Результаты собираются преподавателям, обрабатываются и предлагаются к обсуждению на следующем занятии

Последним элементом общественной структуры креативности, которым часто пренебрегают, являются поддерживающие социальные условия, от­крытые любым креативным формам — художественным и культурным, рав­но как техническим и экономическим. Данные условия обеспечивают бла­гоприятную экосистему или среду, в которой многообразные формы креативности пускают корни и расцветают. Поддержка различных фено­менов и тенденций из области культуры и образа жизни помогает привлекать и стимулировать креативных специалистов по бизнесу и тех­нологиям. Так происходит процесс "перекрестного опыления" между этими формами, равно как и внутри них, что демонстрирует история развития от­раслей индустрии креативного содержания, от издательского дела и музыки до видеоигр и кино. Социальная и культурная среда также работает как ме­ханизм привлечения всевозможных новых групп и способствует быстрому распространению знаний и идей.

Задолго до XX века креативность уже выступала в каче­стве экономической силы. Более того, если креативность лежит в основе всех достижений в области экономики, тогда экономическую историю можно рассматри­вать как непрерывный ряд новых, все более успешных приемов использова­ния креативности. Хотя творческий импульс имеет универсальную природу, очевидно, что время от времени в обществе должны возникать системы или основные методы организации и осуществления разных видов деятельнос­ти, свидетельствующие о прогрессе в использовании творческих способно­стей человека — в привлечении новых идей, их практическом применении и получении результатов. Эти системы постепенно приживаются, сохраня­ются и, в конечном итоге, начинают преобладать.

Основные новые системы при­менения креативности, как правило, развиваются на базе уже существую­щих. Новые системы не обязательно замещают или побеждают прежние, однако они непременно расширяют и меняют правила игры. Они имеют тенденцию появляться, когда старый порядок приближается к определен­ным пределам, причем с их возникновением всегда связаны периоды ин­тенсивного роста, сопровождаемого нестабильностью. Давно доказано, что значительные новые экономические системы ведут к кардинальным пере­менам в труде, организации общества и географии.

Оглядываясь назад на историю человечества, можно определить не­сколько переломных моментов такого рода.

1. Подъем организованного земледелия стал первым революционным шагом в развитии общества. Сельское хозяйство устранило пределы, которыми прежняя система сдерживала креативность. На протяжении столетий оно вознаграждало тех, кто умел творчески подойти к делу, повышением урожаев и ростом поголо­вья скота. Помимо этого, сельское хозяйство всегда было открыто творческому взаимодействию с другими областями человеческой деятельности.

2. Система земледелия, в свою очередь, ограничивала креативность, поскольку в его сферу вхо­дило только производство продуктов питания и некоторых видов сырья. Тем не менее, вызванные им перемены ускорили развитие специализации в других областях производства. Одновременно с распространением сельского хозяйства прослеживается развитие торговли, сама идея которой кажется нам сегодня такой про­стой и естественной. Система профессиональной специализации и торговли имела очевидные преимущества в смысле стимулов для креативности. Упор на одном виде деятельности (или, как мы теперь говорим, на одной "профессии") позволяет людям находить новые, более эффективные способы практиковать эту деятельность. Появляются города, которые превращаются в центры специализации и активного взаимодействия — проводники креативности.

3. В конечном итоге система гильдий и цехов с присущими ей внутренними ограничениями вошла в противоречие с креативной свободой.

Новым шагом в направлении развития стала промышленная революция, центральное место в которой принадлежало формированию новой системы. Ею стала система мануфактурного произ­водства. Центральная идея мануфактуры состоит в том, чтобы собрать зна­чительное количество рабочих вместе с их инструментами и материалами в одном здании и наладить эффективное производство продукции на основе разделения труда. Мануфактурная система была идеальным и, в сущности, обя­зательным условием эффективного использования машин.

С возрастанием уровня научных и технических знаний изобретатели со­здавали все новые приспособления. Оценить реальную пользу этих машин и вер­нуть затраты на их изготовление можно было лишь благодаря использова­нию их в массовом производстве. Сочетание механизированного обо­рудования и системы его рационального использования спровоцировало настоящий взрыв креативности, открыв устойчивую тенденцию роста от­крытий и изобретений в механике.

Новая система фундаментальным образом изменила общественные структуры, а также ритмы и принципы повседневной жизни. Впервые в ис­тории значительные массы рабочих жили в одном месте, а трудились в дру­гом. Рост го­родов сопровождался их разделением на новые территории: заводской рай­он, торговые кварталы, рабочие районы и секторы, где жили капиталисты и управляющие. Организация общественной жизни происходила в соответ­ствии с развитием новых экономических классов и противоречиями, кото­рые возникали между ними.

4. Следующий этап ознаменовал усиление роли больших организаций. Его определяющей чертой является переход к организованной экономике и обществу современного типа, отли­чительными признаками которых стали крупные институты, функциональ­ная специализация и бюрократия. Основой перехода послужили два глав­ных принципа: разделение практического задания на его элементарные составляющие и преобразование производственной деятельности человека в неизменные и предсказуемые операции.

Необходимо также отметить два наиболее важных креативных аспекта организаци­онной эпохи. Ог­ромным шагом вперед в области креативности была фундаментальная идея о том, что исследованиям и разработкам можно придать определенную ор­ганизацию и систематичность. Второй аспект заключался в повышении эффективности промышленно­го производства и сокращении затрат, что способствовало распространению всевозможных технических новинок среди широких слоев населения. Они не ограничивались новыми товарами, такими как автомобили или бытовая техника, но включали также быстро растущие новые отрасли креативного содержания — киноиндустрию, радио и телевидение — которые помогли сделать развитые промышленные страны мировым центром креативности.

Библиографический список

1. Головина Л. И. Постмодернизм и проблема человека./Л.И. Головина// Философия образования, 2006, № 2.

2. Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века. // https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Ermilova/

3. Компаньон М. Креативный подход в командной работе/ М. Компаньон, Дидье Нуарье. - М, Претекст, 2007.

4. Креатив как территория прогресса. Сибирь XXI века: Монография под ред. О.А. Карловой, 2007.- Красноярск, 2007. - 538 с.

5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. – М.: Классика-XXI, 2005.

6. Эпштейн М. Постмодернизм в России/ М. Эпштейн.- М, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: