Приобретение дополнительной информации

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Про­цесс управления всегда предполагает получение, передачу, пере­работку и практическое использование информации. Приобрете­ние надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильно решение по действиям в условиях риска. Информационное обес­печение состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д.

В указанную информацию входят сведения о вероятности то­го или иного страхового случая, события, о наличии и вели­чине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчиво­сти и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурен­тов и т.п.

Тот, кто владеет информацией, в значительной мере владеет и рынком. Некоторые виды информации составляют предмет ком­мерческой тайны, другие могут быть одним из видов интеллекту­альной собственности, а значит вноситься в качестве вклада в ус­тавный капитал акционерного общества или товарищества. На­личие у ЛПР достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие реше­ния, влияет на правильность таких решений. Это ведет к сниже­нию потерь и увеличению прибыли. При этом важное значение имеет качество информации, которое должно быть оценено при ее получении, а не при передаче, и время ее получения, так как информация быстро стареет. Важным обстоятельством является не только сбор и хранение, но и возможность быстро отыскать и применить нужную информацию. Для этих целей служит компь­ютер, обладающий одновременно и хорошей памятью, и возмож­ностью быстро найти нужную информацию.

Инвестор иногда принимает решения, когда результаты нео­пределенны и основаны на ограниченной информации. Естествен­но, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и снизить риск. Это делает ин­формацию ценным товаром, за который инвестор готов платить большие деньги, а раз так, то вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства.

Как известно, основная задача корпоративного управления заключается в принятии таких решений, которые максимизируют стоимость фирмы в интересах акционеров. Главная проблема, возникающая при реализации этого критерия, состоит в получе­нии информации о том, каково будет наиболее вероятное влия­ние принятого решения на будущую стоимость фирмы. Задача менеджера значительно облегчается, если он имеет возможность следить за изменением рыночных цен на акции своей фирмы и других компаний.

Действительно, при отсутствии информации о рыночных це­нах трудно представить, как этот критерий вообще может быть реализован. Хотя целесообразно было бы предположить, что хо­роший менеджер лучше кого-либо другого осведомлен о произ­водственном процессе своей фирмы, такая внутренняя (с точки зрения фирмы) информация не может быть достаточной для при­нятия эффективных решений. При отсутствии фондового рынка менеджерам потребуется такая внешняя (для фирмы) информа­ция — в частности, сведения о богатстве, предпочтениях и других инвестиционных возможностях собственников, — на приобрете­ние которой (если ее вообще возможно купить) необходимы не­малые средства.

Поэтому существование фондового рынка позволяет менед­жерам замещать тем «пакетом» внешней информации, которую относительно легко собрать — в частности, о ценах на акции и облигации, — тот, который получить практически невозможно: о богатстве акционеров, их предпочтениях и других инвестицион­ных возможностях. Таким образом, наличие хорошо развитых фондовых рынков способствует эффективной реализации отделе­ния прав собственности на фирму от процедуры управления ею.

Иногда курс акций компании «подскакивает» в ответ на пуб­личное сообщение о ее будущих перспективах. Предположим, на­пример, что фармацевтическая компания X объявила, что ее на­учные сотрудники открыли новое лекарство от насморка. В связи с этой новостью, вероятнее всего, курс акций компании резко воз­растет. Однако, если будет объявлено, что против X выдвинуто судебное обвинение, влекущее за собой возможные миллионные выплаты компенсаций покупателям одного из лекарств, выпус­каемых компанией, ее акции, скорее всего, упадут в цене.

Таким образом, можно говорить о том, что рынок акций реа­гирует на информацию, содержащуюся в таких заявлениях. Это подразумевает то, что, как минимум, некоторые из инвесторов, покупающие и продающие акции компании X, следят за основ­ными факторами, определяющими курс ее акций. При изменении таких факторов соответствующим образом изменяется и курс. В самом деле, если курс акций не изменился при оглашении какой- либо важной информации, многие аналитики финансового рын­ка могут заявить, что новость уже отражена в стоимости акций. Именно такого рода зависимость отражается гипотезой эффектив­ного рынка.

Гипотеза эффективного рынка (ГЭР) утверждает, что текущие рыночные цены активов полностью отражают общедоступную для всех инвесторов информацию о факторах, которые могут отра­зиться на стоимости активов.

Причины, объясняющие суть ГЭР, могут быть рассмотрены на следующем, отчасти упрощенном примере. Он описывает дей­ствия финансового аналитика при принятии решения относитель­но покупки акций какой-либо конкретной компании.

Сначала аналитик собирает информацию о компании и о лю­бых факторах, которые могут повлиять на ее деятельность. Затем он анализирует собранные на текущий момент (7D) материалы и делает попытку оценить курс акций в будущем (71). Эту оценку предполагаемой цены акций обозначим как jp(I).

Исходя из текущего курса акций — Р (0), — аналитик может вычислить ожидаемую доходность вложений в эти акции — r:

Однако на этом работа аналитика не заканчивается. Понимая, что данные, которыми он оперирует, не совершенны (подверже­ны ошибкам или влиянию непредвиденных событий), он должен также определить диапазон, в котором возможно колебание ожи­даемого курса акций.

В частности, ему необходимо установить дисперсию значений из этого диапазона относительно наиболее точной оценки и веро­ятность отклонений заданных размеров от этой оценки. Такой анализ покажет возможные отклонения предполагаемых ставок доходности от ожидаемой доходности, а также вероятность воз­никновения таких отклонений. Очевидно, что чем точнее и пол­нее информация, тем меньше разброс возможных значений по от­ношению к вычисленной цене акций и, соответственно, меньше риск для инвестирования.

Теперь, на основании полученных предварительных значений по ожидаемой доходности и ее возможным отклонениям (диспер­сии), аналитик принимает решение о том, сколько акций необхо­димо продать или какую сумму денег можно инвестировать в по­купку акций данной корпорации. Объем предстоящих операций зависит как от соотношения доходности и риска этих ценных бу­маг по сравнению с альтернативными вариантами инвестирования, так и от объема инвестируемых средств. Чем выше уровень ожидаемой доходности и больше средств имеет инвестор, тем боль­шее количество акций аналитик советовал бы купить или продать. И наоборот, чем больше дисперсия (т.е. чем менее точна имеюща­яся информация), тем меньше был бы рекомендуемый объем опе­раций с ценными бумагами.

Для того чтобы понять, как определяется рыночная цена акций, рассмотрим совокупность оценок, предоставленных всеми аналити­ками, и предположим, что рынок находится в состоянии устойчиво­го равновесия. Другими словами, на рынке акций установилась рав­новесная цена, означающая, что спрос на них соответствует предло­жению. Оценки аналитиков могут отличаться по двум причинам:

Они имеют доступ к разному объему информации (хотя предполагается, что доступ к свободно распространяемой инфор­мации возможен для всех),

Они расходятся в толковании того, каким образом факто­ры, упомянутые в этой информации, повлияют на будущий курс акций.

Тем не менее, каждый из аналитиков пришел к определенному выводу относительно того, сколько ценных бумаг покупать или продавать по текущей рыночной цене Р (0), Совокупность этих решений сформирует общий объем спроса на акции компании по цене Р (0).

Предположим далее, что инвесторы начали выполнять реко­мендации финансовых аналитиков. В результате, если рыночный курс акций изначально был слишком низким, то спрос превыша­ет предложение и в этом случае следует ожидать роста котировок. И наоборот, если на рынке обращается большее количество ак­ций, чем это диктуется спросом, следует ожидать падения курса акций. Таким образом, рыночная цена акции формируется как среднее взвешенное значение всех мнений финансовых аналити­ков о том, какой она должна быть.

Ключевой вопрос состоит в том, какова природа такого взвешивания? В связи с тем, что процесс «голосования» осуще­ствляется долларами, аналитики с наибольшим влиянием среди кли­ентов будут контролировать большие суммы денег, а среди них, в свою очередь, наиболее востребованными будут мнения тех, кто обладает наиболее вескими суждениями о рыночной ситуации.

Примите во внимание также то, что аналитики с наиболе вескими, с их точки зрения, решениями полагают, что они вла­деют наиболее полной и точной информацией (что позволяет сузить дисперсию по отношению к предполагаемому значению доходности). Более того, те из них, которые часто ошибаются в своих оценках, рано или поздно потеряют своих клиентов, а те аналитики, которые верят в безошибочность своей информации и чьи клиенты обладают большими инвестиционными возмож­ностями, в конце концов также могут потерпеть фиаско из-за своей самоуверенности.

Исходя из всего вышесказанного можно прийти к заключению, что рыночная цена акций будет соответствовать некоей средне­взвешенной цене, основанной на мнении тех финансовых анали­тиков, которые имеют наиболее веские и аргументированные суж­дения, владеют наибольшим объемом информации и к чьему мне­нию прислушиваются наиболее влиятельные инвесторы. Таким образом, справедливое или истинное значение стоимости акций, выраженное в их рыночных ценах, будет более точным, чем сто­имостная оценка некоего среднего, типичного аналитика.

Теперь предположим, что вы занимаете должность финансо­вого аналитика и обнаружили акции, рыночная цена которых достаточна низка и в связи с этим предоставляется перспектива осуществления выгодной операции. Исходя из предыдущего об­суждения существует два варианта развития ситуации:

Вы действительно можете провести выгодную операцию. Ваша оценка будущего курса акций более точна (т.е. вы обладае­те более точной информацией о возможных будущих событиях, которые отразятся на цене акций, или вы более скрупулезно об­работали и проанализировали имеющуюся информацию).

Другие аналитики информированы более полно, чем вы или они лучше проанализировали доступную информацию, и ваша операция закончится провалом.

Существуют достаточно веские причины, чтобы считать, что уровень профессионализма экспертов и аналитиков очень высок:

Получение огромных денежных вознаграждений теми из аналитиков, чьими рекомендациями остаются довольны состоя­тельные клиенты, вовлекают в эту работу большое количество умных и трудолюбивых людей.

Сравнительная простота вхождения в этот бизнес подразу­мевает то, что конкуренция заставит аналитиков изыскивать дос­туп к наиболее полной и точной информации и разрабатывать более эффективные методы ее обработки.

Фондовый рынок существует уже достаточно долго, чтобы эти конкурентные силы возымели свое действие.

Именно в связи с тем, что профессиональные аналитики кон­курируют друг с другом, рыночная цена все более точно отражает истинную, справедливую стоимость финансовых активов и все труднее находить выгодные возможности для реализации анали­тических разработок.

В процессе сбора и обработки информации по аспектам риска следует стремиться к достижению оптимальной соотносительно­сти между полнотой и качеством информации, с одной стороны, л стоимостью ее получения — с другой. Другими словами, следу­ет стремиться к достижению экономически оптимальной непол­ноты информации. В ряде случаев экономически целесообразно работать с неполной информацией, чем собирать практически полную, но крайне дорогую информацию, требующую к тому же недопустимых затрат времени.

Для этого следует соизмерить возможные потери в результате неполноты информации со стоимостью получения дополнитель­ной информации в приемлемые для жизнеспособности проекта сроки.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, ког­да имеется полная информация и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Предположим, что предприниматель стоит перед выбором сколько закупить товара: 400 единиц или 800 единиц. При закуп­ке 400 единиц товара затраты составят 100 руб. за единицу, а при покупке 800 единиц товара затраты составят 70 руб. за единицу. Предприниматель будет продавать данный товар по цене 150 руб. за единицу. Однако, он не знает будет ли спрос на товар. При от­сутствии спроса ему придется значительно снизить цену, что на­несет убыток его операции. При продаже товара вероятность со­ставляет «50» на «50», т.е. существует вероятность 0,5 для прода­жи 400 единиц товара и 0,5 для продажи 800 единиц товара.

Прибыль составит при продаже 400 единиц товара: (150 - 100) • 400 = 20 000 руб.; при продаже 800 единиц товара — (150 - 70) 800 = 64 000 руб.; средняя ожидаемая прибыль: 20 000 * 0,5 + 64 000 • 0,5 = 42 000 руб.

Ожидаемая стоимость информации при условии определен­ности составляет 42 000 руб., а ожидаемая стоимость инфор­мации при неопределенности (покупка 800 единиц товара) —- 64 000 • 0,5 = 32 000 руб. и тогда стоимость полной информация равна: 42 000 - 32 000 = 10 000 руб. i

Следовательно, для более точного прогноза необходимо полу­чить дополнительную информацию о спросе на товар, заплатив за нее 10 000 руб. Далее, если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и ранка сбыта, обеспечивающие лучший прогноз сбыта на перспективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: