопительных ведомостей синтетический учет совмещается с аналитическими. По некоторым счетам аналитический учет ведется на карточках.

Главна книга, журнал-ордер и оборотные ведомости аналитического учета служат основанием для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в журналах-ордерах видна корреспонденция счетов, чего нет в мемориальных ордерах.

Недостаток журнально-ордерной формы: громоздкость журналов-ордеров. Для малых предприятий, где сравнительно небольшой объём учётных работ, их ведение нецелесообразно.

3) Простая форма бухгалтерского учёта.

Введена в 1980-е гг. в связи с распространением малого предпринимательства.

Ведётся только один регистр “Книга учёта хозяйственных операций”.

4) Учёт на ведомостях (упрощённая форма бухгалтерского учёта).

Для малых предприятий, у которых есть имущество (материалы на балансе) целесообразно вести эту форму (рекомендована Министерством финансов).

5) В настоящее время в предприятиях используются электронно-вычислительные машины. Это позволяет внедрять автоматизированные формы бухгалтерского учета. Hа предприятиях создаются автоматизированные рабочие места бухгалтеров (АРМ).

Вопрос 9.Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Текущий бухгалтерский учет заканчивается составлением бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность - это система показателей финансово-хозяйственной деятельности и имущественного положения предприятия.

бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

отчетная дата - дата, по состоянию, на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

пользователь бухгалтерской отчетности - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Следует иметь в виду, что при единстве принципов ведения бухгалтерского учета и отчетности различают четыре формы составления бухгалтерских балансов и отчетности применительно к предприятию, финансово-кредитному учреждению (банку), страховой компании, организации; бюджетному учреждению. Необходимо отметить, что есть некоторые особенности в формировании бухгалтерской отчетности инвестиционными организациями.

Для организаций различных видов деятельности общими формами отчетности являются: бухгалтерский баланс организации; отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств организации; пояснительная записка.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность имеет большое значение для внутренних и внешних пользователей. Внутренние пользователи (руководитель, служащие предприятия) на основании отчетности производят анализ финансово-хозяйственной деятельности, изыскивают резервы по ее совершенствованию, повышению рентабельности, финансовой устойчивости. Внешние пользователи используют отчетность предприятия при заключении договоров для определения платежеспособности предприятия и ликвидности его имущества. Ликвидность активов означает, что предприятие имеет достаточно имущества, чтобы возвратить долги. К внешним пользователям относятся инвесторы, поставщики, кредиторы, банки, налоговые органы и другие.

В зависимости от периодичности составления бухгалтерская отчетность подразделяются на годовую и квартальную.

В Законе о бухгалтерском учете ст. 13 изложен состав бухгалтерской отчетности. В соответствии с этой статьей бухгалтерская отчетность предприятий состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

д) пояснительной записки.

В балансе предприятия отражаются остатки средств предприятия и их источников формирования.

В отчете о прибылях и убытках указывается выручка предприятия, полученная за отчетный период, расходы от реализации, внереализационные доходы и расходы, и финансовый результат деятельности предприятия, т.е. прибыль и убыток.

В приложениях отражается движение собственного капитала, заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств и другие.

Предприятие обязаны предоставлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством. Конкретная дата предоставления отчетности определяется учредительными документами.

Стандарты, относящиеся к составлению бухгалтерской отчетности, представляют собой описание:

целей составления отчетности;

ее качественных характеристик (своевременность, достоверность, сравнимость и т. п.);

элементов каждого вида отчетности (активы, собственный капитал, обязательства, прибыль и т. п.);

методов учета и количественной оценки (периодичность, используемые единицы измерения, принцип отнесения затрат к тому периоду, в котором они производились и т. п.).

Вопрос 10.Организация бухгалтерского учета;

Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъ­ект, созданный в порядке, установленном законом, для производст­ва продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлет­ворения общественных потребностей и получения прибыли

Хозяйственная деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйствен­ных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материа­льно-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средст­ва. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на предприятии — основные и оборотные средства в их движении, расчетно-кредитные отношения, выпуск продукции, затраты на ее производство, себестоимость выработанной продукции в целом и по отдельным видам, труд работников и причитающаяся им заработная плата, результаты хозяйственной деятельности.

Эти документы универсальны, они определяют общие правила организации и ведения бухгалтерского учета и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лица­ми, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.

Вместе с тем названные документы предусматривают и право предприятий на основе этих нормативов самостоятельно опреде­лять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, от­раслевых особенностей, специфики сферы и характера деятель­ности, квалификации персонала и других задач.

Практическая реализация такой самостоятельности выража­ется в обязательной разработке собственной учетной политики предприятия на очередной отчетный год, в которой должны быть определены правила и порядок учета заготовления и приобрете­ния материальных ценностей и их оценки, учета затрат на произ­водство и калькулирования себестоимости продукции, ее оценки и реализации, критерии отнесения предметов к основным средст­вам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам, изно­са МБП и др. К вопросу учетной политики относится и разработ­ка рабочего Плана счетов бухгалтерского учета.

После утверждения учетной политики руководителем пред­приятия она приобретает статус юридического документа.

Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку докумен­тов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных ре­гистрах и на их основе — составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о производственно-хозяйствен­ной деятельности предприятия позволяет руководителям опера­тивно воздействовать на ход производства, принимать соответ­ствующие меры для повышения экономических показателей ра­боты предприятия (производительности труда, прибыли).

В бухгалтерии предприятия, как правило, имеются:

расчетная группа, работники которой на основании первич­ных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда и фонда потребления, ведут учет расчетов по отчислениям на социальное страхование и обеспечение по отчис­лениям в Пенсионный фонд, в фонд занятости и др.;

материальная группа, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками ма­териалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и использования и т. д.

На небольших предприятиях в материальной группе ведется учет основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и готовой продукции, на крупных предприятиях для обработки данных этого участка учета создаются отдельные группы;

производственно-калькуляционная группа, работники которой ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фак­тическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность; определяют состав затрат на незавершенное произ­водство;

общая группа, работники которой осуществляют учет оста­льных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерс­кую отчетность.

На крупных предприятиях выделяется финансовая группа, ра­ботники которой ведут учет денежных средств и расчетов с предприятиями, организациями и отдельными лицами.

Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем цехам и отделам предприятия. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета.

Бухгалтерия представляет систематическую информацию о работе предприятия и отдельных его подразделений руководству предприятия (подразделений) и совету (правления) предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: