Система управления качеством

Под системой качества подразумевают все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, а также действия по предоставлению доказательств качества (если это требуется), необходимые для создания у потребителя достаточной уверенности в том, что поставщик будет выполнять требования по обеспечению качества.

В соответствии со стандартом ИСО 9001 на предприятиях разрабатывается и поддерживается в функциональном состоянии система качества. Принципиальная схема построения может быть представлена конусом управления качеством (рис. 1).

Рис. 1. Конус управления качеством на предприятии

В настоящее время в мире внедрение системного подхода к управлению качеством осуществляется в трех направлениях:

Þ через систему качества, основанную на требованиях стандартов ИСО серии 9000;

Þ реализацией системы тотального управления качеством (TQM);

Þ через систему общего руководства предприятием.

Все формы взаимосвязаны, и значительная роль отводится активному использования программно-целевых методов управления качеством.

Принцип открытости на всех уровнях – необходимое условие доверия. Он подразумевает одинаковый доступ к информации для всех без исключения: изготовителей, органов власти и потребителей.

3. Конкурентоспособность (К)

В рыночных условиях экономическое положение компании определяется ее К.

Под К понимают совокупность свойств фирмы, благодаря которым она выделяется среди конкурентов на рынке.

К компании зависит от К ее продукции.

Принцип повышения конкурентоспособности (К) – это базовый принцип подразумевает устранение недостатков и усиление преимуществ продукции.

Кпродукции это совокупность качественных и стоимостных ее особенностей, которые могут удовлетворять потребности покупателя, включая расходы на приобретение и потребление соответствующей продукции.

К товара – это возможность товара быть проданным.

К компании – характеризуется наличием преимуществ, используемых в конкурентной борьбе за потребителя.

Существуют две основные группы конкурентных преимуществ:

¨ низкие издержки (себестоимость) результатов хозяйственной деятельности;

¨ дифференциация продукта (придание продукту уникальных свойств).

Эффективность конкурентных преимуществ, принадлежащих к первой или второй группам, зависит от методов конкуренции, применяемых фирмой в борьбе за потребителя.

Методы конкуренции определяются:

· стратегией компании;

· рыночной конъюнктурой;

· зрелостью отрасли и пр.

В случае если покупатель чувствителен к изменению цены (эластичный спрос) и ценовой фактор определяет потребительские предпочтения, то на рынке действуют ценовые методы конкуренции. При этом преимущества в виде более низкой себестоимости хозяйственной деятельности, чем у конкурента, позволяют фирме, удерживая цены на уровне спроса, получать более высокую, по сравнению со среднерыночной, прибыль.

При использовании неценовых методов конкуренции на рынке конкурентоспособность компании определяется совокупностью уникальных свойств ее продукции, не характерных для аналогичной продукции конкурентов. В данном случае конкурентные преимущества формируются за счет более высокого качества результатов хозяйственной деятельности.

Главные факторы конкурентоспособности:

1) соответствие технического уровня продукции последним достижениям науки и техники (инновационность продукта);

2) соответствие качества продукции требованиям потребителя;

3) соответствие цены качеству продукции.

Т.о., качество результатов хозяйственной деятельности является одним из основных факторов К фирмы.

Качество может быть охарактеризовано с точки зрения:

o потребителя;

o производителя.

С точки зрения потребителя – качество это совокупность свойств и характеристик продукции (работ, услуг), которые придают ей (им) способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в соответствии с назначением. Иначе говоря, это такие свойства продукции, благодаря которым потребитель остается доволен своим приобретением.

С точки зрения потребителя, качество продукта отражает его полезность для данного потребителя (потребительские свойства продукта).

С точки зрения производителя, качество – это соответствие характеристик объекта установленным требованиям.

В рыночной экономике современные концепции менеджмента рассматривают качество с позиции потребителя.

4. Показатели качества (ПК) продукции и услуг

Основной задачей отделов управления качеством является разработка критериев оценки качества, контрольных нормативов, как для отдельных видов изделий, так и для комплексных, интегральных показателей, позволяющих произвести оценку и сравнение уровня качества всей совокупности продукции, выпущенной в течение определенного времени (недели, месяца, года).

Система информации о качестве является необходимым элементом общей интегрированной информационной системы предприятия.

Критерии обычно основываются на классификации ПК по их важности.

1) Показатели технологичности характеризуют свойство продукции, обусловливающее оптимальное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Эффективность работ по обеспечению технологичности изделия определяется следующими факторами:

Ø выбором рационального принципа действия;

Ø рациональным членением и компоновкой конструкции;

Ø преемственностью конструктивных решений;

Ø ограничением номенклатуры и правильным выбором материалов;

Ø соответствием конструкции условиям производства, технического обслуживания и ремонта;

Ø соответствие конструкции составных частей изделия требованиям типовых технологических процессов.

Отработка изделия на технологичность решается на всех этапах разработки и постановки продукции на производство в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Различают технологичность производственную и эксплуатационную.

Основными показателями технологичности являются:

0 абсолютный ТЭП трудоемкости изготовления Т и , который выражается суммой нормо-часов, затраченных на изготовление изделия;

0 уровень технологичности конструкции по трудоемкости изготовления k у.т, определяемый как отношение достигнутой трудоемкости изготовления Т и к базовому показателю трудоемкости изготовления Т и.б: k у.т = Т и / Т и.б;

0 технологическая себестоимость изделия, которая оценивается как сумма затрат на единицу изделия при осуществлении ТП изготовления;

0 уровень технологичности по технологической себестоимости, определяемый отношением достигнутой себестоимости к базовому показателю.

Дополнительные показатели технологичности характеризуют конструктивно-технологические особенности изделия:

o технические показатели расхода материала (масса изделия, удельная материалоемкость, КИМ и др.);

o технические показатели обработки (коэффициент точности, коэффициент шероховатости поверхности);

o технические показатели состава конструкции [коэффициент сборности (блочности), коэффициент перспективного использования (оценивает перспективность изделия для использования его в качестве составной части в других планируемых изделиях)].

2) Показатели стандартизации и унификации. Применение в изделии стандартных и унифицированных составных частей снижает время и средства на проектирование и изготовление изделий в целом, обеспечивает высокую ремонтопригодность и гарантирует установленный стандартами стабильный уровень качества.

Степень стандартизации и унификации изделия характеризуется следующими показателями: коэффициентами применяемости, повторяемости, взаимной унификации для группы изделий.

Коэффициент применяемости К пр для деталей определяют по формуле

где n – общее число типоразмеров составных частей изделия;

n o – число типоразмеров оригинальных составных частей.

Коэффициент повторяемости К п составных частей изделия определяют по формуле

где N – общее число составных частей изделия.

Коэффициент взаимной унификации К в.у для групп изделий определяют по формуле

где ni – число типоразмеров составных частей в изделии;

nmax – максимальное число типоразмеров составных частей одного из изделий группы;

z – общее число неповторяющихся типоразмеров составных частей, из которых состоит группа изделий;

H – общее число рассматриваемых изделий в группе.

При определении этих показателей из расчета исключают крепежные и др. детали.

3) Показатели технического эффекта (назначения) – характеризуют свойство продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и область ее применения:

ü показатели функциональной и технической эффективности (к.п.д., мощность, скорость, точность прибора);

ü конструктивные показатели (габаритные размеры, коэффициент сборности и взаимозаменяемости);

ü показатели состава и структуры (количество калорий в продуктах питания, содержание натуральных волокон в ткани).

4) Показатели надежности:

v безотказность, т.е. свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражается в:

– вероятности безотказной работы;

– средней наработке до отказа;

– интенсивности отказов.

v долговечность, т.е. свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе ТО и ремонтов, выражается в:

– среднем ресурсе;

– среднем сроке службы.

v ремонтопригодность, т.е. свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, а также устранение их последствий путем проведения ремонтов и ТО, выражается в:

– вероятности восстановления работоспособного состояния;

– среднем времени восстановления.

v сохраняемость, т.е. свойство изделия сохранять исправное, работоспособное или пригодное к употреблению состояние после хранения и транспортировки, выражается в:

– среднем сроке сохраняемости;

– назначенном сроке хранения.

5) Показатели экономичности, которые характеризуют экономность использования ресурсов (сырья, энергии и пр.) при создании и потреблении изделия:

– себестоимость;

– трудоемкость;

– ресурсо-, энергоемкость;

– цена потребления (затраты потребителя на обслуживание, эксплуатацию и ремонт изделия в течение всего периода его использования).

6) эргономические показатели, которые характеризуют систему «человек – машина» и учитывают комплекс свойств человека, проявляемых им при взаимодействии с техникой на производстве и в быту:

– гигиенические (освещенность, температура, излучения, шум, вибрация);

– антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека);

– физиологические (соответствие конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека);

– психологические (соответствие изделия возможностям человека воспринимать и перерабатывать информацию, психологическая совместимость).

7) Экологические показатели, которые определяют уровень негативного влияния объекта на окружающую природную среду при производстве, эксплуатации и утилизации.

8) Показатели безопасности, которые характеризуют особенности продукции, определяющие безопасность человека и других объектов при ее эксплуатации (электро-, пожаробезопасность и пр.).

9) Эстетические показатели, которые обуславливают внешний вид изделия:

– информационно-художественная выразительность изделия (оригинальность, соответствие моде);

– рациональность формы (соответствие формы назначению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам).

Качество продукта определяет не только совокупность его функциональных характеристик, но и условия послепродажного обслуживания. Увеличение срока гарантийного обслуживания делает изделие более привлекательным для потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: