Финансирование рисков

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Существуют различные пути финансирования риска. Прежде всего это текущий бюджет предприятия, в который закладывают­ся расходы на мероприятия по повышению безопасности, буду­щие затраты на компенсацию убытков, затраты на уплату стра­ховой премии и т.д. Затем это резервные фонды самострахования, которые также были сформированы ранее из собственных средств предприятия.

При страховании рисков предприятие получает доступ к стра­ховым фондам, из которых может быть получено соответствую­щее возмещение в случае наступления убытков. Из фондов стра­ховых компаний могут быть также профинансированы предупре­дительные мероприятия, снижающие вероятность наступления страховых случаев.

Для компенсации убытков при наступлении чрезвычайных ситуаций могут быть привлечены кредитные и инвестиционные ресурсы банков и других финансовых институтов. Возможна так­же государственная поддержка из специальных бюджетных и вне­бюджетных фондов, сформированных на случай наступления чрез­вычайных ситуаций,

В общем случае финансирование риска включает в себя три главные статьи расходов:

дособытийное финансирование;

затраты на компенсацию убытков для сохраненных рисков (послесобытийное финансирование);

административные расходы на управление риском (текущее финансирование).

Дособытийное финансирование риска подразумевает отвлече­ние части средств предприятия на организацию резервных фон­дов или уплату страховых взносов до того, как произойдут не­предвиденные события. Оно имеет наибольший удельный вес в общей структуре затрат. В этом случае происходит отчисление части средств предприятия на меры по снижению риска, уплату страховых премий и формирование фонда риска.

Послесобытийное финансирование возникает как необходи­мость предприятия оплатить возникшие убытки. При страхова­нии оно оплачивает только незастрахованные риски. В других случаях компенсация убытков будет происходить либо из резерв­ных фондов, либо из других средств предприятия. Оно заключа­ется в получении средств на компенсацию убытков. Если средства поступают из страховых фондов или фонда риска предприятия, то направление их движения противоположно таковому при до- событийном финансировании. Приток средств из внешних фон­дов компенсирует их отток в виде убытков при наступлении не­благоприятных событий.

Убытки по рискам, не защищенным страхованием или превы­шающие запланированный размер при самостраховании, долж­ны компенсироваться из собственных средств предприятия либо из дополнительных источников. Как вариант можно рассмотреть получение предприятием кредитов или займов, погашение кото­рых отодвигается на еще более удаленные сроки.

Согласно теории дисконтирования денежных потоков, сред­ства, приток или отток которых отдален по времени от момента принятия решения, имеют меньший вес, чем средства, отвлечен­ные в начале процесса финансирования риска. Данное обстоятель­ство необходимо принимать во внимание при анализе сравнитель­ной эффективности решений по управлению риском.

Текущее финансирование риска складывается из админист­ративных затрат на обеспечение работы риск-менеджеров, орга­низацию мониторинга неблагоприятных ситуаций и текущих расходов на компенсацию убытков, внедрение и поддержание компьютерных баз данных, оплату работы экспертов, найм спе­циализированных организаций, выполняющих определенные виды работ — оценку, консалтинг и т.д. Его целесообразно рав­номерно распределить по финансовым периодам и учитывать при анализе эффективности с учетом коэффициентов дисконти­рования.

Сумма всех трех видов затрат на риск с учетом полученных из внешних источников компенсаций и отсроченных платежей, рас­считанная с использованием методов дисконтирования, дает нам хороший показатель эффективности мероприятий по управлению риском, если их сравнительный анализ производится при одина­ковом уровне снижения или компенсации убытков предприятия.

Источники финансирования мероприятий по управлению рис­ком различаются в зависимости от выбранного метода. Можно выделить следующие основные источники:

средства, учитываемые в составе себестоимости изделий;

собственные средства предприятий, в том числе, уставный фонд и резервы, формируемые из прибыли;

внешние источники — кредиты, дотации и займы;

страховые фонды;

фонды самострахования.

В зависимости от конкретной ситуации существуют различ­ные варианты привлечения тех или иных фондов для финансиро­вания риска. К примеру, уплата страховых премий может проис­ходить из прибыли предприятия или из себестоимости в уста­новленных законом рамках. В России для большинства видов страхования отчисления на уплату страховых премий разрешено относить на себестоимость в размере, не превышающем 1% объе­ма реализации продукции.

Формирование фондов самострахования также может происхо­дить различными способами. Для этих целей можно создавать ре­зервы внутри предприятия либо отчислять их в виде страховых пре­мий в специально организованную кэптивную страховую компанию.

Мероприятия по снижению риска могут быть отнесены на се­бестоимость продукции в пределах, установленных законодатель­ством. Кроме того, имеются специальные фонды страховых ком­паний, предназначенные для этих целей, которые носят название «резерв предупредительных мероприятий».

Существуют и другие варианты привлечения средств на цели финансирования риска.

Мероприятия по управлению риском различаются между со­бой по соотношению отдельных видов финансирования в общей структуре затрат.

Снижение риска может финансироваться из собственных средств или себестоимости предприятия. Существует также воз­можность привлечь для этих целей средства из резервов предуп­редительных мероприятий страховых компаний, если данная по­мощь будет увязана с заключением договора страхования. Денеж­ные средства при этом расходуются на установку систем контро­ля и безопасности для машин и оборудования, защитную одежду, обучение персонала, сигнализацию, сейфы, ограждения, огнету­шители, дублирование установок и т.д.

Финансирование мероприятий по снижению риска уменьша­ет вероятность неблагоприятных ситуаций или ограничивает ущерб в случае их наступления, однако, если такая ситуация воз­никла, все убытки предприятие опять вынуждено компенсировать из своих средств.

Уровень административных расходов на проведение исследо­ваний по анализу риска и поддержание работы отдела риск-менеджмента при данном методе является средним.

Сохранение риска обычно подразумевает формирование спе­циальных фондов самострахования предприятия (в основном из прибыли). В отдельных предусмотренных законодательством слу­чаях затраты на создание таких фондов могут быть отнесены на себестоимость, что, безусловно, выгоднее. Поскольку средства при этом остаются под контролем предприятия, то дособытийное фи­нансирование риска сводится, по сути, к уменьшению размера будущей прибыли, так как средства, направляемые в фонд риска, изымаются из производственного оборота и обеспечивают мень­шую (но ненулевую) доходность.

При наступлении неблагоприятных ситуаций компенсация убытков осуществляется из накопленных фондов самострахования. Однако размер этих фондов определяется в расчете на некоторый разумный уровень риска, который в большинстве случаев не будет превышен. Если же убытки превысят запланированный уровень, то предприятию придется изыскивать дополнительные средства для их компенсации. Поэтому при самостраховании необходимо очень тщательно проводить первичную работу по выявлению и оценке риска, а также по распределению финансирования между альтер­нативными вариантами сохранения, снижения и передачи риска, что, безусловно, увеличивает административные расходы на рабо­ту риск-менеджеров, экспертизу и другие затраты.

При использовании варианта накопления фонда самострахо­вания через кэптивную компанию административные расходы еще более увеличиваются, поскольку в этом случае необходимо содер­жать отдельное юридическое лицо.

Таким образом, текущие расходы по сохранению риска и са­мострахованию для предприятия являются наибольшими среди рассматриваемых методов по управлению риском.

Передача риска происходит в виде страхования, которое тре­бует уплаты определенных взносов в страховую компанию. Раз­мер взносов обычно не превышает нескольких процентов от сто­имости страхуемого имущества. По добровольному страхованию страховые взносы уплачиваются, как правило, из собственных средств предприятия, а по обязательному — относятся на себес­тоимость. Исключение составляют некоторые виды доброволь­ного страхования, по которым разрешено часть суммы страхо­вых премий относить на себестоимость в размере, не превышаю­щем 1% объема реализации продукции.

Убытки по рискам, переданным в страхование, возмещаются из фондов страховой компании. При этом размер убытков может быть как меньше, так и больше, чем уплаченная страховая пре­мия, но в пределах оговоренной суммы. Все убытки свыше огово­ренных пределов, а также сохраненные риски покрываются из собственных средств предприятия или специальных займов.

Административные расходы при передаче риска посредством страхования минимальны, так как основная работа по оценке пе­рекладывается на страховщика. В ведении отделов по управле­нию риском остаются функции по поддержанию и периодической ревизии договоров страхования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: