double arrow

Примерный план написания рецензий

1. Предмет анализа (в рецензируемой работе…).

2. Актуальность темы (работа посвящена актуальной теме…).

3. Формулировка основного тезиса (в работе/статье на первый план выдвигается вопрос…).

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка (таким образом, работа, бесспорно, раскрывает…).

6. Достоинства, недочеты (вместе с тем вызывает сомнение тезис о том, что…; отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы…).

7. Выводы (работа оценена положительно…; статья имеет важное значение для…).

Одной из особенностей научных текстов является широкое использование цитат. Общие требования к цитируемому материалу следующие: цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в какой он дан в источнике; пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения сути первоисточника и обозначается многоточием; цитирование должно быть полным, без искажения мысли автора; цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений; при цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест, каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата; при цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая сноска).*

Научный стиль создал строгую систему жанров и строгие правила текстовой композиции. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечной цели, а прежде всего – композиция, но при этом отбрасываются эмоции, многословие, многозначность, подтекст. Красота научного текста в изяществе аргументации, простоте и логичности построения.

Вопросы и задания к шестой теме

1. Каковы основные особенности научного стиля речи?

2. Приведите примеры речевых ситуаций, когда вы используете научный стиль речи.

3. Какие подстили научного стиля речи вам известны? Определите их цели и адресат.

4. Какие основные научные жанры вам известны?

5. Каким основным требованиям должен соответствовать термин?

6. Почему именно в терминологии высок процент иностранных слов?

7. Подберите 5—10 терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы: авто-, анти-, био-, гипер-, гипо-, интер-, интра-, мета-, микро-, моно-, морфо-, мульти-, нео-, поли-, пост-, прото-, псевдо-, суб-, супер-, экстра-.

Знаете ли вы, что обозначают эти элементы? Проверьте себя по словарю иностранных слов. Дополните список известными вам интернациональными элементами, приведите примеры терминов.

8. В чем суть дедуктивного (индуктивного, проблемного, метода аналогии) метода изложения материала в научной речи?

9. Приведите примеры использования в вашей речевой практике описания, рассуждения, повествования.

10. Определите тему предложенного преподавателем текста, тип и стиль речи. Обоснуйте свое мнение.

11. Приведите примеры терминов, используемых в вашей специальности. Дайте их определение.

12. Перечислите стили и типы слушания. Каковы установки эффективного слушания и как они влияют на ход дискуссии?

13. Заполните таблицу:

Плохой слушатель Хороший слушатель
   

1) Экономит время, слушая рационально.

2) Получает как вербальную, так и невербальную информа- цию.

3) Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

4) Считает, что хранит все в голове.

5) Тратит время на обдумывание посторонних тем.

6) Не концентрируется на трудных моментах.

7) Внутренне реагирует на любое эмоциональное высказывание.

8) Позволяет себе расслабиться, отвлечься.

9) Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.

10) Улавливает голые факты, не понимая главной идеи.

11) Пытается осмыслить недопонятое.

12) Слишком возбужден и часто отвлекается.

Какой слушатель вы?

14. Напишите тезисы по теме выступления «Особенности создания научного текста».


Сейчас читают про: