Рецензенты 1 страница

Е.Б. Дондокова

доктор экономических наук

зав. кафедрой экономической теории, ВСГТУ

И.Г. Сангадиева

доктор экономических наук

зав. кафедрой экономической теории, БГСХА

История экономических учений: текст лекций, словарь, тесты /сост. С.Б. Санданова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. – 134 с.

Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних специальных учреждений, изучающих курс истории экономических учений.

Изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мысли

Дж.М. Кейнс

Сомнение относительно собственного мнения, уважение к мнению других – вот исходное условие всякого прогресса в науке

Франц.экономист М. Алле

Тенденция к разнообразию служит главной причиной прогресса

А. Маршалл

Лекция 1

  1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ.
  2. Экономические учения эпохи дорыночной экономики:

· экономическая мысль Востока;

· античная экономическая мысль;

· экономическая мысль средневековья.

Всякое знание по своей природе исторично и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений.

На сегодня сложилось довольно определенное представление о законах функционирования рыночной экономики. Эти закономерности подробно описаны в учебниках по экономической теории. Однако не случайно такое важное место в экономическом образовании отведено курсу истории экономических учений. Было бы неправильно недооценивать экономистов прошлых эпох только потому, что сейчас мы знаем гораздо больше: ведь этими знаниями, инструментами, теоретическими подходами мы обязаны им.

История экономических учений – это неотъемлемое звено курса «экономическая теория». Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.

Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, индукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, системный, математического моделирования и др.

Свое начало история экономических учений берет со времени древнего мира, т.е. с появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке и технике постоянно обновляется и совершенствуется экономическая теория.

Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе и экономической культуры. Пожелаю вам «выносливости верблюда и терпения святого», без чего вам, по выражению американского экономиста Хайлбронера, невозможно одолеть некоторые серьезные труды по экономической теории. Если же быть серьезным, то надо предупредить: некоторые умственные усилия понадобятся для усвоения содержания курса.

Исходя из логики научного анализа и особенностей эволюции экономической науки в курсе истории экономических учений правомерно выделить следующие 3 раздела: 1. экономические учения эпохи дорыночной экономики; 2. экономические учения эпохи стихийной рыночной экономики; 3. экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики.

Первый раздел включает в себя характеристику экономической мысли в период древнего мира и средневековья, особенностью которых было господство натурального хозяйства и экстенсивный характер воспроизводства. В эту эпоху экономическая наука еще объективно не могла сформироваться, а в качестве выразителей экономической мысли выступали, как правило, философы, правители государств, религиозные идеологи, чьи воззрения объединяло неприятие рыночных отношений.

В этом же разделе рассматривается особый период в развитии экономической мысли – меркантилизм, который явился первой теоретической концепцией рыночного хозяйства, зародившейся в недрах натурального хозяйства. С этого времени по существу и произошло обособление экономической теории в самостоятельное звено отраслей науки. Ее называли в ту пору «политическая экономия», а основным теоретико-методологическим принципом являлся протекционизм.

Второй раздел истории экономических учений охватывает периоды эволюции школ и направлений экономической мысли, придерживавшихся теоретико-методологических принципов laissez faire, т.е. принципов ничем не ограниченной свободы предпринимательской деятельности. Именно в эту эпоху возникли «бесспорные», как казалось, положения «невидимой руки» А. Смита и «закона рынков» его последователя -Ж.Б. Сэя. Ведь почти 200 лет классики и затем около половины столетия неоклассики не допускали в своих научных изысканиях возможности государственного вмешательства в экономические процессы.

Третий раздел истории экономических учений образуют новейшие теоретико-методологические достижения двадцатого столетия, связанные с творческим наследием авторов вновь появившегося социально-институционального направления, а также новых лидеров неоклассического направления.

Наиболее значимым достижением экономической мысли ХХ в. стали, пожалуй, концептуальные решения государственного вмешательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в экономической литературе подразделяют на кейнсианские и неолиберальные и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», монетарных экономических доктринах «рейганомика», «тэтчеризм», концепции «неоклассического синтеза» и т.д.

Направления, течения и школы современной экономической мысли выражают, таким образом, все многообразие взглядов на проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики, что одновременно свидетельствует и об альтернативных возможностях для их практического воплощения в жизнь. В этой связи весьма уместно знаменитое напутствие профессора Кембриджского университета Дж. Робинсон, по словам которой, «смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам».

В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели мировой цивилизации.

Уже тогда, в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширились масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной форм собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.

Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». Причем выразителями подобного рода воззрений и в древневосточных, и в античных странах были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.

Письменные источники, позволяющие судить об экономической мысли Древнего Востока, с известной долей условности можно разделить на две большие группы: непосредственно отражающие хозяйственную деятельность и представляющие попытку осмыслить эту хозяйственную деятельность. В письменных источниках, относящихся к первому типу, фиксировались данные, необходимые для управления государственным хозяйством и отражалась повседневная практика. Это переписи населения, земельные кадастры, многочисленные документы хозяйственной отчетности и различные юридические акты, оформлявшие имущественные отношения (покупка земли, наем работников, долговые обязательства и т.д.). Другой тип письменных источников появился в древнем мире далеко не сразу. Первоначально осмысление хозяйственной деятельности происходило в рамках общего религиозно-мифологического творчества. Древневосточная литература наполнена многообразными иносказаниями, символами. Это обусловлено не только общим уровнем развития культуры, но и самим характером письменности, которая была не фонетической, а иероглифической.

Характерной чертой древневосточной литературы является ее государственно-нормативный характер. В этом своеобразно отразился строй древневосточных деспотий, в которых человек терялся в толпе подданных. Действительность в письменных источниках отражалась главным образом в той мере, в какой она имела непосредственное отношение к царю. Важное место в древневосточных источниках занимают вопросы организации и управления государственным хозяйством («Артхашастра», «Гуан-цзы»). Поэтому многие письменные источники носят нормативный характер, в них отразилась суровая дисциплина всего восточного общества (регламентация хозяйственной жизни, нормирование труда, быта царских земледельцев). Догматический характер древневосточной литературы состоит также в том, что для нее типичен как традиционализм формы, так и априорное, бездоказательное содержание. «…У мифа нет той универсальности и ясности, которая присуща теоретической формулировке. Он конкретен, хотя и претендует на неопровержимость своей правоты. Он требует признания от верующего и не претендует на оправдание перед судом критикующего».

К числу несомненных достижений древневосточной экономической мысли следует отнести появление самостоятельных, специальных сочинений, посвященных управлению государством и государственным хозяйством, а также произведений, направленных на поддержание стабильности в государстве и обществе.

Значительны успехи древневосточной мысли и в становлении конкретных экономических дисциплин (учета и анализа хозяйственной деятельности, статистики, аграрной науки, управления).

Наибольшей известностью обладает такой источник древневосточной экономической мысли как законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э. Они были высечены на черном базальтовом камне, вместившем 282 статьи закона. Хотя законы не отражают всего многообразия правоотношений старовавилонского общества, тем не менее они являются подлинной энциклопедией жизни жителей Вавилонии ХУШ в. до н.э. Главным лейтмотивом законов является защита собственности граждан Вавилона. Наиболее интересными для характеристики экономической мысли жителей Месопотамии следует признать группы статей, в которых рассматриваются вопросы защиты собственности вавилонских граждан, аренды, ростовщичества и найма.

В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

  • посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
  • за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов;
  • срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
  • предел процента денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной - 33% ее первоначальной суммы.

Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличие от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

(ок. 551-479 до н. э.)

Конфуций (Кун-Цзы) происходил из обедневшего знатного рода, в молодости был мелким чиновником, затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конфуция изложены в его сборнике "Лунь юй" ('Беседы и суждения').

Главным в конфуцианстве были вопросы этики и управления государством. Конфуций создал учение о совершенном человеке – благородном муже. Последний почтителен к родителям и уважителен со старшими, он не будет выступать против вышестоящих. Уважение к старшим – одна из основных черт идеального человека. Такой человек гуманен и обладает чувством долга. Его гуманность проявляется в скромности, справедливости, сдержанности. Он относится ко всем одинаково. Благородный муж знает только долг, а низкий – только выгоду. Конфуций полагал, что моральное совершенствование человека является той основой, на которой должно строиться управление государством. Подход, изложенный Конфуцием, сейчас называется просвещенным патернализмом (лат. – отец)

Трактат «Гуан-цзы» занимает особое место в истории общественной мысли Китая. В начале 1У в. правитель могущественного царства Ци основал своего рода академию – «Дворец наук у западных ворот», где работало несколько тысяч ученых. Ученые академии написали более 500 сочинений, которые были объединены общим названием «Гуан-цзы». До нас дошло лишь 76 глав этого поистине энциклопедического труда. Авторы трактата, изучив действие товарно-денежных отношений, предлагали использовать их при создании механизма стабилизации натурального хозяйства: государство, создавая хлебохранилища, должно выравнивать товарные цены на хлеб, накапливая до половины всего хлеба. Государство должно накапливать фонды в период дешевизны хлеба и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну большие прибыли (принцип уравновешивания). В работе осуществлялась попытка установления шкалы качества земли (прообраз современных кадастров), предлагалось заменить налоговые поступления в казну прибылью от эксплуатации природных ресурсов. Большой интерес представляло исследование денежного хозяйства. Авторы трактата не только открыли противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применять для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

Интересной особенностью "Гуань-цзы", отличающей этот трактат от других аналогичных произведений того времени, является глубокое понимание работы рыночного механизма и способов его регулирования: понимание роли рынка в достижении равновесия, механизма спроса и предложения, идеи регулирования рынка через государственные закупки и продажи, а также через выпуск денег. Вот небольшой отрывок из этого трактата, демонстрирующий уровень экономической грамотности древних китайских философов.

Если выдался прекрасный год, то на рынке продают [хлеб], но никто не берет [его]; собаки и свиньи едят пищу, предназначенную для человека. Если же год выдался скудный, то на рынке продают одно фу [зерна] за десять связок [монет]; и на дорогах валяются голодающие люди. Так неужели это значит, что сила земли определенно недостаточна или что пищи определенно не хватает? Ведь если в прошлом году продавали [так] дешево, что собаки и свиньи ели пищу, предназначенную для человека, то откуда недостаток у народа в нынешнем году. Если вещи бывают дешевы, то их даже по цене, составляющей половину затраченного труда, не берут, и народные промыслы не могут вернуть даже основной затраты. Если же вещи становятся дороги, то их и по удесятеренной цене не достать, и народ лишается возможности потребления [их]. Так разве это потому, что у народа действительно мало материального достатка или дохода недостаточно для потребления? Когда народ при получении доходов упускает сезонную закономерность, то прибыль, реализуемая от вещей, не может быть равномерной. Поэтому искусный правитель пускает в обращение то, в чем народ испытывает недостаток, и держит у себя то, что у народа в избытке. Ведь если у народа есть избыток, то он ценит [блага] низко. Поэтому государь должен сосредоточивать блага, пользуясь дешевой оценкой. Если у народа недостаток, то он ценит [блага] высоко. Поэтому государь рассеивает их, пользуясь дороговизной. Накопление фондов в период дешевизны и рассеивание их [в обращении] в период дороговизны - это дает государю удесятеренные прибыли, а уравновешение богатства может быть достигнуто и закреплено.

Во многих индуистских текстах развивается концепция трех целей жизни человека – религиозного долга, материальной выгоды и чувственной страсти. Каждой из них посвящена целая литература: наиболее известной книгой о долге является «Законы Ману», о выгоде – «Артхашастра», а о любви – «Камасутра». «Артхашастра» (1У-Ш вв. до н.э.) приписывается Каутилье, советнику царя. В работе формулируется идея о том, что царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку об управлении; экономику. Экономика – это учение не о хозяйстве вообще, а наука о пополнении казны. К экономике Каутильо относит земледелие, скотоводство и торговлю. В работе отмечается большая роль оросительной системы и нанесение ей ущерба рассматривается как тяжкое злодеяние. Высказываются мысли о том, что государство должно контролировать доброкачественность товаров и устанавливать пошлины, способствовать использованию в торговле проверенных весов, развивать кредит под поручительство или залог.

Важнейшей предпосылкой античной культуры является возникновение античного полиса, своеобразного города-государства, основу которого составляла земледельческая община. Античный полис возник в ходе борьбы мелких свободных производителей с родовой знатью. В результате этой борьбы было отменено долговое рабство для членов данной общины, которое стало уделом для иноплеменников. Полис представлял собой объединение частных собственников, направленное против рабов, неполноправных жителей и внешнего варварского мира. Феномен античного полиса объясняет многие характерные особенности античной культуры, предопределившей своеобразие экономической мысли. По сравнению с древневосточной литературой античная культура носит более рациональный и демократический характер. Эту культуру создавали свободные граждане города-государства. Греки освоили и развили фонетическое письмо, что облегчило широкое распространение грамотности. Свободное, публичное обсуждение выдвигаемых идей, проектов предопределило светско-рациональный, доказательный характер экономической литературы. Всесторонний характер развития личности становится целью развития производства, личность выступает как главная форма богатства.

Источниками античной экономической мысли периода ее расцвета являются законы города-государства, публичные выступления и трактаты философов, историков, именитых горожан. Позднее появляются специальные произведения, в которых важное место занимают экономические вопросы.

«Экономика» - слово древнегреческого происхождения, дословно означает «домоводство». Древнегреческий ученый Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) написал работу «Ойкономия», где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой смысл (наука о домашнем хозяйстве) это слово сохраняло в течение веков. Правда, оно не обладало у греков таким ограниченным содержанием, как наше домоводство. Ведь дом богатого грека являлся целым рабовладельческим хозяйством, это был своего рода микрокосм античного мира. Ксенофонт отмечает, что заставить повиноваться рабов можно 2 способами: наказанием и хорошим обращением. Рассматривая разделение труда в производстве башмаков, Ксенофонт делает вывод о его положительном влиянии на рост производительности труда. В свою очередь, разделение труда зависит от размеров рынка. Работа Ксенофонта сводится к советам и наставлениям афинскому гражданину, которые иногда банальны, а иногда остроумны: платья и башмаки работников должны быть разными (стимулировать лучших); отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве.

Фрагмент с рассуждением о разделении труда, который представляет для нас ценность, целиком приводится ниже.

':все искусства достигают в больших городах высокой степени совершенства. В небольших городах один и тот же человек изготовляет кровати, двери, плуги, столы; он часто строит даже дома и счастлив, если находит таким путем достаточно работы для своего пропитания. Нельзя конечно, ожидать, чтобы человек, занимающийся столькими ремеслами, исполнял хорошо все работы. В больших же городах есть много покупателей на каждый вид продуктов, и достаточно знания одного ремесла, чтобы раздобыть себе средства к жизни. Часто и одного ремесла для этого много: случается, что один изготавливает мужскую обувь, а другой - женскую; иногда один человек занимается только сшиванием обуви, а другой одним ее выкраиванием; Очевидно, что тот, кто занят наименее сложной работой, знает ее в наиболее совершенном виде.'

Платон (427-347 гг. до н.э.) в работах «Государство» и «Законы» на основе разделения труда выделяет три сословия в государстве: правители (философы), воины и ремесленники и мелкие торговцы. Рабы находятся вне сословий. Для первых двух сословий Платон предлагал отменить частную собственность, ввести своего рода коммунизм в потреблении и сохранить частную собственность только для третьего сословия. Считал необходимым регламентировать хозяйство и не допускать более чем четырехкратной разницы в имуществе.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая ее как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Главной отраслью хозяйства считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно.

В 428 г. до н.э. в Афинах, в семье Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии – Платон. Платон рос в знатной, старинной семье с прочными аристократическими традициями. Большую роль в жизни Платона сыграла его встреча с Сократом. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. После смерти Сократа Платон покидает Афины. В Сицилии, по приказу ее государя, его продают в рабство, однако житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике знаменитого философа, покупает его и немедленно дает ему свободу. Вернувшись в Афины, Платон купил сад с домом, где основал свою знаменитую философскую школу. По преданию, Платон умер в свой день рождения.

Экономическая мысль - это не просто сумма наблюдений и сведений о хозяйственной жизни. Она предполагает известное обобщение, абстракцию, т.е. определенный экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества, стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.). На взглядах Аристотеля мы остановимся подробнее, поскольку, во-первых, его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья, и можно сказать, что в определенной степени вся она покоится на так называемых догмах Аристотеля, а во-вторых, что более для нас важно, Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий.

Вопрос, на первый взгляд, простой: «Чем определяются пропорции обмена товаров?». Именно ответ на данный вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории, суть которых в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товаров. У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки теории трудовой стоимости и упоминания о том, что в основе пропорций обмена лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью. Но не будем искать исчерпывающего ответа у Аристотеля. Его вклад в историю экономической мысли уже в том, что он четко сформулировал проблему. Четко сформулировать проблему – наполовину ее решить.

Замечательна еще одна идея Аристотеля – противопоставление экономики и хрематистики и тем самым первая в истории попытка анализа капитала. Придуманный им термин «хрематистика», не утвердившийся в отличие от «экономики» в новых языках, Аристотель производил от слова «хрема» - имущество, владение. Для Аристотеля экономика – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Она включает в себя и обмен, однако опять-таки лишь в рамках, нужных для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности тоже естественны: разумное личное потребление человека. Что же такое хрематистика? Это искусство наживать состояние, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно в форме денег. Иначе говоря, хрематистика – это искусство вложения и накопления капитала. Аристотель считал ее противоестественной, а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги.

Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными». Аристотель с сожалением констатирует, что из экономики неизбежно вырастает хрематистика, т.е. из простого товарного производства неизбежно возникает капиталистическое.

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. По словам очевидцев, Аристотель с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими глазами, да к тому же еще сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Приехав с севера Греции, Аристотель в раннем возрасте (в 17 лет) пошел в школу Платона. Расхождение во взглядах философов позже привело к созданию Аристотелем собственной школы – Ликея. Известен тот факт, что Аристотель был воспитателем сына македонского царя Филиппа – Александра, будущего завоевателя мира. Умер Аристотель, приняв яд.

Для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни. Для древнеримских мыслителей, исследующих экономические проблемы, на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства: хороший климат, близость богатого города, удобные средства сообщения, ориентируясь на хозяйства, связанные со сбытом продукции. Как экономист-практик Катон пытается установить оптимальные пропорции «элементов производства» специализирующихся рабовладельческих хозяйств. Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Катон относил рабов к орудиям производства, рекомендовал держать их в строгости; считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении, в духе, угодном хозяину. Предусматривая возможные возмущения и выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними, своевременно освобождаться от дряхлых и больных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: