Этапы и принципы управления качеством

Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров услуг и работ, процессов и систем управления.

Управление качеством – это методы и виды деятельности, используемые для выполнения требований к качеству, направленные как на контролирование процесса, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирование подразделений предприятия. При этом оно является оперативным управлением деятельностью предприятия по качеству.

Наиболее развитой системой управления качеством является концепция, получившая в английской литературе название Total Quality Management. Дословный перевод – «Полное управление качеством». В нем фундаментальный принцип: полнота управления означает охват всех стадий (этапов) жизненного цикла продукции, структура которого имеет 12 этапов:

1) Подготовка производства, материально-техническое снабжение.

2) Проектирование изделия и определение технических требований.

3) Проектирование процессов производства продукции.

4) Маркетинг.

5) Производство.

6) Контроль, включая испытания и обследования.

7) Упаковка и хранение.

8) Реализация и отгрузка продукции.

9) Монтаж и эксплуатация.

10) Технический надзор и обслуживание.

11) Послепродажная деятельность (сервис и т.п.).

12) Утилизация после использования.

В настоящее время в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов ИСО (ISO) серии 9000.

1-й принцип – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

2-й принцип– роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

3-й принцип – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиваться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

4-й принцип – процессорный подход и органично с ним связанный, 5-й принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система имеющая вход и выход своих «поставщиков» и «потребителей».

Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.

В стандартах ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствие с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

6-й принцип – постоянное улучшение. Тридцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшения недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

7-й принцип – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

8-й принцип – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам (очевидный принцип).

Необходимо иметь ввиду, что современная концепция управления качеством – это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: