double arrow

Креатив как системный фактор экономики XXI века и новые параметры современного рынка труда

Общество меняется в значительной степени потому, что люди этого хотят. Эти изменения не являются случайными и хаотичными, как не являются они и таинственным продуктом коллективного бессознательного. Они носят абсолютно разумный и рациональный характер. Логика этих преобразований до сих пор остается скрытой от нас, поскольку сами преоб­разования все еще продолжаются. Однако в последнее время различные и внешне разнородные тенденции начинают выстраиваться в общую картину. Сейчас уже можно выявить базовый принцип, силу, управляющую этими сдвигами.

Этой движущей силой стала человеческая креативность, играющая клю­чевую роль в экономике и обществе. В своих профессиональных занятиях и других сферах жизни люди сегодня ценят креативность как никогда высоко и культивируют ее с особенным усердием. Творческая деятельность — отличи­тельная черта человека как вида — в наше время приобретает невиданный размах.

По мнению Р.Флориды развитые страны переходят к типу экономики, основанной на информации и управляемой знаниями. Он считает главной движущей силой такой экономики креативность, то есть создание на базе этого знания практических новых форм. Знание и информация при таком подходе являются орудиями и рабочим материалом креативности. Продуктом же является инновация, будь то в форме нового технологического изобретения или новой модели или метода ведения бизнеса.

Р.Флорида определяет креативную экономику на основе профессии (рода занятия). Хотя люди занимались креативными видами деятельности еще с античных времен, именно в креативной экономике происходит переход такой деятельности с периферии в центр всей экономической инфраструктуры.

В прошлом столетии в ряде стран, особенно в США, наблюдался бурный рост творческой активности. Увеличивались размеры инвестиций в исследования и разработки, благодаря чему росло количество изобретений и открытий, а также количество людей, занятых креативным трудом.

Так в США систематическое инвестирование в креативность в форме затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность выросли с 5 млрд. долларов в 1950 году до 250 млрд. в 2000. Это в свою очередь вызвало рост практической отдачи от исследований, выражающейся в количестве патентов ежегодно выдаваемых в США. С 43 тысяч в 1950 году оно возросло до 150 тысяч в 2000. Также увеличилось количество профессионалов, занятых креативной технической работой (инженеры, ученые) с 625 тысяч в 1950 году до 5 миллионов в 2000.

Число людей, работающих в области культуры и художественного творчества, также резко увеличилось с 1950 года. Так в 1950 году профессиональных художников, писателей и актеров – так называемой богемы – было примерно 525 тысяч, а в 2000 их число составило более 2,5 миллионов. В 1950 году на каждые 100 тысяч американцев приходилось около 350 представителей богемы, в 2000 году эта цифра составила уже более 900 человек.

Креативная экономика США приобрела свои влияние и масштаб, посколь­ку за ней стоит внушительная инфраструктура. Пол Ромер утверждал, что "самые важные идеи — это мета-идеи", что означает "идеи относительно того, как обеспечить производство и передачу других идей"

Следует разделять академический и практический подходы к понятию "креативная индустрия".

Ученые обычно выделяют два необходимых признака креативной индустрии: индивидуальный подход при разработке продукта и доминирующее значение нематериальной составляющей в его ценности. На практике же исследователи используют статистические данные, соответствующие международным стандартам. Поэтому, чтобы определить, какие отрасли относятся к креативным, приходится ориентироваться на существующую систему классификации профессий и предприятий.

Наиболее актуальным для исследователей-практиков на сегодняшний день является определение, данное Р. Флоридой. Он относит к представителям ядра креативного класса людей, занятых в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, креативный класс включает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности.

Концепция креативных индустрий не только объясняет прошлое, но и предсказывает будущее. Поэтому она заинтересовала многих политиков. В последние годы власти многих стран, регионов и городов обратили внимание на проблему развития креативных индустрий. Например, премьер министр Великобритании Гордон Браун недавно заявил в своем интервью, что приоритетными секторами британской экономики становятся не аэрокосмическая отрасль и судостроение, а индустрия моды, кино, музыки. Он считает, что именно эти отрасли будут доминировать в экспорте и станут движущей силой для создания новых рабочих мест.

Креативная экономика породила новые подходы к управлению, такие как креативный и эвристический менеджмент.

Креативный менеджмент - касается проблем управления коллективом, причем таких, которые относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и подчиняются подвижным, «дрейфующим» критериям целеполагания.

Отличие эвристического менеджмента от креативного в том, что в его «ведении» находится управление личностью и ее самоуправление - при тех же условиях отсутствия существующей определенности.

Креативный менеджмент «работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а безусловно является результатом деятельности коллектива.

Эвристический же менеджмент, напротив, связан с индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью личности как решающего участника сотворения интеллектуального продукта.

Креативную экономику поддерживает целый комплекс новых организаций и форм, со­зданных исключительно для этой цели. Совместно они образуют то, что Р.Флорида называет "социальной структурой креативности", куда входят:

1. новые сис­темы креативности в области технологий и предпринимательства;

2. новые, более эффективные модели производства товаров и предоставления услуг;

3. общие социальные, культурные и географические условия, благоприят­ные для креативности любого рода.

Креативная экономика опирает­ся на развитую систему венчурного капитала, ускоряющую процессы создания новых фирм и разработки различных инноваций.

Венчурный капитал — капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или борющихся за место на рынке предприятий и фирм.

Развитие системы венчурного капитала происходило как реакция на бюрократические ограничения организационной эпохи. Оно во многом способствовало высвобождению креативных талантов и энергии тех специ­алистов, кого не устраивали прежние рамки больших фирм или исследова­тельских лабораторий.

В послевоенный период лучшие креативные специалисты того времени стали постепенно покидать эти организации ради фирм того типа, что поз­же получил название высокотехнологичных "стартапов".

Стартап — недавно созданная компания, строящая свой бизнес на основе инновации или инновационных технологий, не вышедшая на рынок или едва начавшая на него выходить и обладающая ограниченным набором ресурсов.

Необходимым компонентом подоб­ных инициатив является венчурное финансирование. Венчурный капитал и высокотехнологичные отрасли промышленности развивались в тесной взаимосвязи.

Новый тип венчурных фондов, появившийся в Силиконовой долине, представлял собой ограниченное партнер­ство. Прежде чем финансировать предпринимателей, венчурная компания должна найти деньги. Фонды получали деньги за счет продажи собст­венных акций на фондовом рынке. Ограниченное партнерство привлека­ло огромные суммы венчурного капитала от состоятельных частных лиц и крупных организаций, поскольку сводило обязательства партнеров к ин­вестициям в фонд. С помощью нового финансового механизма в США возникла куда более внушительная, чем в других странах мира, формальная система развития и финансирования начинающих компаний.

Однако наличие венчурного капитала как такового еще недостаточно для инноваций. Его потоки направляются в ре­гионы, где существуют другие элементы развитой "социальной структуры креативности". В подобных местах венчурный капитал становился важной составляющей данной структуры

Модель венчурного капитала далека от совершенства. Она работает не­равномерно, в зависимости от обстоятельств обеспечивая финансирование разному количеству идей. Основную массу но­вых компаний, финансируемых за счет венчурного капитала, ожидает про­вал. Очень немногие достигают успеха на биржевом рынке уже с первой публичной продажей акций, остальные в основном скупаются крупными компаниями. Однако это не смущает венчурных капитали­стов: нередко составив со­стояние на продаже, они могут браться за следующий проект. Венчурный капитал и общая система вокруг него служат мощным катализатором твор­ческого цикла и еще более мощным механизмом выдвижения его продукта на коммерческий рынок.

Другим решающим элементом социальной структуры креативности являет­ся развитие новых институтов и систем производства. Креативная транс­формация не ограничивается созданием новой продукции, но затрагивает также способы ее изготовления. Результатом такой трансформации стало раз­витие креативных предприятий, где помимо физического труда рабочих ис­пользуются также их идеи и творческие таланты.

Другой значительный успех в производстве был достигнут благодаря раз­витию системы аутсорсинга (контрактного производства), состоящей в привлечении специализированных субподрядчиков. Многие люди воспри­нимают аутсорсинг почти как ругательство: крупные компании якобы дела­ют это, чтобы сократить расходы и число штатных сотрудников. Разумеет­ся, часто использование субподрядчиков бывает вызвано именно этими мотивами. Однако нельзя отрицать положительное влияние аутсорсинга на креативность. Во многих отраслях промышленности наличие надежных контрактных производителей помогает новым фирмам вступить в конку­ренцию и позволяет всем, кто в ней участвует, сконцентрироваться на креа­тивном компоненте своей деятельности.

Aутсорсинг — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Эта система обладает двумя преимуществами. С одной стороны, она позволяет креативным фирмам не отвлекаться на производст­во и сосредоточить усилия на разработке новых продуктов или технологий. С другой — она помогает субподрядчикам расширить свои возможности, распределить риск и извлечь выгоду из положительного эффекта масштаба производства.

Данную модульную систему производства компании США выработали в ответ на конкурентные преимущества крупных интегрированных японских производителей. Например, сборка электронной продукции — соединение чипов и остальных час­тей — почти на 100% осуществляется контрактными производителями. Та­кие компании, как Solectron и Flextronics, делают практически все элек­тронные устройства, которые мы используем, от ноутбуков и персональных компьютеров до сотовых телефонов и игровых модулей. В различных стра­нах мира предприятия, оснащенные по последнему слову техники, собира­ют прецизионную электронику для корпорации Solectron, основанной в 1971 в Силиконовой долине. Выгода от этого взаимная: компания, под чьим именем выпускается продукция, может сосредоточиться на разработке из­делий, тогда как субподрядчик совершенствует методы производства.

Эта субконтрактная или модульная система не ограничивается высоко­технологичной электроникой. Благодаря ей многие секторы экономики переживают подъем креативности.

Одним из вариантов такой системы является краудсорсинг.

Краудсорсинг (crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «подбор ресурсов») — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций профессионалам‐любителям готовым бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными в производстве.

Краудсорсинг — это часть того, что Эрик вон Хиппель называет «инновацией с расчетом на пользователя», при которой производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности.

Новая экономика породила и новый рынок труда.

Наиболее примечательная черта нового рынка труда состоит в утрате прочных связей между сотрудниками и компанией. Вместо того, чтобы постепенно продвигаться вверх по должностной лестнице в рамках одной и той же компании, они то и дело переходят от одного места работы к другому в поисках подходящего варианта. Игровое поле остается горизонтальным и уровень мобильности на нем очень высок.

Долгосрочная служба и достаточно стабильная работа в одной фирме – это сравнительно недавние феномены, возникшие благодаря промышленной революции, развитию профсоюзов (в западном обществе) и новых форм управления. Раньше идентичность определялась через род занятий – человек мог вести жизнь фермера, ремесленника, кузнеца. Именно к такой ситуации возвращается сейчас рынок труда.

Результаты исследований показали что современные люди выбирающие путь свободных агентов «пропагандируют постиндустриальное понятие экономического индивидуализма, согласно которому свободные агенты получают независимость и претендуют на часть прибавочной стоимости, прежде полностью уходившей компаниям-нанимателям.

Новый рынок труда, сформированный данными тенденциями, обладает тремя основными характеристиками:

– Сегодня люди чаще выбирают не вертикальные, а горизонтальные карьеры. Постепенное продвижение вверх по служебной лестнице утратило свою привлекательность. Стремление испытать себя, добиться большей самостоятельности и самореализации также предполагает скорее горизонтальное движение, чем вертикальное.

– Люди в большей степени идентифицируют себя со своими занятиями или профессией, чем с компанией. В какой-то мере это связано со сдвигом к специализированным занятиям.

– Люди несут больше ответственности за каждый аспект своей карьеры. Человек принимает на себя не только риск, связанный с переменой места работы, но и обязательства по отношению к собственной креативности, которую необходимо поддерживать и культивировать всеми возможными средствами.

Важным элементом нового рынка труда стал аутстаффинг.

Аутстаффинг — привлечение компанией внештатного специалиста (фрилансера), имеющего соответствующие знания, профессиональные навыки и опыт на время выполнения определённого проекта.

Под аутстаффингом понимают вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер.

Из всех нововведений на рабочем месте мало что привлекло столько внима­ния, сколько либерализация официального стиля одежды. Пример, поданный в свое время мелкими фирмами Калифорнии с их хронически расслаб­ленным стилем, подхватили повсюду. В конце 1980-х корпорация IBM, все­гда требовавшая от сотрудников галстука и белой (не голубой или полоса­той) рубашки, признала неформальный деловой стиль пригодным не только для "неформальных пятниц", но и на каждый день. По данным обзора зара­ботных плат Information Week приблизительно для четверти специалистов по информационным технологиям возможность носить на работе "повсед­невную одежду" имеет решающее значение.

Непринужденный стиль сумел завоевать популярность отчасти по очень простой причине — благодаря своей практичности, но важную роль сыгра­ло также усиление позиций креативной деятельности в нашей экономике. Статус перестал ассоциироваться с тем положением, которое человек зани­мал в фирме, будь он представителем "командного звена" или, на уровне рядовых сотрудников, хорошим исполнителем. Статус отныне связан с при­надлежностью к креативной элите, а люди креативных профессий не носят униформу. Они используют одежду в качестве средства самовыражения, как художники, или одеваются как ученые — скромно и практично, сосредото­чившись целиком на своей творческой задаче. Иначе говоря, они выбирают форму одежды по собственному усмотрению.

Креативная экономика уже не имеет единого протокола в одежде, допус­кая широкий выбор. Разговоры по поводу норм в одежде по большей части упускают главное. Вопрос не в том, как люди выглядят, а в терпимости к различиям и ориги­нальности на рабочих местах, что, в свою очередь, полностью совпадает с новой ролью креативности и потребностью креативного класса в гибких ус­ловиях труда и возможности выражать себя в индивидуальной манере оде­ваться.

Условия труда "профессионалов без галстука" предполагают как новый гра­фик, так и новое отношение ко времени. Растущее количество работников всех отраслей промышленности и видов занятости уже не обязано следовать стандарту рабочего дня организационной эпохи, варьируя при необходимо­сти часы и дни.

Гибкое расписание особенно характерно для креативных профессий. Чем выше образование, тем больше у работника шансов на свободный график, тогда как люди с незаконченным средним образованием чаще других имеют жестко установленные часы работы.

Распространение гибкого графика отчасти отражает перемены в потреб­ностях общества. Однако это явление связано также с самой природой креативного труда. Креативная деятельность, как правило, производится на проектной основе, а проектам свойственна цикличность: периоды кризиса чередуются с перио­дами относительного застоя. Креативная работа требует гигантской концен­трации, поэтому люди нуждаются в свободном времени и гибких условиях, позволяющих им немного расслабиться даже в течение дня. Многие говорят мне, что они предпочитают в обеденное время работать, а затем устроить хо­рошую пробежку или прокатиться на велосипеде, чтобы подзарядиться пе­ред "вторым рабочим днем". Кроме того, креативным мышлением доста­точно трудно управлять. Это необычный род деятельности: мы нередко бьемся над идеей или растрачиваем энергию в бесплодных поисках реше­ния какой-либо проблемы, только чтобы неожиданно найти ответ в самое неподходящее время.

Гибкость отнюдь не означает сокращения часов работы. Одна из опреде­ляющих характеристик труда представителей креативного класса состоит в том, что у них самый длинный рабочий день.

Интерактивный компонент занятия: студентам предлагается ответить на вопросы мотивационного теста для определения:

- мотивации поступления на факультет;

- привлекательности различных видов прикладной деятельности;

- ожиданий студентов при выборе профессии;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: