Цели и концепции систем подготовки смет, виды сметных систем
Перспективное планирование можно определить как систематичный и формализованный процесс, цель которого — управлять будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели, в период свыше одного года. С другой стороны, краткосрочное (текущее) планирование, или составление сметы, должно отражать текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми Фирма располагает на данный период. Они в значительной степени определяются качеством перспективного планирования фирмы.
Цели составления смет следующие:
1) помощь планированию ежегодных операций;
2) координация деятельности различных подразделений предприятия и обеспечение гармоничности их функционирования
3) доведение планов до руководителей различных центров ответственности;
4) стимулирование (мотивация) деятельности руководства достижению целей организации;
5) управление производством;
6) оценка эффективности работы руководителей.
|
|
Управление составлением годовой сметы:
1. Процесс составления скользящих или гибких смет
2. Этапы составления сметы.
1) сообщение подробностей политики составления смет и основных направлений лицам, ответственным за составление смет;
2) определение фактора, ограничивающего выпуск продукции;
3) подготовка программы сбыта;
4) первоначальная подготовка смет;
5) обсуждение смет с вышестоящим руководством;
6) координация и анализ рассмотренных смет;
7) окончательное принятие смет;
8) последующий анализ смет.
Виды сметных систем:
1.Программа сбыта
2.Производственная программа и сметный уровень запасов
3. Смета использования основных материалов
13.Смета затрат на приобретение основных материалов
5.Смета по труду основных производственных рабочих
6.Смета общезаводских накладных расходов
7.Смета отдела сбыта и администрации
8. Сметы подразделений
9. Обобщенная смета
10. Кассовая консолидированная смета
11. Заключительный анализ
Независимо от размера структурных подразделений центры ответственности можно классифицировать следующим образом:
Центр расходов (затрат) — структурное подразделение, функционирование которого в соответствии с организационно-технологической структурой организации связано с нормированием, планированием и учетом издержек производства. Центр затрат — это организационная единица или область деятельности, где целесообразно накапливать информацию об издержках на приобретение активов (входящие затраты) и расходах (затраты на выходе).
Основными задачами центра затрат являются: получение максимального результата при нормируемом уровне вложений; минимизация вложений, необходимых для достижения желаемого результата.
|
|
Центр затрат объединяет однотипные производственные процессы, обусловливающие издержки однородного характера. Степень детализации центра затрат зависит от целей и задач, поставленных руководством предприятия. Центр затрат можно разделить на центр управленческих затрат и центр нормативных затрат.
Центр прибыли — структурное подразделение, функционирование которого связано с определенными затратами и получением доходов. Полномочия менеджеров центров прибыли шире, чем цен-торов доходов, так как он имеет право варьировать затратами и ценами реализации. Цель центра прибыли — получение максимальной прибыли в результате объективного планирования производственной деятельности при данных ограниченных ресурсах. Критерий оценки деятельности такого центра — размер получаемой прибыли.
Однако менеджер центра прибыли не имеет полномочий рассматривать вопросы об увеличение объема продаж, если это связано с увеличением мощностей.
Центры ответственности могут быть также классифицированы следующим образом:
• центры производственных издержек (основные производственные подразделения или технологические линии, для которых определяются издержки);
• центры издержек по обслуживанию (социальное обслуживание, управление организацией, снабжение, складирование, ремонт и техническое обслуживание, водоснабжение и т.п.);
• центры административных и финансовых издержек (главная администрация, персонал, обучение, анализ хозяйственной деятельности и бухгалтерский учет).