Методы стоимостного измерения, формы бухгалтерского учета;
В зависимости от вида и обьема деятельности на предприятии пременяется определенное количество регистров. Их строение, взаимосвязь, последовательность и способы записи хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.
Этапы учётной регистрации.
1. Получение первичных бухгалтерских документов.
2. Группировка бухгалтерских документов по признаку однородности, например:
3. по учёту заработной платы (сч.70) -расчётно-платёжные ведомости;
4. по приходу материалов (Д10) – приходные ордера;
5. по расходу материалов (К10) – акты на списание, накладная на отпуск материалов;
6. по приходу основных средств (Д01) – акты приёмки-передачи, счета-фактуры.
7. Составление и фиксация на документах бухгалтерской проводки.
8. Занесение в книгу регистрации хозяйственных операций в хронологическом порядке.
9. Регистрация бухгалтерских документов, т.е. отражение их сумм в учётных регистрах, например, в журналах-ордерах, ведомостях и т.д.
|
|
10. Арифметические действия: подсчёт, расчёт, подведение итогов.
11. Составление итогового учётного регистра (оборотно-сальдовой ведомости по счетам синтетического учёта и Главной Книги).
12. Сверка данных Главной Книги с данными в учётных регистрах.
13. Составление бухгалтерского баланса и форм отчётности.
14. Передача учётных регистров и документов на хранение.
Например, за отчётный период собраны в отдельные папки по счёту 50 приходные и расходные ордера. Далее записываем всё в карточку (мемориальный ордер):
Мемориальный ордер по счёту 50.
Занесём в мемориальный ордер следующие записи:
1) Получены в кассу денежные средства с расчётного счёта: Д50 К 51 100
2) Получено в кассу от покупателя: Д50 К62 200
3) Получено в кассу от подотчётного лица: Д50 К 71 300
4) Выдана из кассы заработная плата: Д70 К50 50
5) Оплачен из кассы счёт поставщика: Д60 К50 200
6) Внесено из кассы на расчётный счёт: Д51 К50 100
СН –
Мемориальный ордер по счёту 50.
Мемориальные ордера при этой форме составляются на основании месячных итогов журналов, а также по отдельным документам, составленным по операциям немассового характера. При составлении мемориальных ордеров нужно соблюдать следущее:
1). Мемориальный ордер составляется только по дебету или только по кредиту одного счета;
2). Корреспондирующие счета указываются по порядку возрастания номеров;
3). Перед составлением необходимо сверять встречные суммы по ранее составленным мемориальным ордерам, чтобы они не были отнесены на счета дважды.
После составления мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал и Главную книгу, где ведется синтетический учет. Hа каждый синтетический счет отводятся отдельне страницы. Записи производятся и по дебету и по кредиту с указанием даты и номера мемориальных ордеров, шифров корреспондирующих счетов, частных и общих сумм. По каждому счету за месяц подсчитываются обороты и определяется сальдо. Это дает возможность сверить итоговые показатели счетов с данными аналитического учета. Hа основании оборотов и сальдо по учетам Главной книги составляется оборотная ведомость, которая используется для составления бухгалтерского баланса.
|
|
Hедостатком этой формы состоят в том, что приходится составлять большое количество мемориальных ордеров и неоднократно записывать одни и те же данные в учетные регистры. Раздельное ведение синтетических и аналитических регистров к отставанию аналитического от синтетического.
2) Hаиболее распространенной формой бухгалтерского учета является журнально-ордерная форма. Используется с 1950-х гг. В качестве основных регистров используются журналы-ордера. В каждом из них в течение месяца записываются операции по принципу накопления на основании первичных документов или вспомогательных ведомостей. Записи в журналы-ордера производятся по кредитовому признаку в разряде корреспондирующих счетов.
В конце месяца в журналах ордерах подсчитываются итоги, которые записываются в Главную книгу. При этом журнал выполняет роль ордера. Кредитовые обороты по счету отражаются одной записью из соответствующего журнала-ордеров.
В дополнении к некоторым журналам-ордерам составляются накопительные дебетовые ведомости, записи в которых осуществляются в разряде корреспондирующих счетов. В большинстве журналов-ордеров и накопительных ведомостей синтетический учет совмещается с аналитическими. По некоторым счетам аналитический учет ведется на карточках.
Главна книга, журнал-ордер и оборотные ведомости аналитического учета служат основанием для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в журналах-ордерах видна корреспонденция счетов, чего нет в мемориальных ордерах.
Недостаток журнально-ордерной формы: громоздкость журналов-ордеров. Для малых предприятий, где сравнительно небольшой объём учётных работ, их ведение нецелесообразно.
3) Простая форма бухгалтерского учёта.
Введена в 1980-е гг. в связи с распространением малого предпринимательства.
Ведётся только один регистр “Книга учёта хозяйственных операций”.
4) Учёт на ведомостях (упрощённая форма бухгалтерского учёта).
Для малых предприятий, у которых есть имущество (материалы на балансе) целесообразно вести эту форму (рекомендована Министерством финансов).
5) В настоящее время в предприятиях используются электронно-вычислительные машины. Это позволяет внедрять автоматизированные формы бухгалтерского учета. Hа предприятиях создаются автоматизированные рабочие места бухгалтеров (АРМ).
Вопрос 9.Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
Текущий бухгалтерский учет заканчивается составлением бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность - это система показателей финансово-хозяйственной деятельности и имущественного положения предприятия.
бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;
отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
отчетная дата - дата, по состоянию, на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
пользователь бухгалтерской отчетности - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
|
|
Следует иметь в виду, что при единстве принципов ведения бухгалтерского учета и отчетности различают четыре формы составления бухгалтерских балансов и отчетности применительно к предприятию, финансово-кредитному учреждению (банку), страховой компании, организации; бюджетному учреждению. Необходимо отметить, что есть некоторые особенности в формировании бухгалтерской отчетности инвестиционными организациями.
Для организаций различных видов деятельности общими формами отчетности являются: бухгалтерский баланс организации; отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств организации; пояснительная записка.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность имеет большое значение для внутренних и внешних пользователей. Внутренние пользователи (руководитель, служащие предприятия) на основании отчетности производят анализ финансово-хозяйственной деятельности, изыскивают резервы по ее совершенствованию, повышению рентабельности, финансовой устойчивости. Внешние пользователи используют отчетность предприятия при заключении договоров для определения платежеспособности предприятия и ликвидности его имущества. Ликвидность активов означает, что предприятие имеет достаточно имущества, чтобы возвратить долги. К внешним пользователям относятся инвесторы, поставщики, кредиторы, банки, налоговые органы и другие.
В зависимости от периодичности составления бухгалтерская отчетность подразделяются на годовую и квартальную.
В Законе о бухгалтерском учете ст. 13 изложен состав бухгалтерской отчетности. В соответствии с этой статьей бухгалтерская отчетность предприятий состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.
д) пояснительной записки.
|
|
В балансе предприятия отражаются остатки средств предприятия и их источников формирования.
В отчете о прибылях и убытках указывается выручка предприятия, полученная за отчетный период, расходы от реализации, внереализационные доходы и расходы, и финансовый результат деятельности предприятия, т.е. прибыль и убыток.
В приложениях отражается движение собственного капитала, заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств и другие.
Предприятие обязаны предоставлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством. Конкретная дата предоставления отчетности определяется учредительными документами.
Стандарты, относящиеся к составлению бухгалтерской отчетности, представляют собой описание:
целей составления отчетности;
ее качественных характеристик (своевременность, достоверность, сравнимость и т. п.);
элементов каждого вида отчетности (активы, собственный капитал, обязательства, прибыль и т. п.);
методов учета и количественной оценки (периодичность, используемые единицы измерения, принцип отнесения затрат к тому периоду, в котором они производились и т. п.).
Вопрос 10.Организация бухгалтерского учета;
Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли
Хозяйственная деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на предприятии — основные и оборотные средства в их движении, расчетно-кредитные отношения, выпуск продукции, затраты на ее производство, себестоимость выработанной продукции в целом и по отдельным видам, труд работников и причитающаяся им заработная плата, результаты хозяйственной деятельности.
Эти документы универсальны, они определяют общие правила организации и ведения бухгалтерского учета и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.
Вместе с тем названные документы предусматривают и право предприятий на основе этих нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности, квалификации персонала и других задач.
Практическая реализация такой самостоятельности выражается в обязательной разработке собственной учетной политики предприятия на очередной отчетный год, в которой должны быть определены правила и порядок учета заготовления и приобретения материальных ценностей и их оценки, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, ее оценки и реализации, критерии отнесения предметов к основным средствам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам, износа МБП и др. К вопросу учетной политики относится и разработка рабочего Плана счетов бухгалтерского учета.
После утверждения учетной политики руководителем предприятия она приобретает статус юридического документа.
Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе — составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы предприятия (производительности труда, прибыли).
В бухгалтерии предприятия, как правило, имеются:
расчетная группа, работники которой на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда и фонда потребления, ведут учет расчетов по отчислениям на социальное страхование и обеспечение по отчислениям в Пенсионный фонд, в фонд занятости и др.;
материальная группа, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и использования и т. д.
На небольших предприятиях в материальной группе ведется учет основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и готовой продукции, на крупных предприятиях для обработки данных этого участка учета создаются отдельные группы;
производственно-калькуляционная группа, работники которой ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность; определяют состав затрат на незавершенное производство;
общая группа, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность.
На крупных предприятиях выделяется финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с предприятиями, организациями и отдельными лицами.
Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем цехам и отделам предприятия. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета.
Бухгалтерия представляет систематическую информацию о работе предприятия и отдельных его подразделений руководству предприятия (подразделений) и совету (правления) предприятия.