Резервирование средств (самострахование)

ЛИМИТИРОВАНИЕ

Лимитирование представляет собой установление систем ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска.

Использование лимита — это непосредственное проведение операции, на которую установлен лимит, связанное с переводом денежных средств на счет банка — контрагента (кредитование, предоставление депозита, покупка векселя банка-контрагента), или с обязательством банка произвести такой перевод при опре­деленных условиях (выдача гарантии и т.п.).

В страховании примером лимитирования является установле­ние наибольшего размера (лимита) суммы, которую страховщик может оставить на собственном удержании. Превышение этой суммы влечет за собой отказ от страхования или использования таких форм, как сострахование или перестрахование.

Применяются и такие виды ограничений как, например: по срокам (заемных средств, инвестиций и т.п.); по структуре (доле отдельных затрат в общем объеме, доле каждого вида ценных бу­маг в общей стоимости портфеля, доле льготных акций в общем объеме выпуска и тд.); по уровню отдачи (установление мини­мального уровня доходности проекта) и др.

Лимитирование применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд; хозяйствующими субъектами при прода­же товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т.п.; инвестором — при определении сумм вложения капитала и т.п. В первую очередь это относится к де­нежным средствам — установление предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п. Так, например, ограничение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга.

Отчет об использовании лимита включает в себя следующую информацию: текущий объем задолженности по всем кредитным операциям, на которые распространяется действие лимита; пере­чень операций, составляющих текущую задолженность; макси­мальный объем задолженности, который возникал в течение сро­ка действия лимита.

Резервирование средств, как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убыт­ков при непредвиденных ситуациях за счет части собственных оборотных средств. Внутренний фонд носит название фонда рис­ка. Резервирование средств на покрытие убытков часто называ­ют самострахованием.

Самострахование становится необходимым в следующих слу­чаях:

очевидна экономическая выгода от его использования по сравнению с другими методами управления риском;

невозможно обеспечить требуемое снижение или покрытие рисков предприятия в рамках других методов управления риском.

Первая ситуация может реализоваться тогда, когда в резуль­тате анализа страхового рынка выясняется, что размер премии, которую необходимо заплатить за страхование рисков, является чрезмерно большим. Проведение же предупредительных мероп­риятий дает малый эффект при больших затратах.

Вторая ситуация может возникнуть, если риски предприятия являются очень крупными и покрыть их полностью в рамках от­дельной страховой компании или даже пула компаний не пред­ставляется возможным. Вообще говоря, большинство страховых покрытий являются неполными, и финансовая компенсация ред­ко соответствует всем произошедшим убыткам.

Одной из важнейших характеристик метода резервирования средств, определяющих его место в системе мер, направленных на снижение риска, и область эффективного применения, является требуемый в каждом конкретном случае объем запасов. Поэтому в процессе оценки эффективности, выбора и обосновании вари­антов снижения риска посредством резервирования средств необ­ходимо определить оптимальный (минимальный, но достаточный для покрытия убытков) размер запасов.

Подобные задачи оптимизации запасов являются, как прави­ло, достаточно сложными. Их решению посвящено большое ко­личество исследований и разработок, составивших специальный раздел экономико-математических методов под общим названи­ем теория управления запасами.

Такие расчеты осуществляются, как правило, при запланиро­ванном риске, когда известна вероятность появления и величина возможных потерь, и эти потери решено возмещать из текущего дохода.

Вместе с тем, возможно наступление и незапланированных рисков, потери от которых приходится возмещать любыми име­ющимися средствами. Для таких случаев также желательно обра­зовать страховой резервный фонд.

Так как такие фонды исключаются из оборота и не приносят прибыли, то необходимо также оптимизировать их размер. Най­ти оптимальный уровень таких фондов достаточно сложно. Еди­ного общепринятого критерия здесь нет.

Создание резервного фонда является обязательным для акци­онерного общества, кооператива, предприятия с иностранными инвестициями, его размер не менее 10% и не более 25% от устав­ного капитала.

В любом случае источником возмещения потерь от наступле­ния риска служит прибыль. При создании таких фондов это на­копленная прибыль, в случае отсутствия таких фондов и наступ­ления рисковых событий — недополученная прибыль.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных рас­ходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматри­вающий установление соотношения между потенциальными рис­ками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта. Ос­новной проблемой при создании резерва на покрытие непредви­денных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.

Для определения первоначальных сумм на покрытие не­предвиденных расходов, переоценки их в процессе работы над проектом и уточнения сумм резерва будущих проектов на основе фактических данных могут использоваться все изло­женные выше методы качественного и количественного анализа риска.

При определении суммы резерва на покрытие непредвиден­ных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка. Если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние на проект потенци­ального риска, то неизбежен значительный перерасход средств. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сво­дит до минимума перерасход средств. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может произво­диться на базе одного из двух подходов. При первом подходе резерв делится на две части: общий и специальный. Общий ре­зерв должен покрывать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы. Специальный резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.

Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, напри­мер, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая диф­ференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта. Дальнейшее уточнение размеров непредвиденных расходов требует установления взаимосвязи с элементами структуры разделения работ на разных уровнях, в том числе на уровне комплексов (пакетов) работ. Такое детальное раз­деление работ помогает приобрести опыт и создать базу данных для корректировки непредвиденных расходов. Этот подход обес­печивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относитель­но небольших проектов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету. Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.

Преимущества самострахования можно подразделить на две группы: экономические и управленческие.

Экономические преимущества состоят в следующем:

экономия на страховых премиях, позволяющая снизить зат­раты и увеличить прибыль;

получение дополнительного дохода на капитал при отказе от уплаты страховых премий за счет инвестирования сохранен­ных средств;

экономия за счет более тщательного анализа прошлых убыт­ков.

Экономия, которую можно получить при отказе от уплаты стра­ховых премий, не так уж мала. Особенно ощутима такая выгода при страховании небольших, но частых убытков, которые доста­точно хорошо прогнозируемы за разумный промежуток времени. Страхование в этом случае превращается в обмен деньгами между сторонами, за исключением того, что страхователь дополнительно финансирует расходы на ведение дела и прибыль страховщика, ко­торые могут составить более 50% суммы страховой премии.

С точки зрения эффективности менеджмента самострахование также обладает определенными преимуществами. Они связаны с увеличением гибкости управления риском, сохранением контро­ля над денежными средствами и большим контролем за качеством дополнительного сервиса.

К недостаткам самострахования следует отнести дополнитель­ные организационные затраты, недооценку уровня возможного риска, воздействия инфляции на фонд риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: