Пари Паскаля

Аргумент от намерения

1. Мир очень сложно устроен.

2. Такая сложность не может быть случайной. Она разумно организована.

3. Единственный, кто может разумно устроить весь мир – Бог.

Аргумент от намерения до сих пор очень распространен; его продолжат использовать проповедники разных религий.

Сторонники этого аргумента отстаивают креационизм (от лат. creatio — создание, сотворение)– установку, что мир появился в результате божественного творения.

Им противостоят эволюционисты – сторонники теории эволюции.

Эволюционисты считают, что объяснение сложности мира возможно без обращения к Богу. Например, в книге Р.Докинза «Слепой часовщик» «в популярной и доходчивой форме показано, как из первозданной Простоты без участия какого-либо разумного существа может возникнуть высокоорганизованная Сложность. Часовщик, упомянутый в заглавии книги, взят из известного трактата богослова XVIII века Уильяма Пейли, доказывавшего, что часы не могут появиться самопроизвольно и спонтанно, а только как плод разума и усилий сознательного существа (часовщика); таким образом, еще более сложные (чем часы) живые существа могут быть созданы лишь волей и разумом Творца. Докинз в своей книге показывает, что естественный отбор (при условии достаточного времени и способности запоминать относительно успешные промежуточные результаты) может достичь не менее впечатляющих результатов. В книге также показываются конкретные механизмы, реализующие такой нарастающий отбор, даются ответы на часто задаваемые вопросы по эволюционной теории» (Википедия).

Замечу, что спор не может быть логичным, так как вера в Бога и естествознание – разные области проявления способностей человека. Это как пытаться выяснить абстрактное превосходство борца или шахматиста, ведь каждый силен на своем поле.

Вера в Бога может легко сочетаться с теорией эволюции, если принять, что последняя и есть процесс развития сотворенного мира.

Хотя часть верующих продолжают отстаивать позицию, что человек не произошел от обезьяны.

Знаменитый французский математик и философ в своей работе «Мысли» говорит о том, что верить в Бога выгодно, мы ничего не теряем от такой веры, если она окажется ложной.

«Но как быть с вечным блаженством? Взвесим наш возможный выигрыш или проигрыш, если вы поставите на орла, то есть на Бога. Сопоставим тот и другой: выиграв, вы выиграете все, проиграв, не потеряете ничего. Ставьте же, не колеблясь, на Бога!...

Итак, чем вы рискуете, сделав такой выбор? Вы станете честным, неспособным к измене, смиренным, благодарным, творящим добро человеком, способным к нелицеприятной, искренней дружбе. Да, разумеется, для вас будут заказаны низменные наслаждения — слава, сладострастие, - но разве вы ничего не получите взамен? Говорю вам, вы много выиграете даже в этой жизни, и с каждым шагом по избранному пути все несомненнее будет для вас выигрыш и все ничтожнее то, против чего вы поставили на несомненное и бесконечное, ничем при этом не пожертвовав» (Б.Паскаль. Мысли).

Но действительно ли человеку выгодно верить в Бога, ведь нередко такая вера связана с ограничениями своей жизни?

2.2 «Житейские» аргументы

Я думаю, что верующие не верят в Бога просто так. Есть какие-то причины, по которым они пришли к вере, и почему их вера продолжает существовать. Эти причины не обязаны быть доказательствами существования Бога. Но они подталкивают людей к вере, и нередко служат подтверждением правильности веры. Основные такие причины мы и исследуем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: