Центры расходов, прибыли, ответственности

Цели и концепции систем подготовки смет, виды сметных систем

Перспектив­ное планирование можно определить как систематичный и форма­лизованный процесс, цель которого — управлять будущими опера­циями, чтобы достичь желаемой цели, в период свыше одного года. С другой стороны, краткосрочное (текущее) планирование, или составление сметы, должно отражать текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми Фирма располагает на данный период. Они в значительной степени определяются качеством перспективного планирования фирмы.

Цели составления смет следующие:

1) помощь планированию ежегодных операций;

2) координация деятельности различных подразделений предприятия и обеспечение гармоничности их функционирования

3) доведение планов до руководителей различных центров ответственности;

4) стимулирование (мотивация) деятельности руководства достижению целей организации;

5) управление производством;

6) оценка эффективности работы руководителей.

Управление составлением годовой сметы:

1. Процесс составления скользящих или гибких смет

2. Этапы составления сметы.

1) сообщение подробностей политики составления смет и основных направлений лицам, ответственным за составление смет;

2) определение фактора, ограничивающего выпуск продукции;

3) подготовка программы сбыта;

4) первоначальная подготовка смет;

5) обсуждение смет с вышестоящим руководством;

6) координация и анализ рассмотренных смет;

7) окончательное принятие смет;

8) последующий анализ смет.

Виды сметных систем:

1.Программа сбыта

2.Производственная программа и сметный уровень запасов

3. Смета использования основных материалов

13.Смета затрат на приобретение основных материалов

5.Смета по труду основных производственных рабочих

6.Смета общезаводских накладных расходов

7.Смета отдела сбыта и администрации

8. Сметы подразделений

9. Обобщенная смета

10. Кассовая консолидированная смета

11. Заключительный анализ

Независимо от размера структурных подразделений центры ответственности можно классифицировать следующим образом:

Центр расходов (затрат) — структурное подразделение, функционирова­ние которого в соответствии с организационно-технологической структурой организации связано с нормированием, планированием и учетом издержек производства. Центр затрат — это организацион­ная единица или область деятельности, где целесообразно накапли­вать информацию об издержках на приобретение активов (входящие затраты) и расходах (затраты на выходе).

Основными задачами центра затрат являются: получение мак­симального результата при нормируемом уровне вложений; мини­мизация вложений, необходимых для достижения желаемого ре­зультата.

Центр затрат объединяет однотипные производственные про­цессы, обусловливающие издержки однородного характера. Сте­пень детализации центра затрат зависит от целей и задач, постав­ленных руководством предприятия. Центр затрат можно разделить на центр управленческих затрат и центр нормативных затрат.

Центр прибыли — структурное подразделение, функциониро­вание которого связано с определенными затратами и получением доходов. Полномочия менеджеров центров прибыли шире, чем цен-торов доходов, так как он имеет право варьировать затратами и це­нами реализации. Цель центра прибыли — получение максимальной прибыли в результате объективного планирования производствен­ной деятельности при данных ограниченных ресурсах. Критерий оценки деятельности такого центра — размер получаемой прибыли.

Однако менеджер центра прибыли не имеет полномочий рассматри­вать вопросы об увеличение объема продаж, если это связано с уве­личением мощностей.

Центры ответственности могут быть также классифицированы следующим образом:

• центры производственных издержек (основные производст­венные подразделения или технологические линии, для которых оп­ределяются издержки);

• центры издержек по обслуживанию (социальное обслужива­ние, управление организацией, снабжение, складирование, ремонт и техническое обслуживание, водоснабжение и т.п.);

• центры административных и финансовых издержек (главная администрация, персонал, обучение, анализ хозяйственной дея­тельности и бухгалтерский учет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: