Понятие региона

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ,

Существует достаточно много определений региона в разных областях человеческого знания, каждое из которых характеризует какую-либо сторону этого понятия. Рассмотрим его составляющие.

В Указе президента Российской Федерации “Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации” от 3 июня 1996 г. за № 803 под регионом понимается “ часть Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий ” (см. Приложение 1). В России регион может совпадать с границами территорий субъектов Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Словарь-справочник “Социальная структура и социальные процессы” трактует социологическое понимание региона следующим образом: “будучи социально-территориальной системой, регион должен обладать социально-пространственной общностью организации проживающего в его рамках населения. Отличаясь своеобразием природных условий, сложившейся специализацией производства, определенным уровнем развития производительных сил, производственной инфраструктуры, регион в то же время характеризуется спецификой социальной культуры и инфраструктуры, а также образа жизни населения…”.

Н.Н. Некрасовым предложена трактовка региона как территориального развития производственных сил и производственных отношений, что позволяет рассматривать территориальное образование с позиций его экономической и социальной природы. В.И. Сигов уже четко рассматривает регион как экономическую и социальную общность, отмечая, что “в регионах складываются территориальные общности, члены которых помимо экономических отношений связаны общим отношением к окружающим их условиям жизни - природной и социальной среде. В территориальных общностях осуществляется обмен всеми основными видами деятельности людей, обеспечивающими социальное воспроизводство населения. Вследствие этого они могут функционировать как относительно самостоятельные социальные образования”. С. Барзилов и А. Чернышов понимают под регионом “социологическую квалификацию той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями, единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей. Политическое пространство региона представляет собой организацию его политической жизни, сферу реализации государственной власти на местах и общественного самоуправления”.

Итак, в современной научной литературе регион рассматривается с различных позиций как единство социального, экономического, культурного, естественно-исторического и политического пространства. Само это понятие включает в себя несколько составляющих.

Первая из них – физико-географическая структура реги она. В экономической географии понятие “регион” (от лат. regionis – область) означает то же, что и район; территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения”. Существует географическое единство региона: какой-либо центр, вокруг него каркас.

Вторая составляющая понятия “регион” – экономическая. В экономике под регионом понимается “крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической, производственной и социальной инфраструктурой”. Центр региона – его хозяйственное ядро, вокруг центра сосредоточена основная промышленность, сельское хозяйство, плотность населения здесь выше.

Региональная экономика рассматривает регион как “пространственно ограниченную часть единого народнохозяйственного комплекса”, т.е. как структурный элемент хозяйственного комплекса страны.

Ряд авторов подчеркивают комплексный характер региона как хозяйственной единой системы со сложной структурой. В рамках региона осуществляется весь процесс воспроизводства совокупного общественного продукта”.

Основными звеньями экономического районирования определяются крупные экономические районы - макрорегионы. Они представляют собой целостные территориальные части народного хозяйства, “территориально-производственные комплексы, сложившиеся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами”. В составе макрорегионов присутствуют районы среднего звена или мезорайоны, к которым относятся области, края. В настоящее время на территории России функционирует 11 крупных экономических районов.

Такое районирование очень близко соприкасается со следующей, третьей составляющей понятия “регион”: политико-административным делением территории региона, его политико-административной структурой.

Поскольку властно-силовыми отношениями пронизаны все хозяйственные отношения, политико-административная структура региона совпадает с его экономической структурой. Именно уровни административного деления обеспечивают региону необходимые условия социально-экономического функционирования.

Четвертая составляющая - этническая структура региона. Долгое время эта составляющая практически не бралась в расчет при организации функционирования регионов, соблюдался принцип единства политического, экономического и этнического.

Послереволюционное деление России на отдельные регионы происходило по национально-территориальному признаку.

После распада СССР в России сохранился территориально-национальный принцип, к которому прибавился чисто территориальный. Национально-автономные республики - Татарская, Чувашская и другие - организуются согласно первому принципу. А в отношении областей, например, Саратовской, Новгородской, Тюменской и других, действует второй принцип. Причем у территорий (областей) и национальных территорий неравные права и обязанности по отношению к центру, например, разная степень самостоятельного принятия ряда законов налогообложения, взаимодействия с федеральными органами власти и др. Поэтому создается основа для внутренних конфликтов в России.

Неравное положение областей и автономных республик, округов внутри областных территорий обуславливает стремление этих округов стать самостоятельными субъектами федераций, получить больше прав по отношению к центру.

Следующая, пятая составляющая понятия “регион” - социокультурная.

Социокультурную составляющую понятия “регион” можно выделить в качестве детерминанты общественного развития в силу двух обстоятельств: (1) большинство действующих в социальной системе факторов представляют собой специфически человеческие способы деятельности, т.е. феномены культуры; (2) все факторы, действующие в обществе или воздействующие на него (в том числе природные), даже в тех исторических ситуациях, когда они выходят на первый план, опосредованы общественной психологией.

Культуру можно понять как ядро, в котором отображается мотивация деятельности людей. Культура многослойна, иерархична, внутренне противоречива. Но важнейшее, а может быть, и центральное место в ней занимает программа деятельности субъекта. В повседневной жизни люди действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры. Любой социальный субъект - от общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ - формирует свою субкультуру, или культуру некоторого субъекта как социокультурного целого. Она и содержит программу деятельности соответствующего субъекта.

Итак, регион - это люди, проживающие на его территории и образующие определенную историко-культурную общность с присущим только им складом характера, укладом жизни. Они имеют свои собственные представления о том, как должны решаться те или иные проблемы, они каждодневно решают их, с той или иной степенью консерватизма.

Шестая составляющая “региона” репрезентирует правовую сферу. Деятельность в регионе обязательно подлежит правовому регулированию; законотворчество в региональной области имеет большое значение для нормального функционирования региона, а взаимодействие центральной и региональной законодательных властей может быть источником как конфликтов, так и нормальной жизнедеятельности региона.

Общую политику функционирования региона определяет его седьмая составляющая: политическая. Она представляет собой целостную, упорядоченную совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества в регионах, подчиненных принятым в конкретном обществе политическим, социальным, юридическим, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и установкам политического режима. Именно политическая система в регионе организует отношения между обществом и государством, определяет протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, характеризует состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституционализированных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Центральное положение политической системы в этой системе определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

Регион как единое политическое пространство есть совокупность учреждений и способов, посредством которых осуществляется воздействие населения на местную власть в плане ее формирования (активное избирательное право), обозначения и корректировки социальной политики, и система политического контроля власти над населением. Регион, выступающий как субъект Федерации, имеет конституционно закрепленные предметы ведения и полномочия.

На основании вышеизложенного регион определяется как целостная социальная система, обладающая всеми характеристиками социума. Эта система имеет единую структуру, включающую в себя физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую подструктуры, соответствующие подструктурам социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. И, наконец, основным субъектом и объектом управления регионом является человек, объединенный в социальные общности и вступающий в социальные отношения с другими людьми.

Таким образом, регион представляет собой целостную, пространственно-организованную форму жизнедеятельности социума как системы, как сложное и комплексное явление.

Такая форма имеет свое содержание. Это взаимодействие субъектов в процессе воспроизводства условий жизнедеятельности; материально-вещественные факторы, выступающие основой воспроизводства; количественные и качественные показатели, характеризующие результат - уровень социально-экономического развития. Кроме этого, в регионе существуют функциональные внутрисистемные связи, вытекающие из отношений собственности, отношений по распределению предметов ведения и полномочий. Регион обладает самоуправляющимся механизмом, элементы которого взаимосвязаны, взаимозависимы и дополнены механизмом внешнего регулирования.

Такие качества, как относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность единой цели, связям с внешней средой и определяют регион как сложную социальную систему.

Одним из самых эффективных методов познания систем представляется их моделирование, т.е. замена реальных систем их моделями. Операции или эксперименты, которые невозможно или трудно, долго и дорого проводить с реальной социальной системой (регионом), можно успешно проводить с ее математическими, компьютерными моделями, а полученные результаты можно распространить с соблюдением подобия на реальную систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: