Удельная маржинальная прибыль (доход)
Маржинальная прибыль (доход)
Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов
Общие затраты производства, которые делятся на постоянные (ПОСТЗ) и переменные затраты (ПЕРЗ), можно представить в виде равенства:
ЗАТ = ПЕРЗ + ПОСТЗ или ЗАТ= Р1 х К + ПОСТЗ
где Р1 — переменные затраты на единицу изделия, К — объем производства.
Выручка от реализации определяется отношением: В = Цх К,
где Ц — цена единицы изделия.
Тогда связь между прибылью, выручкой, постоянными и переменными затратами характеризуется соотношением: ПРП = В - ПЕРЗ - ПОСТЗ или ПРП = В – Р1 х К - ПОСТЗ.
Где ПРП-прибыль
Оценим влияние выручки и затрат на прибыль исходя из предположения, что прибыль предприятия должна быть неотрицательной, т.е. ПРП > 0.
Пусть прибыль предприятия равна нулю: ПРП = 0.
В этом случае выручка предприятия равна затратам, т.е. предприятие имеет нулевую прибыль:
ПРБ = 0, В = ЗАТ.
Рассмотрим основные показатели, характеризующие такую ситуацию.
Разность между выручкой от продаж и переменными затратами называется маржинальной прибылью (МПР). Это та часть выручки от реализации продукции, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование прибыли:
МПР = В - ПЕРЗ, МПР = ПОСТЗ + ПРП. Где ПРП-прибыль
Маржинальная прибыль на фактический объем производства определяется по формуле:
МПРП = Кфакт х (Ц - ПЕР).
Разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на ее- производство называется маржинальной прибылью или доходом на единицу продукции (или удельной маржинальной прибылью) (МПР1= Ц-Р1).
Постоянные расходы возникают в процессе функционирования предприятия и не могут быть прямо отнесены на конкретный объект учета затрат. Это затраты на содержание аппарата управления, затраты на обслуживание офисов, средств связи, расходы на контроль, арендная плата, пошлины, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, амортизация, расходы на освещение и отопление при производстве продукта. Они носят комплексный характер, в составе таких расходов отражаются все экономические элементы затрат.
При выпуске нескольких видов продукции их невозможно отнести на себестоимость какого-либо продукта. Они должны распределяться между подразделениями, внутри подразделений между видами продукции. Это необходимо для правильной оценки запасов организации, распределения между себестоимостью реализованной продукции и запасов.
Метод прямого распределения затрат. Применяется в тех случаях, когда непроизводственные центры ответственности не оказывают друг другу услуги. В связи с этим расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные подразделения напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения.
Метод пошагового распределения. Применяется в тех случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке.
Общий принцип распределения затрат в следующем: производственному подразделению, потребляющему большую часть услуг непроизводственного подразделения, должна приписываться пропорционально большая часть затрат этого сегмента.
Процесс распределения затрат непроизводственных подразделений между производственными осуществляется поэтапно.
Метод двустороннего распределения. Двухсторонний, или метод взаимного распределения применяется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен услугами. Распределить затраты с помощью этого метода без использования программного продукта можно лишь при наличии двух непроизводственных центров ответственности.
Основой директ-костинга, часто называемого методом усеченной (неполной) себестоимости, является четкое разделение затрат на переменные и постоянные. При этом постоянные затраты считаются затратами периода и не распределяются между изделиями, а прямо относятся на результат.
Метод <директ-костинг> имеет два варианта:
1) простой директ-костинг, основанный на использовании в учете данных только о переменных (операционных) затратах;
2) развитой директ-костинг, при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.
Основы метода:
1) постоянная направленность учета на конечный результат, т. е. определение маржи по изделиям, в целом по предприятию и производственному результату (прибыли или убытки);
2) учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости по изделиям;
3) учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи в целях определения производственного результата;
4) определение маржи по изделиям как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.
Основой организации учета по методу развитого директ-костинга стало выделение сегментов деятельности и определение результатов в управленческом учете по этим сегментам.
Сегменты деятельности подразделяют на две категории:
1) внутренние (изделия, группы изделий, заказы, центры анализа, прибыли, рентабельности, ответственности);
2) внешние: секторы покупателей - типы покупателей в сответствии с их профессиональной принадлежностью по отраслям (металлургия, машиностроение, электроника и другие в зависимости от номен-
клатуры этой деятельности); классы клиентов (их примерно 10) определены с учетом ранжировки покупателей (по объему покупок, численности и другим критериям); заказы; зоны коымивояжеров; географические зоны реализации; каналы реализации (продажа пряыая, оптовая, розничным торговцам, через снециальные салоны, торговые центры и др.).
Основные новации развитого директ-костинга:
1) появление категории специфических прямых постоянных затрат и системы полумарж и регулирование на этой основе объемов производства и реализации, себестоимости, цен;
2) исчисление результатов (марж) по внешним сегментам (находящимся за пределами предприятия), т. е. использование маркетинговых принципов в системе управленческого учета;
3) пирамидальная (ступенчатая) система калькулирования на базе данных о переменных затратах и специфических прямых постоянных затратах.